Ключик к запоминанию

0
136

Прежде чем начать запоминать ребенок должен пройти «школу» мышления. Чем сложнее и тяжелее задания ставят перед памятью, тем более щепетильное должно быть воспитание мышления, мыслей, умственных способностей.

Чем больше знаний, добытых собственными усилиями, напряжением воли, чем больше затронуло логическое познание эмоциональную сферу ученика, тем крепче память и более в четком порядке укладываются новые знание в сознании.

Ребенок, который видит только поверхностные для всех очевидные признаки вещей, явлений, когда он не сделал никаких «открытий», не пережил чувства удивления перед неожиданными взаимосвязями явлений не сможет толком запомнить информацию.

Известный выдающийся педагог В. А. Сухомлинский был убежден: «Что о воспитании памяти особенно надо заботится тогда, когда ребенку ещё не пришло время заучивать, запоминать не на уроках, не дома. Дошкольное время и учеба в начальных классах – прекрасное время для того, чтобы заложить фундамент крепкой памяти. Нужно заботится о том, чтобы важные истинны о явлениях и закономерностях окружающей среды усвоены детьми без специального заучивания и запоминания, то есть в процессе непосредственных наблюдений.»

Часто можно наблюдать, что ребенок в младших классах учился хорошо, а после них стал учится плохо. Это может быть связано с тем, что в начальной школе недостаточно проводится работа, направленная на развитие мышления, воспитания умственных сил и закладки фундамента запоминания. В начальной школе нужно закладывать фундамент крепкой памяти, но это есть знания, которые ребенок получает непосредственно при познании окружающего мира, под руководством учителя или родителей.

«Зубрежка» вредное явление и непосредственно в юном возрасте. Она порождает инфантильность и сохраняет свойства детского возраста у взрослых людей, приостанавливая их умственное развитие, задерживает формирование способностей. Это можно расценивать как перенесения методов воспитания детей на подростков, когда малышам приходится повторять одну и ту же информацию много раз для её усвоения. Заучивая порциями материал, они тут же выкладывают порциями свои знания учителю, чтобы получить оценку. Таким образом усвоенная информация, может быстро забыться и не нести дальнейшей пользы.

Для того, чтобы учеба не превращалась в зубрежку хорошо было бы предлагать детям читать интересные книжки, журналы, направленные на одну тему, но наполненные разной информацией. Чтобы без специальной установки на запоминание, ребенок усваивал только нужную и интересную для него информацию. Таким образом он обогатит свои познания, не прилагая волевых усилий. Так сработает непроизвольное запоминание, что базируется на живом интересе, мышлении и восторге, здесь большую роль сыграет эмоциональный элемент познания. Как говорил Сухомлинский: «Непроизвольное запоминание – чтение интересных книжек – приводит к тому, что в человеке пробуждается жизнь мысли. Чем активнее жизнь мысли, тем активней развивается способность добровольной памяти сохранять и воспроизводить значительный объём материала. Если человек осмысливает в несколько раз больше материала, чем нужно заучить по учебнику, запоминание материала за учебником перестает быть зубрежкой. Оно становится осмысленным чтением и умственным анализом.»

Чем больше ребенок читает и узнает новой информации, у него будет возникать больше вопросов, эти вопросы нужно удовлетворять, что способствует развитию мысли и непроизвольному запоминанию интересующего материала. Зубрежка может остаться в прошлом, если правильно подойти к учебному материалу.

Дядык Ольга, психолог, администратор СЦ «Азбука для родителей»

Читайте также:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here