fbpx

Планирование ребенка

Выбор редакции

Обычно выделяют три группы факторов, влияющих на развитие ребенка: генетические, парагенетические (материнские) и социальные. Существует также следующая градация факторов развития: биологические, окружающей среды и социальные. Во всех исследованиях отмечается разнообразие и сложность факторов, имеющих существенное значение для развития ребенка. Многие из них известны лишь частично, при этом диапазон их воздействия на психическое развитие ребенка не до конца изучен и нередко находится в сфере гипотез.

Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения.

От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы. Свидетельством влияния генетических факторов является сходство детей и родителей, родственников, братьев и сестер и так далее.

То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.

Как показывают исследования, от генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания и многие другие свойства соматического происхождения. Свидетельством влияния генетических факторов является сходство детей и родителей, втом числе родственников, братьев, сестер и т. п.

Размеры тела новорожденного главным образом зависят от парагенетических. факторов, связанных в основном с условиями внутриутробной жизни, которые прежде всего отражают влияние так называемых материнских факторов. Со временем становится заметным действие наследственности и социальных факторов.

Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов и т. д.

Для развития зародыша и плода основное значение имеет плацента, которая проявляет «активность» уже на третьей неделе жизни плода и является чрезвычайно чувствительной к нарушениям. Недостаточное развитие и неправильное расположение плаценты в матке отрицательно влияет на питание плода, и, следовательно, непосредственно на его развитие.

К неблагоприятным факторам, действующим в период внутриутробного развития, относят такие явления, как замирание плода, возникновение некоторых дефектов развития, преждевременные роды, отставание в развитии плода, слабая приспособленность к жизни вне материнского лона. С отрицательным влиянием факторов среды связывают увеличивающийся процент детей с небольшим весом тела после рождения, что отрицательно сказывается на их психосоматическом развитии в будущем.

Не лучшими условиями для развития плода являются также следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро- и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска.

Для процессов развития, следовательно, роста, созревания и совершенствования клеток, тканей, органов и всего организма характерна большая динамика, с которой связаны определенные физиологические колебания для соблюдения равновесия, необходимого в противостоянии организма действию неблагоприятных факторов. Чем быстрее идет развитие, тем легче нарушить нормальное созревание организма.

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов.

Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше.

Взаимодействие хромосомных систем и внешних факторов является чрезвычайно сложным. Доказано, например, что частота деформаций развития, обусловленная набором хромосом, увеличивается в зависимости от возраста матери: у детей, рожденных матерями до пятнадцати лет или после сорока, они проявляются в четыре раза чаще. При этом имеет значение и возраст отца.

Кроме этого, в возникновении хромосопатии особое место отводится действию радиоактивных веществ. Необходимо отметить также, что на мужские половые клетки отрицательно влияют высокие температуры и некоторые химические препараты, например, пары бензола, окись углерода, соединения свинца, ртути и др. В последнее время отмечается негативное влияние плохого питания на развитие как мужских, так и женских генерирующих клеток.

Прямое следствие неправильного распределения генов (хромосомной аберрации) — органические изменения центральной нервной системы плода, ведущие к физическим и психомоторным нарушениям в развитии ребенка, причем усиление этих нарушений не всегда является отражением степени тяжести хромосопатии.

Неотвратимость нарушений центральной нервной системы ребенка и значительное отставание в умственном развитии вызывают появление обусловленных генетически метаболических блоков. Пример такого блока — фенилокетонурия. В результате этого нарушения в организме ребенка образуется токсическое соединение, которое отрицательно действует на центральную нервную систему: в итоге снижается активность одного из ферментов. На основе изучения биохимического механизма этой болезни можно противодействовать ее негативным последствиям, соблюдая специальную диету с первых дней жизни, — предупредить возникновение умственного отставания ребенка.

Следует также знать, что около 30 % всех нарушений в развитии плода обусловлены действием отрицательных факторов в раннем периоде беременности, обозначим последние термином эмбриопатия. Виды эмбриопатии определяются типом негативно действующего фактора. Эмбриопатия вирусного происхождения — это нарушение, вызванное вирусной инфекцией в период внутриутробного развития. Последнее возникает не только, как думали раньше, вследствие заболевания матери краснухой в первые месяцы беременности. но и • результате таких вирусных болезней, как грипп, инфекционная желтуха, корь, свинка. В последнее время обращается внимание на эмбриопатию, которая вызвана облучением плода в период беременности ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, радиоактивными элементами, изотопами и действием атомной энергии. Глубина деформаций и нарушений зависит от того, на какой стадии беременности начали действовать отрицательные факторы.

Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки.

В последнее время подчеркивается также, что в период беременности не следует употреблять антибиотики, сульфаниламиды и барбитураты.

Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные змоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.

В новейших исследованиях акцентируется внимание на проблеме кислородного голодания. Кислородное голодание возникает как результат снижения уровня гемоглобина, повреждения плаценты и отравлений во время беременности. При кислородном голодании снижается способность плода получать кислород через ткани, что случается при отравлениях лекарствами.

Здоровье матери — один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробный период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором и под. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешенности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Завершая анализ биологических факторов, связанных с созреванием плода, отметим, что с развитием медицины все глубже и обстоятельнее изучается механизм их патогенного влияния.

Условия, в которых рождается и воспитывается ребенок, также оказывают существенное влияние на его развитие и здоровье. Доказано, что дети, которые вырастают в плохих условиях, уступают по уровню развития детям, которые живут в благоприятных условиях. Одним из важных и наиболее исследованных факторов воздействия на развитие считают питание.

Исследовано также влияние на развитие ребенка перенесенных им болезней. Как показывают данные современной науки, даже так называемые легкие болезни вызывают серьезные нарушения в развитии детей, которые росли в хороших условиях. Однако ребенок, вследствие интенсивного развития после выздоровления, очень быстро восполнял то, что было утрачено во время болезни. Необходимо подчеркнуть, что в неблагоприятных условиях даже кратковременные легкие заболевания могут вызывать серьезные последствия, в особенности, если они часто повторяются. Замечено, что дети, страдающие до года поносом и респираторными заболеваниями, медленнее растут и прибавляют в весе. В ряде исследований отмечается, что девочки по сравнению с мальчиками менее восприимчивы к болезням, вызванным неблагоприятными бытовыми условиями.

В свете современных знаний влияние факторов психического развития на здоровье ребенка несомненно. Доказано, что дети, которых воспитывают в плохих условиях, в большей мере подвержены различного рода стрессам. Последние могут влиять на аппетит, пищеварение и множество других процессов, что в итоге сказывается но росте и весе малыша.
Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка.

В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Третью группу факторов, на которые хотим обратить особое внимание родителей, составляют социальные условия. У ребенка до трех лет они чаще всего ограничиваются родительским домом.

Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он — одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.

По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.

О чем еще должны помнить родители, желающие обеспечить своему малышу соответствующие условия развития? Им не следует надолго разлучаться с маленьким ребенком. Дом — это единственное место, где малыш чувствует, что его любят, его поступки одобряют и ему здесь не страшно.

Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические, родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить маленькому человечку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы.

Родители должны понимать, что, если ребенок на первом году жизни все время лежит в кроватке и всматривается в голую стенку, он, естественно, не будет развиваться в той мере, в какой развивается малыш, окруженный заботой родителей, с которым с первых дней разговаривают, затевают общую игру, предлагают те или иные игрушки и т. п.

Влияние стимулирующего положительного фактора семьи, еще не оцененное в полной мере, необходимо не только для здорового ребенка, но. еще больше для ребенка недоразвитого.

Родители в своем стремлении обеспечить младенцу оптимальное, всестороннее развитие должны «поощрять» его стремление к преодолению препятствий. Это стимулирование незначительно опережает возможности малыша, определяемые уровнем зрелости его нервной системы.

Нами рассмотрены наиболее существенные факторы развития ребенка; их должны знать родители; их влияние на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Родителям важно помнить и о том, что нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).

Источник: http://www.krohi.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Обычно выделяют три группы факторов, влияющих на развитие ребенка: генетические, парагенетические (материнские) и социальные. Существует также следующая градация факторов развития: биологические, окружающей среды и социальные. Во всех исследованиях отмечается разнообразие и сложность факторов, имеющих существенное значение для развития ребенка. Многие из них известны лишь частично, при этом диапазон их воздействия на психическое развитие ребенка не до конца изучен и нередко находится в сфере гипотез.

Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения.

От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы. Свидетельством влияния генетических факторов является сходство детей и родителей, родственников, братьев и сестер и так далее.

То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.

Как показывают исследования, от генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания и многие другие свойства соматического происхождения. Свидетельством влияния генетических факторов является сходство детей и родителей, втом числе родственников, братьев, сестер и т. п.

Размеры тела новорожденного главным образом зависят от парагенетических. факторов, связанных в основном с условиями внутриутробной жизни, которые прежде всего отражают влияние так называемых материнских факторов. Со временем становится заметным действие наследственности и социальных факторов.

Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов и т. д.

Для развития зародыша и плода основное значение имеет плацента, которая проявляет "активность" уже на третьей неделе жизни плода и является чрезвычайно чувствительной к нарушениям. Недостаточное развитие и неправильное расположение плаценты в матке отрицательно влияет на питание плода, и, следовательно, непосредственно на его развитие.

К неблагоприятным факторам, действующим в период внутриутробного развития, относят такие явления, как замирание плода, возникновение некоторых дефектов развития, преждевременные роды, отставание в развитии плода, слабая приспособленность к жизни вне материнского лона. С отрицательным влиянием факторов среды связывают увеличивающийся процент детей с небольшим весом тела после рождения, что отрицательно сказывается на их психосоматическом развитии в будущем.

Не лучшими условиями для развития плода являются также следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро- и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска.

Для процессов развития, следовательно, роста, созревания и совершенствования клеток, тканей, органов и всего организма характерна большая динамика, с которой связаны определенные физиологические колебания для соблюдения равновесия, необходимого в противостоянии организма действию неблагоприятных факторов. Чем быстрее идет развитие, тем легче нарушить нормальное созревание организма.

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов.

Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше.

Взаимодействие хромосомных систем и внешних факторов является чрезвычайно сложным. Доказано, например, что частота деформаций развития, обусловленная набором хромосом, увеличивается в зависимости от возраста матери: у детей, рожденных матерями до пятнадцати лет или после сорока, они проявляются в четыре раза чаще. При этом имеет значение и возраст отца.

Кроме этого, в возникновении хромосопатии особое место отводится действию радиоактивных веществ. Необходимо отметить также, что на мужские половые клетки отрицательно влияют высокие температуры и некоторые химические препараты, например, пары бензола, окись углерода, соединения свинца, ртути и др. В последнее время отмечается негативное влияние плохого питания на развитие как мужских, так и женских генерирующих клеток.

Прямое следствие неправильного распределения генов (хромосомной аберрации) - органические изменения центральной нервной системы плода, ведущие к физическим и психомоторным нарушениям в развитии ребенка, причем усиление этих нарушений не всегда является отражением степени тяжести хромосопатии.

Неотвратимость нарушений центральной нервной системы ребенка и значительное отставание в умственном развитии вызывают появление обусловленных генетически метаболических блоков. Пример такого блока - фенилокетонурия. В результате этого нарушения в организме ребенка образуется токсическое соединение, которое отрицательно действует на центральную нервную систему: в итоге снижается активность одного из ферментов. На основе изучения биохимического механизма этой болезни можно противодействовать ее негативным последствиям, соблюдая специальную диету с первых дней жизни, - предупредить возникновение умственного отставания ребенка.

Следует также знать, что около 30 % всех нарушений в развитии плода обусловлены действием отрицательных факторов в раннем периоде беременности, обозначим последние термином эмбриопатия. Виды эмбриопатии определяются типом негативно действующего фактора. Эмбриопатия вирусного происхождения - это нарушение, вызванное вирусной инфекцией в период внутриутробного развития. Последнее возникает не только, как думали раньше, вследствие заболевания матери краснухой в первые месяцы беременности. но и • результате таких вирусных болезней, как грипп, инфекционная желтуха, корь, свинка. В последнее время обращается внимание на эмбриопатию, которая вызвана облучением плода в период беременности ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, радиоактивными элементами, изотопами и действием атомной энергии. Глубина деформаций и нарушений зависит от того, на какой стадии беременности начали действовать отрицательные факторы.

Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки.

В последнее время подчеркивается также, что в период беременности не следует употреблять антибиотики, сульфаниламиды и барбитураты.

Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные змоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.

В новейших исследованиях акцентируется внимание на проблеме кислородного голодания. Кислородное голодание возникает как результат снижения уровня гемоглобина, повреждения плаценты и отравлений во время беременности. При кислородном голодании снижается способность плода получать кислород через ткани, что случается при отравлениях лекарствами.

Здоровье матери - один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробный период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором и под. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешенности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Завершая анализ биологических факторов, связанных с созреванием плода, отметим, что с развитием медицины все глубже и обстоятельнее изучается механизм их патогенного влияния.

Условия, в которых рождается и воспитывается ребенок, также оказывают существенное влияние на его развитие и здоровье. Доказано, что дети, которые вырастают в плохих условиях, уступают по уровню развития детям, которые живут в благоприятных условиях. Одним из важных и наиболее исследованных факторов воздействия на развитие считают питание.

Исследовано также влияние на развитие ребенка перенесенных им болезней. Как показывают данные современной науки, даже так называемые легкие болезни вызывают серьезные нарушения в развитии детей, которые росли в хороших условиях. Однако ребенок, вследствие интенсивного развития после выздоровления, очень быстро восполнял то, что было утрачено во время болезни. Необходимо подчеркнуть, что в неблагоприятных условиях даже кратковременные легкие заболевания могут вызывать серьезные последствия, в особенности, если они часто повторяются. Замечено, что дети, страдающие до года поносом и респираторными заболеваниями, медленнее растут и прибавляют в весе. В ряде исследований отмечается, что девочки по сравнению с мальчиками менее восприимчивы к болезням, вызванным неблагоприятными бытовыми условиями.

В свете современных знаний влияние факторов психического развития на здоровье ребенка несомненно. Доказано, что дети, которых воспитывают в плохих условиях, в большей мере подвержены различного рода стрессам. Последние могут влиять на аппетит, пищеварение и множество других процессов, что в итоге сказывается но росте и весе малыша. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка.

В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Третью группу факторов, на которые хотим обратить особое внимание родителей, составляют социальные условия. У ребенка до трех лет они чаще всего ограничиваются родительским домом.

Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он - одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.

По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.

О чем еще должны помнить родители, желающие обеспечить своему малышу соответствующие условия развития? Им не следует надолго разлучаться с маленьким ребенком. Дом - это единственное место, где малыш чувствует, что его любят, его поступки одобряют и ему здесь не страшно.

Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические, родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить маленькому человечку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы.

Родители должны понимать, что, если ребенок на первом году жизни все время лежит в кроватке и всматривается в голую стенку, он, естественно, не будет развиваться в той мере, в какой развивается малыш, окруженный заботой родителей, с которым с первых дней разговаривают, затевают общую игру, предлагают те или иные игрушки и т. п.

Влияние стимулирующего положительного фактора семьи, еще не оцененное в полной мере, необходимо не только для здорового ребенка, но. еще больше для ребенка недоразвитого.

Родители в своем стремлении обеспечить младенцу оптимальное, всестороннее развитие должны "поощрять" его стремление к преодолению препятствий. Это стимулирование незначительно опережает возможности малыша, определяемые уровнем зрелости его нервной системы.

Нами рассмотрены наиболее существенные факторы развития ребенка; их должны знать родители; их влияние на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Родителям важно помнить и о том, что нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).

Источник: http://www.krohi.ru