Детская игра. Просто забава или необходимый процесс?


-
Детская игра. Просто забава или необходимый процесс?

Дети играют. На всех континентах, у всех народностей и культур , независимо от социального и финансового состояния. Конечно, игры могут быть разными, но их объединяет одно. Игра – это ведущая деятельность в жизни любого дошкольника. Т.е это самое важное, интересное и увлекающее его занятие. И она совсем не бессмыслена, как может показаться серьёзному взрослому на первый взгляд.

 

Для малыша игра – это тренировка перед взрослой жизнью, это поле для экспериментов, для проб и для ошибок, для отработки навыков и различного взаимодействия. Играя, дети развивают свои навыки общения, творческий подход к решению разных задач, гибкость, умение решать конфликты, договариваться, спорить, а ещё ориентироваться в мире чувств, эмоций и устанавливать дружеские отношения.

 

Несмотря на индивидуальность возрастных периодов, игра всё равно проходит свои ступени развития.

0-2 года. Это период, когда малыши знакомятся с собой и окружающим миром, учатся устанавливать тесные эмоциональные связи, формируют привязанность и очень много наблюдают. Они изучают предметы, которые находятся рядом. Поначалу их трогают, облизывают, тянут, бросают и т.п. В дальнейшем – ими манипулируют. Такая игра называется – предметная. Малыш изучает свойства предметов и способы взаимодействия с ними. Это очень важная для него информация, на которой строится общее представление о мире. Что лёгкое, что тяжёлое; что могу бросать, а что катать; предметы могут быть разными по форме и размеру, вкладываться друг в друга, рассыпаться,... Родители на этом этапе могут помочь тем, что будут давать как можно больше различных бытовых вещей для изучения, рассказывать о них, обращать внимание на их особенности (например: сравниваем деревянные и металлические ложки, стучим ими по разным поверхностям и слышим непохожие друг на друга звуки). Многие мамы и папы отмечают, что в возрасте 1,5-2 года детвора дома предпочитает играть совсем не детскими игрушками, а обычной кухонной посудой, вещами из шкафчиков и домашней утварью. Это абсолютно естественно.

Также малышам свойственно подражать взрослым во всём, имитировать их действия. Они этакие «повторюшки». Ведь именно благодаря копированию дети пробуют новые модели поведения. «Але-але»,- говорит малыш, поднося к уху игрушечный телефон. Или насыпает песок в ведёрко и мешает его ложкой, как будто варит суп. Ему нравится повторять «игру» мамы и папы.

 

2-4 года. Малыш становится старше и его начинают увлекать не просто игра с предметами. Он начинает наделять их разными ролями или пробует новые роли на себе. Именно поэтому эту стадию назвали ролевой. В этот период маленькие мальчики и девочки охотно становятся зайчиками, котиками, машинками, самолётиками, которые летают, прыгают, мяукают и т.д. Часто этот период совпадает с кризисом 3х-летия, или как его ещё иногда называют – кризис «Я-сам!». Это период самоосознания, ощущения границ и явных проявлений самостоятельности. Вот поэтому им так интересно пробовать себя в новых воплощениях. «А кем я могу быть ещё?».

Родители могут поддерживать такие игры, предлагая ребёнку представлять себя в разных образах и даже подыгрывать ему. («На заправку-обед приехал наш суперскоростной джип», «Зайка напрыгался и теперь идёт мыть лапки»)

 

3-5 лет. После того, как малыши попробовали себя в разных ролях, они начинают больше фантазировать и игра начинает приобретать вид истории. Такие игры уже называют сюжетными или сюжетно-ролевыми. Некоторые называют этот период расцветом игры. Дети играют в них как самостоятельно так и коллективно. Можно придумывать свои простейшие сюжеты («мишка пришёл в гости к зайке» или «любимый грузовик возит кубики на стройку») или группой фантазировать «Больницу», «Путешествие на море», «Дочки-матери». Такие игры могут быть короткими – на 5-10 минут, а могут проигрываться в течении нескольких дней. Все сюжеты взяты из повседневной жизни малышей. Что они видели, что слышали, что пережили, какие впечатления получили. Чтоб «уложить» для себя новый жизненный опыт его необходимо несколько раз проиграть, прочувствовать и поэкспериментировать. Дети таким образом учатся взаимодействовать друг с другом, решать спорные вопросы и просто ощущать радость от совместных активностей. Это развивает фантазию, интеллект и все социальные навыки. Ведь где ещё удастся попробовать себя за полчаса в роли мамы, воспитательницы, щенка или повара?

Взрослым нужно просто позволить детям играть. Если сюжеты ребёнка однообразны, ему можно пробовать предлагать новые варианты просто ненавязчиво играя вместе с ним. А если инициатива исходит от малыша, то желательно её поддерживать, чтоб ребёнок почувствовал себя ведущим. Важно сохранить ощущение свободной игры и излишне в неё не вмешиваться и не интеллектуализировать. Времени для обучения ещё много будет впереди, а вот поиграть, будучи взрослым, уже вряд ли удастся.

 

После 5-ти лет и на протяжении начальных классов школы детвора учится играть в игры по правилам. Это важный навык, который требуется для социализации, для понимания общественного устройства, командообразования ипоиска своего «места под солнцем» . Правила могут устанавливать сами играющие, а могут принимать уже существующие (например в настольных играх или командно- спортивных). Родители обучают и показывают на собственном примере, что значит достойно проигрывать и как радоваться своей победе, не унижая других. Принять своё поражение дошкольнику очень сложно. На первых порах это зачастую выливается в слёзы, истерики и отказ от игры. Он ещё находится в позиции эгоцентризма, где по ощущениям всё крутится вокруг него, желания полностью удовлетворяются и он вообще самый-самый. Но такую позицию занимать всегда не получится и взрослея, ребёнок знакомится с реальностью взрослой жизни и постепенно принимает игру по правилам.

 

Ассортимент игр на сегодняшний день огромен, поэтому найти что-то подходящее для своего ребёнка сможет любой заинтересованный родитель. Начиная от известных всем шашек и морского боя и заканчивая «Монопоией» и «Уно».

 

Пусть Ваш малыш играет на радость родителям и благо себе!

 

Читайте текже:

Теги: воспитание, детское здоровье, досуг, игрушки, игры с ребенком, ребенок









Новости Азбуки

31.08.2017

Мини сад в СЦ "Азбука для родителей"

Мини сад в СЦ "Азбука для родителей"Приглашаем Вас в Мини детский сад, не полного дня, СЦ "Азбука для родителей". подробнее 18.07.2017

СЦ "Азбука для родителей" приглашает малышей на «ЛЕТНИЕ ПОсиДЕЛКИ»!

СЦ "Азбука для родителей" приглашает малышей на «ЛЕТНИЕ ПОсиДЕЛКИ»!В июле, во всех филиалах СЦ «Азбука для родителей» пройдет детский праздник : «ЛЕТНИЕ ПОсиДЕЛКИ: морская история!». подробнее 07.07.2017

Pregnant’s picnic от СЦ "Азбука для родителей"

Pregnant’s picnic от СЦ "Азбука для родителей"Дорогие, будущие мамы и папы! Лето в самом разгаре. Давайте вместе наполним его яркими красками и незабываемыми эмоциями. Семейный центр «Азбука для родителей» приглашает Вас на увлекательную встречу, которая будет полезна будущим родителям. подробнее

Новости портала

20.11.2017

Ребрендинг Baby Expo

Ребрендинг Baby Expo В новом выставочном сезоне 2018 Форум BABY EXPO подготовил для вас пару сюрпризов: К новой выставке - обновлённый ИМИДЖ подробнее 16.11.2017

Приглашение на он - лайн трансляцию семинара Мишеля Одена в Киеве: «Рождение здоровых детей. Взгляд в будущее»

Приглашение на он - лайн трансляцию семинара Мишеля Одена в Киеве: «Рождение здоровых детей. Взгляд в будущее» Хотите стать участником семинара, Мишеля Одена «Рождение здоровых детей. Взгляд в будущее», не выходя из дома? Приглашаем Вас на онлайн трансляцию! подробнее 15.11.2017

ВНИМАНИЕ РОЗЫГРЫШ!!!

ВНИМАНИЕ РОЗЫГРЫШ!!! Выиграй два билета на семинар Мишеля Одена, который состоится в Киеве, 2 декабря 2017 года подробнее