fbpx

Ваш ребенок – левша?

Выбор редакции

Еще не так давно (до 1985 года) левшей усиленно переучивали на «правильных», «правых» правшей. Леворукость даже считалась некоторым отклонением, которое следует искоренять. Теперь это делать перестали, и одновременно больше стали интересоваться о мире левшей, насколько он особенный.

Определяем леворукость

Определять левша человек или правша по использованию одной из рук для письма – ложное основание. Левшой можно считать человека, который использует левую руку для обычных дел, по личным нуждам, не задумываясь. И этих действий левой рукой должно быть большинство. Хотя человек может писать правой. То есть идет разделение использования рук: по хватательной функции человек может быть леворуким, а по функции письма – праворуким. Таких людей называют бытовыми левшами. Существует даже убеждение, что многие правши абсолютно не подозревают о том, что они левши.

Среди самых простых тестов на леворукость предлагается следующий: закройте глаза, переплетите пальцы обеих рук в замок; открываем глаза и смотрим, большой палец какой руки оказался сверху. Левый палец – можно говорить о генотипической принадлежности к левшам.

Вышеприведенное определение более подходит взрослым. А что же с детьми? С детками всё гораздо проще в определении, особенно в раннем возрасте, когда мы их еще не успели приучить к письму конкретной рукой. Например, можно предложить ребенку просто нарисовать что-то сначала одной, а потом другой рукой, но то же самое. Наблюдаем, как он это будет делать, насколько ему будет удобно в том и в другом случае, какая рука будет двигаться более активно. И, конечно, сравниваем качество рисунков. Более высокая активность, спокойствие в использовании карандаша и степень качества рисунка подадут знак, какая рука ведущая.

Можно также предложить ребенку открыть (открутить) несколько бутылочек. Откручивать будет ведущая рука.

Еще можно поставить ведерко и попросить побросать его туда теннисные мячи. Следим за тем, какая рука чаще используется.

К правшам или к левшам относить человека — не стоит определять лишь по одному тесту или признаку. Необходимо собрать общую картину. К тому же нельзя разделить всех четко на левшей и правшей. Существует леворукость и праворукость разных степеней. Встречаются даже люди, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Их называют «амбидекстры».

Факторы леворукости

Наследственность является прекрасным основанием для леворукости ребенка. Вероятность родиться левшой в семье с одним из леворуких родителей возрастает в 10 раз. Но генетическая предрасположенность – это и спасение для ребенка-левши одновременно. По наблюдениям, такие детки легче адаптируются, имеют меньше проблем в процессе обучения.

Левое полушарие является доминантным для 98% людей, вне зависимости от леворукости или праворукости. По установленным нормам за руку, являющуюся ведущей, ответственно противоположное полушарие. Для тех, у кого это утверждение находит подтверждение, есть определение как «транс-особи». А у 10% левая ведущая рука подчиняется левому доминантному полушарию, и такие люди входят в группу «цис-особей», неофициально называющимися истинными левшами. Их часто считают очень особенными.

В конце XX века стало популярным мнение о том, что левша – это особо одаренный, гениальный человек. Возможно, это связано с тем, что большинство гениев-левшей были известны в области музыки, живописи, то есть в тех, сферах, где активно используются возможности правого полушария. Но теперь мы понимаем, что с доминантным правым полушариям, эти гении не принадлежали к «цис-особям», которых считаются особенными по другой теории. Так что всё достаточно относительно, и зависит от вашего согласия с той или иной гипотезой.

Касательно детей, одаренность, талантливость больше отводится левшам с правым полушарием в качестве доминантного. Психологи свидетельствуют, что эти дети более эмоциональны, имеют более развитый слух, музыкальные способности, склонности к рисованию, лепке, образному мышлению, более склонны различать нюансы интонации. И эти способности могут выделяться уже с трех лет. Но такие детки также склонны иметь трудность с произношением, и вообще, как правило, начинают говорить позже.

Существует мнение, что леворукость может развиваться у детей, если на распределение функции ведущей руки повлиял пример авторитетного для них человека в ключевой период развития.

То, что левшей некоторое время относили к «не таким», к слабым детям, возможно, питало свои основания из следующих обстоятельств.

Во-первых, ребенок мог оказаться левшой вынужденно: например, была травмирована правая рука.

Во-вторых, во время беременности в семье правшей могли быть осложнения, которые повлияли на возникновение небольших поражений левого полушария. И тогда правое полушарие компенсаторно возложило на себя функции левого. В этом случае говорят о компенсаторной леворукости, точнее о патологической леворукости. Для таких деток развитие будет проходить сложнее. Могут быть трудности в развитии речи, в том числе и письменной, точнее самой функции письма. При таких обстоятельствах, рекомендуется обратиться за консультацией к нейропсихологу, как можно раньше.

Формирование леворукости

Специалисты утверждают, что определить, что ребенок — левша можно, начиная с трех месяцев. Но это вряд ли можно считаться окончательным прогнозом. Ведь только к трем годам ребенок более или менее начинает активно использовать ведущую руку. Окончательное закрепление ведущей роли завершается лишь к десяти годам.

На начальных этапах развития речи в самом раннем возрасте доминирующим является правое полушарие. Постепенно усиливается роль левого, и ведущая роль может перейти к нему. Тех же, чьим ведущим полушарием осталось правое специалисты называют «психическими» левшами. Но они не считают, что в этом случае левая рука действительно является доминантной.

Если же до пяти лет доминирующую роль не взяло на себя ни одно из полушарий, и они имеют равный функциональный уровень, тогда можно относить таких деток к амбидекстрам. Обычно создается ощущение, что эти дети затягивают с выбором ведущей руки. Приводят данные, что таких детей около 20%. Им свойственны особенности психики левшей, но они не испытывают таких же сложностей и стрессов при использовании правой руки.

По данным украинской статистики количество левшей возрастает из-за прекращения насильного переучивания. Общее число леворуких уже более 12%.


Трудности ребенка-левши

Необходимо понимать, что ребенок-левша сталкивается с бóльшим количеством неудобств и сложностей, чем ребенок-правша. Слишком много предметов и оборудования устроено под «правую руку». От частого использования чего-то «праворукого» у ребенка может формироваться мышечный и нервный стресс. К тому же среди левшей больше статистика по травматизации.

Обучаясь в школе, ребенок может также испытывать «информационный стресс», так как методы воспитания, обучения рассчитаны на правшей. Особенно это касается левшей с ведущим правым полушарием. Оно остается менее активно, а значит, ребенок становится более беспокойным, неусидчивым, раздражительным. Одновременно идет большая нагрузка на левое полушарие, что очень утомляет организм, а переутомление ведет к забывчивости, неспособности удержать внимание.

Ребенок-левша может иметь трудности с расположением предметов в пространстве, определением правой и левой стороны объектов. Может наблюдаться зеркальность письма, чтения, путаница в позиции букв и спутанность их написания со схожими (н-и). Особенно это касается истинных левшей.

Как уже говорилось, у левшей с правым доминантным полушарием могут быть трудности в произношении, а также сложности с математическими науками, письмом, чтением. Чрезмерная эмоциональность такого ребенка может влиять на излишнее проявление агрессии, капризности, плаксивости, и вообще на частые смены настроения.


Рекомендации родителям

В советских школах встречались учителя, советовавшие родителям левшей привязывать левую руку к телу, чтобы у ребенка не оставалось выхода, и он писал правой. На Руси, если ребенок брал ложку в левую руку, отец бил ложкой по лбу. К счастью, эти методы сейчас не в почете. Что же могут или должны делать родителей левши?

  • если ребенок начинает замечать, что он не такой как «все», нужно убедить его, что левшей много, и это не является недостатком (хорошо бы привести ему примеры известных людей);
  • оборудовать рабочее место для ребенка согласно его леворукости (правильно поставить лампу, стол у окна и т.д.); к тому же сразу нужно обратиться к правильному обучению позы для письма, держанию ручки именно для левши;
  • помните, что ребенку должно быть удобно и в школе на рабочем месте (стоит попросить учителя, чтобы не садили ребенка левой рукой к проходу, а лучше пусть посадят левым боком к окну, тогда ему никто не будет мешать);
  • ни в коем случае не нужно забывать развивать его способности (особенно творческие);
  • стоит хвалить ребенка за то, что составляет для него трудности, исходя из леворукости;
  • если это ребенок-левша с доминантным правым полушариям, не следует «делать» из него «великого математика» насильно (помогайте ему справиться с трудностями, но учитывайте его особенности);
  • если ребенок излишне эмоционален, быстро утомляется, постарайтесь больше предлагать ему возможностей расслабиться, будьте доброжелательным, для его впечатлительности больше обеспечивайте положительных моментов, меньше критикуйте не по делу;
  • если хотите расположить к себе ребенка, вызвать на доверительную беседу, садитесь по ту, сторону от него, какая рука у него ведущая; исследования подтверждают эффективность этого выбора.

Выравнивание социального положения левшей на уровень с правшами – это большой прорыв, но не совсем достаточный. Хотя многим учителям начальных классов теперь дается дополнительная информация об особенностях обучения и развития именно левшей, не всегда она используется. А родители должны знать об особенностях леворукости еще больше и непременно этим пользоваться. Только никогда не стоит воспринимать это как недостаток ребенка. Леворукость – в основном, это одна из норм природы.

Существует Международный день левши, который отмечается 13 августа и создан по инициативе британского Клуба левшей. Кстати, как-нибудь можете устроить своему ребенку-левше праздник.

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

Предыдущая статья
Следующая статья

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Я — левша была при рождении. Родители переучивали :((( Жаль, что тогда ребенок-левша не имел право быть собой. Рада, что теперь леворукость — не порок. В быту я всё же больше пользуюсь левой рукой, да и выраженность особенностей доминантного правого полушария не скроешь :)))

  2. Я левша. Никаких трудностей при работе с предметами не возникало. В школе золотая медаль, в универе красный диплом — технический ВУЗ, так что про сложности с математическими науками — это ерунда. И кстати вопреки расхожему мнению у меня красивый почерк. Считаю, что трудности левшей, впрочем как и одарённость, сильно преувеличены.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Еще не так давно (до 1985 года) левшей усиленно переучивали на «правильных», «правых» правшей. Леворукость даже считалась некоторым отклонением, которое следует искоренять. Теперь это делать перестали, и одновременно больше стали интересоваться о мире левшей, насколько он особенный.

Определяем леворукость

Определять левша человек или правша по использованию одной из рук для письма – ложное основание. Левшой можно считать человека, который использует левую руку для обычных дел, по личным нуждам, не задумываясь. И этих действий левой рукой должно быть большинство. Хотя человек может писать правой. То есть идет разделение использования рук: по хватательной функции человек может быть леворуким, а по функции письма – праворуким. Таких людей называют бытовыми левшами. Существует даже убеждение, что многие правши абсолютно не подозревают о том, что они левши. Среди самых простых тестов на леворукость предлагается следующий: закройте глаза, переплетите пальцы обеих рук в замок; открываем глаза и смотрим, большой палец какой руки оказался сверху. Левый палец – можно говорить о генотипической принадлежности к левшам. Вышеприведенное определение более подходит взрослым. А что же с детьми? С детками всё гораздо проще в определении, особенно в раннем возрасте, когда мы их еще не успели приучить к письму конкретной рукой. Например, можно предложить ребенку просто нарисовать что-то сначала одной, а потом другой рукой, но то же самое. Наблюдаем, как он это будет делать, насколько ему будет удобно в том и в другом случае, какая рука будет двигаться более активно. И, конечно, сравниваем качество рисунков. Более высокая активность, спокойствие в использовании карандаша и степень качества рисунка подадут знак, какая рука ведущая. Можно также предложить ребенку открыть (открутить) несколько бутылочек. Откручивать будет ведущая рука. Еще можно поставить ведерко и попросить побросать его туда теннисные мячи. Следим за тем, какая рука чаще используется. К правшам или к левшам относить человека - не стоит определять лишь по одному тесту или признаку. Необходимо собрать общую картину. К тому же нельзя разделить всех четко на левшей и правшей. Существует леворукость и праворукость разных степеней. Встречаются даже люди, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Их называют «амбидекстры».

Факторы леворукости

Наследственность является прекрасным основанием для леворукости ребенка. Вероятность родиться левшой в семье с одним из леворуких родителей возрастает в 10 раз. Но генетическая предрасположенность – это и спасение для ребенка-левши одновременно. По наблюдениям, такие детки легче адаптируются, имеют меньше проблем в процессе обучения. Левое полушарие является доминантным для 98% людей, вне зависимости от леворукости или праворукости. По установленным нормам за руку, являющуюся ведущей, ответственно противоположное полушарие. Для тех, у кого это утверждение находит подтверждение, есть определение как «транс-особи». А у 10% левая ведущая рука подчиняется левому доминантному полушарию, и такие люди входят в группу «цис-особей», неофициально называющимися истинными левшами. Их часто считают очень особенными. В конце XX века стало популярным мнение о том, что левша – это особо одаренный, гениальный человек. Возможно, это связано с тем, что большинство гениев-левшей были известны в области музыки, живописи, то есть в тех, сферах, где активно используются возможности правого полушария. Но теперь мы понимаем, что с доминантным правым полушариям, эти гении не принадлежали к «цис-особям», которых считаются особенными по другой теории. Так что всё достаточно относительно, и зависит от вашего согласия с той или иной гипотезой. Касательно детей, одаренность, талантливость больше отводится левшам с правым полушарием в качестве доминантного. Психологи свидетельствуют, что эти дети более эмоциональны, имеют более развитый слух, музыкальные способности, склонности к рисованию, лепке, образному мышлению, более склонны различать нюансы интонации. И эти способности могут выделяться уже с трех лет. Но такие детки также склонны иметь трудность с произношением, и вообще, как правило, начинают говорить позже. Существует мнение, что леворукость может развиваться у детей, если на распределение функции ведущей руки повлиял пример авторитетного для них человека в ключевой период развития. То, что левшей некоторое время относили к «не таким», к слабым детям, возможно, питало свои основания из следующих обстоятельств. Во-первых, ребенок мог оказаться левшой вынужденно: например, была травмирована правая рука. Во-вторых, во время беременности в семье правшей могли быть осложнения, которые повлияли на возникновение небольших поражений левого полушария. И тогда правое полушарие компенсаторно возложило на себя функции левого. В этом случае говорят о компенсаторной леворукости, точнее о патологической леворукости. Для таких деток развитие будет проходить сложнее. Могут быть трудности в развитии речи, в том числе и письменной, точнее самой функции письма. При таких обстоятельствах, рекомендуется обратиться за консультацией к нейропсихологу, как можно раньше.

Формирование леворукости

Специалисты утверждают, что определить, что ребенок - левша можно, начиная с трех месяцев. Но это вряд ли можно считаться окончательным прогнозом. Ведь только к трем годам ребенок более или менее начинает активно использовать ведущую руку. Окончательное закрепление ведущей роли завершается лишь к десяти годам. На начальных этапах развития речи в самом раннем возрасте доминирующим является правое полушарие. Постепенно усиливается роль левого, и ведущая роль может перейти к нему. Тех же, чьим ведущим полушарием осталось правое специалисты называют «психическими» левшами. Но они не считают, что в этом случае левая рука действительно является доминантной. Если же до пяти лет доминирующую роль не взяло на себя ни одно из полушарий, и они имеют равный функциональный уровень, тогда можно относить таких деток к амбидекстрам. Обычно создается ощущение, что эти дети затягивают с выбором ведущей руки. Приводят данные, что таких детей около 20%. Им свойственны особенности психики левшей, но они не испытывают таких же сложностей и стрессов при использовании правой руки. По данным украинской статистики количество левшей возрастает из-за прекращения насильного переучивания. Общее число леворуких уже более 12%. Трудности ребенка-левши Необходимо понимать, что ребенок-левша сталкивается с бóльшим количеством неудобств и сложностей, чем ребенок-правша. Слишком много предметов и оборудования устроено под «правую руку». От частого использования чего-то «праворукого» у ребенка может формироваться мышечный и нервный стресс. К тому же среди левшей больше статистика по травматизации. Обучаясь в школе, ребенок может также испытывать «информационный стресс», так как методы воспитания, обучения рассчитаны на правшей. Особенно это касается левшей с ведущим правым полушарием. Оно остается менее активно, а значит, ребенок становится более беспокойным, неусидчивым, раздражительным. Одновременно идет большая нагрузка на левое полушарие, что очень утомляет организм, а переутомление ведет к забывчивости, неспособности удержать внимание. Ребенок-левша может иметь трудности с расположением предметов в пространстве, определением правой и левой стороны объектов. Может наблюдаться зеркальность письма, чтения, путаница в позиции букв и спутанность их написания со схожими (н-и). Особенно это касается истинных левшей. Как уже говорилось, у левшей с правым доминантным полушарием могут быть трудности в произношении, а также сложности с математическими науками, письмом, чтением. Чрезмерная эмоциональность такого ребенка может влиять на излишнее проявление агрессии, капризности, плаксивости, и вообще на частые смены настроения. Рекомендации родителям В советских школах встречались учителя, советовавшие родителям левшей привязывать левую руку к телу, чтобы у ребенка не оставалось выхода, и он писал правой. На Руси, если ребенок брал ложку в левую руку, отец бил ложкой по лбу. К счастью, эти методы сейчас не в почете. Что же могут или должны делать родителей левши?
  • если ребенок начинает замечать, что он не такой как «все», нужно убедить его, что левшей много, и это не является недостатком (хорошо бы привести ему примеры известных людей);
  • оборудовать рабочее место для ребенка согласно его леворукости (правильно поставить лампу, стол у окна и т.д.); к тому же сразу нужно обратиться к правильному обучению позы для письма, держанию ручки именно для левши;
  • помните, что ребенку должно быть удобно и в школе на рабочем месте (стоит попросить учителя, чтобы не садили ребенка левой рукой к проходу, а лучше пусть посадят левым боком к окну, тогда ему никто не будет мешать);
  • ни в коем случае не нужно забывать развивать его способности (особенно творческие);
  • стоит хвалить ребенка за то, что составляет для него трудности, исходя из леворукости;
  • если это ребенок-левша с доминантным правым полушариям, не следует «делать» из него «великого математика» насильно (помогайте ему справиться с трудностями, но учитывайте его особенности);
  • если ребенок излишне эмоционален, быстро утомляется, постарайтесь больше предлагать ему возможностей расслабиться, будьте доброжелательным, для его впечатлительности больше обеспечивайте положительных моментов, меньше критикуйте не по делу;
  • если хотите расположить к себе ребенка, вызвать на доверительную беседу, садитесь по ту, сторону от него, какая рука у него ведущая; исследования подтверждают эффективность этого выбора.
Выравнивание социального положения левшей на уровень с правшами – это большой прорыв, но не совсем достаточный. Хотя многим учителям начальных классов теперь дается дополнительная информация об особенностях обучения и развития именно левшей, не всегда она используется. А родители должны знать об особенностях леворукости еще больше и непременно этим пользоваться. Только никогда не стоит воспринимать это как недостаток ребенка. Леворукость – в основном, это одна из норм природы. Существует Международный день левши, который отмечается 13 августа и создан по инициативе британского Клуба левшей. Кстати, как-нибудь можете устроить своему ребенку-левше праздник. Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"