Малыш и гаджет. Использовать нельзя запретить.





-
Малыш и гаджет. Использовать нельзя запретить.

На сегодняшний день, никого не удивишь тем, что ребёнок, который не умеет ещё разговаривать и ходить, с планшетом или смартфоном обращается намного лучше и свободнее старшего поколения.

 

Никто не спорит с тем, что современные дети очень отличаются от своих родителей, не говоря уже про бабушек и дедушек. Однозначно, на них очень влияет среда и пространство, в котором они находятся. За последние годы и десятилетия человечество спринтерскими темпами развивается в сторону технического и цифрового прогресса.  Всевозможные устройства и технологии уже стали обыденной частью нашей жизни. И дети уже не представляют, как можно без всего этого разнообразия обойтись. А жизнь без телефона им кажется  «эпохой динозавров».

 

Изолировать ребёнка от гаджетов вряд ли получится. Только если семья не живёт вдали от городской суеты и ведёт достаточно аскетичный образ жизни, сознательно не используя технологические новинки.  Да и многие родители считают, что не нужно этого делать. Ведь ребёнок должен идти «в ногу со временем», знать как и чем можно пользоваться.

 

Но, как и во многих воспитательных процессах важно научиться находить баланс и золотую середину. Ведь один и тот же предмет или действие при правильном использовании может приносить неоспоримую пользу, улучшать качество жизни и расширять возможности. Но при излишнем внимании может приносить вред, оказывать негативное влияние на физическое или психическое здоровье и даже замещать собой реальную сторону жизни.

 

Для того чтобы лучше разобраться, что именно тревожит родителей, попробуем перечислить позитивные и негативные моменты использования новейших устройств.

 

Минусы для ребёнка дошкольника:

  • Продолжительное сидение (больше 20-30 минут) перед экраном или монитором слишком перенапрягает зрительный аппарат ребёнка и провоцирует развитие близорукости. К тому же для ребёнка неестественно долго находиться в статичной позе. Это ведёт к гиподинамии с одной стороны или неконтролируемой активности с другой. Ведь ребёнку потом необходимо как-то выплеснуть накопившуюся энергию.
  • С гаджетом невозможно поговорить в том смысле, в котором это необходимо ребёнку для гармоничного развития. Телефону не задашь вопрос, не получишь обратную связь, он не сможет эмоционально отреагировать на  действие или высказывание. С ним невозможно выстроить доверительный контакт или поделиться душевным теплом. Только в диалоге с человеком ребёнок развивается социально и эмоционально. Также это очень влияет на развитие речи ребёнка в целом.
  • При просмотре мультфильма/игры малыш выступает в роли слушателя, наблюдателя, но не активного участника процесса. Его мнение не важно. Даются уже готовые шаблоны, которыми необходимо только манипулировать. Это может привести к ухудшению развития творческих качеств/креативности, пассивному усвоению информации и ограничивать работу мышления (навык критического мышления страдает особенно).
  • Малыш в возрасте до 3-4х лет познаёт окружающий мир через взаимодействие с ним. Во время игры на телефоне у человека в основном задействованы 2 канала принятия информации: зрение и слух. Но для ребёнка этого недостаточно, ему нужно использовать также прикосновения, движение, обоняние, вкусовые рецепторы... Чтобы научиться играть в мяч и использовать его – с ним нужно повзаимодействовать. Не достаточно смотреть на экране как он прыгает или катится.
  • Неконтролируемый по содержанию просмотр мультфильмов/youtube-каналов может привести к переизбытку агрессии, повышению тревожности, впечатлительности и раздражительности. Не всегда дети самостоятельно могут оценить информацию с позиции здравого смысла. Они могут начать копировать поведение экранных героев, перенимать их ценности и выставлять схожие требования к окружающим взрослым (манипулируя и вынуждая к дорогим покупкам и т.п.)
  • Благодаря интернету и свободному доступу к разным сервисам теряется ценность информации. А у ребёнка может пропадать поисковый интерес, умение задавать вопросы, читать книжки или предпринимать действия для нахождения ответа.

 

Плюсы использования:

  • Гаджеты – часть техническо-информационной жизни общества и  развивающего пространства в целом. Если ребёнок умеет ими пользоваться, то он себя чувствует более уверенно и современно. Но это относится к детям старшего дошкольного возраста  и школьникам.
  • Рациональное использование телевизора/компьютера расширяет мировозрение детей и помогает им избавиться от стереотипных представлений. Благодаря новым технологиям взрослые могут больше показать, предоставить информацию, которую сложно реализовать в реальном времени (виртуальные экскурсии, жизнь животных в дикой природе, эксперименты и т.п.)
  • Технологические устройства делают жизнь более комфортной, удобной и интересной. Помогают людям в решении бытовых вопросов и насыщают жизнь впечатлениями.

 

Плюсов можно перечислять ещё много. В любом случае развитие идёт в направлении того, что цифровые технологии всё больше времени и места занимают в жизни современных людей. Чтобы это не помешало гармоничному развитию наших детей и принесло им пользу, родителям можно дать следующие рекомендации:

  • По возможности знакомить ребёнка позже с планшетом/смартфоном (после года, к примеру). В грудничковом возрасте это точно не выступает необходимой потребностью. Более важно реальное общение, телесный контакт и совместные игры.
  • Контролировать время нахождения перед экраном. Рекомендаци офтальмологов никто не отменял. И чем больше и дальше экран от глаз ребёнка – тем лучше. Телевизор предпочтительнее планшета, а планшет – телефона.
  • Первые мультфильмы желательно смотреть вместе. И вообще стараться  анализировать контент, который предлагается (на наличие сцен агрессии, общения персонажей, эстетики мультипликационных существ). По возможности комментировать происходящее на экране и обсуждать.
  • Для игр, мультиков отводить конкретное время в расписании дня малыша. Функцию контроля этого времени можно переложить на будильник/таймер/песочные часы.
  • Стараться не злоупотреблять использованием гаджетов. Да, порой удобно усадить малыша перед экраном на какое-то время, чтобы закончить свои дела или просто передохнуть, чтоб ребёнок не мешал. Но это не должно носить систематический характер.
  • И, конечно, больше заполнять время ребёнка реальными активностями: прогулки, игры, спорт, чтение, творчество, общение, кулинария, помощь по дому. Также учить ребёнка занимать себя самостоятельно, показывать разные модели поведения, общения, знакомить с эмоциональным миром .

 

И самое главное – показывать на собственном примере все краски жизни, умение радоваться мелочам, взаимному общению, интересному времяпрепровождению, а цифровые устройства рассматривать как важную часть жизни, но не замену или подмену её.

 

Инструктор по подготовке к родам СЦ "Азбука для родителей", Сазонова Полина

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Комментарии

Оксана Оксана | Написано: 20.01.2019 21:12:31 Сегодня в эпоху технического прогресса мы уже не можем представить свою жизнь без всевозможных гаджетов: смартфонов, планшетов и других. О том, так ли необходимы и полезны эти устройства для формирующейся детской психики хорошо написано здесь http://real-mama.ru/rebyonok-i-gadzhety-pooshhryat-ili-zapreshhat/

Добавить комментарий

 
Имя:
 
E-mail:
 
Защитный код:
 

Всего символов: 4000.












Новости Азбуки

13.12.2018

Лучший подарок для будушей мамы

Лучший подарок для будушей мамыБеременные женщины очень...переменчивы, не так ли? Выбрать им подарок на Новый год, тот еще квест)) подробнее 13.12.2018

Азбука дарит новогодние подарки будущим мамам

Азбука дарит новогодние подарки будущим мамамТссссссс!! Это большой-большой секрет! Только для своих клиетов, и только для самых любимых в мире подписчиков))) подробнее 13.12.2018

Новогодние утренники 2018

Новогодние утренники 2018

Дорогие мамы и папы! Мы открыли предварительную запись для наших маленьких клиентов и уже готовимся провести с ними самый яркий новогодний утренник! 

подробнее

Новости портала

18.01.2019

Ліхтаріус. Історії оживають

Ліхтаріус. Історії оживають Це самобутня музична вистава для всієї родини, яка вже кілька місяців поспіль занурює в казку і дарує справжню подорож в вимір музики, краси та таланту глядачам самого різного віку. подробнее 17.01.2019

Під Києвом відсвяткують Хрещення за стародавніми традиціями

Під Києвом відсвяткують Хрещення за стародавніми традиціями 19 та 20 січня Древній Київ у «Парку Київська Русь» запрошує всіх на грандіозне святкування Водохреща за традиціями наших предків. На гостей чекає можливість зануритися в освячену воду Лісового озера, а також яскрава шоу-програма за участю кінного театру, смачні гарячі страви, запальні флеш-моби та хороводи. подробнее 11.01.2019

Під Києвом із розмахом відсвяткують Старий Новий рік

Під Києвом із розмахом відсвяткують Старий Новий рік У Древньому Києві в «Парку Київська Русь» новорічні свята тривають! 12 і 13 січня жителі Древнього Києва в Князівстві Київська Русь запрошують дорослих і дітей відсвяткувати настання «Старого» Нового року в атмосфері середньовіччя. подробнее
Погода