Иметь гармоничный сценарий жизни – это мечта каждого человека. К тому же, если этот сценарий разворачивается неосознанно, а в жизни, мы лишь получаем подарки судьбы и хорошее настроение. Однако в большинстве случаев далеко не каждый человек является обладателем такого счастливого жизненного сценария. Американский психолог Эрик Берн первым заговорил о том, что в глубоком детстве каждый человек под воздействием тех либо иных эмоциональных факторов принимает решения, которые, впоследствии ложатся в основу его жизненного сценария. И не всегда эти решения способствуют формированию сценария Победителя, очень часто они нам мешают достигать желаемых высот.
Итак, жизненный сценарий закладывается в глубоком детстве под влиянием многих факторов и формируется на трех уровнях: социокльтурный опыт, опыт семьи, рода и личный опыт. Теперь давайте посмотрим, на какой из этих уровней мы с вами можем повлиять и тем самым, добавить гармонии в жизненный сценарий ребенка.
- Социокультурный опыт — если мы с вами проживаем в определенной стране с ее культурой и историей, стереотипами и правилами поведения мы вряд ли сможем внести в это свою лепту, окружающая среда сама будет давлеть на ребенка и диктовать ему свои условия для существования.
- Личный опыт – это всегда загадка. Ведь на самом деле, психологи еще пока не разгадали, почему ребенок реагирует именно на то либо иное жизненное событие, которое в последствии ложится в основу жизненного сценария. Ребенок сам каким-то дивным образом наделяет значимостью и эмоциональной окраской выбранное им событие и принимает решение на всю жизнь: быть успешным и счастливым или быть средним себе таким человеком, не реализовавшим свои мечты.
- Опыт семьи и рода – а это уже к нам! Именно на этом уровне родители имеют возможность создать такую гармоничную атмосферу в семье, в которой ребенок сможет чувствовать себя свободный, услышанным, искренним и внимательным к своим потребностям. Другими слова говоря, ребенок сможем быть самим собой: чувствовать себя и свои желания, знать чего на самом деле хочется и достигать того чего хочется при этом уважая потребности других людей.
Как же создать гармоничную атмосферу в семье? Ведь порой, отношения между родителям очень сложные, натянутые и неискренние и куда уж тут «услышать» потребности ребенка, главное в такой ситуации, чтоб ребенок был накормлен, одет, здоров и не хуже других….. а в это время ребенок формирует свой жизненный сценарий….. Выходит, что уделять лишь внимание ребенку не достаточно для его счастья. Важно уделять внимание всей семейной системе. Очень важно, чтобы в семье все были «услышаны» и «удовлетворены».
Существует замечательная методика познания своих чувств и познания чувств других людей – это ЭМОЦОНАЛЬНАЯ ГРАММОТНОСТЬ. Ее создатель французский психолог Клод Штайнер сам претерпел ни одно семейное фиаско и с возрастом, его желание иметь полноценную гармоничную семью только усиливалось, что заставило его задуматься над причинами семейных конфликтов и неудач и создать систему общения свободную от игр и неискренности. Когда я была на его практическом семинаре, то поняла, что эта методика способна не только улучшить отношения партнеров, но и помочь наладить контакт с детьми, если он разорван или не установлен. Затем работая со своими клиентами я увидела еще большие возможности этой системы – «эмоционально грамотная» семейная пара сможет помочь своему ребенку вырасти свободным человеком имеющим самоуважение и понимающим, чего он хочет от этой жизни, а ведь это характеристики сценария «Победителя» или как его еще называют «Счастливчика».
А теперь, давай попробуем прояснить, ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это способность различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно. Овладение этими навыками помогут эффективнее общаться и лучше понимать людей.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОСТОИТ ИЗ 4 ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ:
САМООСОЗНАНИЕ — возможность распознавать свои собственные эмоции, например, страх, злость, зависть, радость, страсть и понимать то, как эти эмоции влияют на ваше поведение.
САМОКОНТРОЛЬ – возможность контролировать свои импульсивные реакции и поведение, управлять своими эмоциями, брать на себя инициативу, выполнять обещания и приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.
СОЦИАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ – возможность понимать эмоции, мысли, поступки и желания окружающих вас людей, чувствовать себя комфортно вместе с людьми и распознавать, кто в группе и обществе обладает властью.
УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ – возможность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми, вдохновлять и влиять на других, хорошо уживаться в коллективе и управлять конфликтными ситуациями.
Это основные постулаты метода «Эмоциональной грамотности». Пожалуйста, прочитайте их вдумчиво, ответьте самому себе на вопросы (а лучше, запишите в дневник самоанализа):
1. На сколько я эмоционально грамотный человек? (поставьте отметку на шкале от 0 до 100 % и укажите свою цифру % )
0…………………………………………………………100%
2. Такие же процедуры по анализу и оценке себя сделайте по каждому из 4 основных навыков эмоциональной грамотности:
САМООСОЗНАНИЕ 0……………………………………………………100%
САМОКОНТРОЛЬ 0……………………………………………………100%
СОЦИАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ 0……………………………………………………100%
УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ 0……………………………………………………100%
3. Посмотрите на свои результаты и если они вам не по душе, то подумайте, как бы вы могли изменить полученный результаты и какие действия необходимо предпринять для развития 4 основных навыков эмоциональной грамотности?
4. Попробуйте применить 4 основных навыка эмоциональной грамотности на практике в своей реальной жизни.
Ну что ж, теперь мне только осталось поздравить всех тех, кто начал свои шаги в освоении замечательной техники «Эмоциональная грамотность», а это не такое уж простое дело как может показаться на первый взгляд и все же, каждый из нас знает: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!
Наталия Клименко, психолог