fbpx
ДомойДети и все о детяхЗдоровье ребенкаОсобенности аромамассажа в педиатрической практике

Особенности аромамассажа в педиатрической практике

Выбор редакции

Массаж и гимнастические упражнения являются составной частью систематического физического воспитания здорового ребенка. Особенности проведения массажа и гимнастических упражнений определяются в зависимости от общепризнанных в педиатрии периодов детства: неонатальный, грудной, период раннего детства, период собственно детства, подростковый.

Наиболее интенсивное изменение в становлении функций и систем, обеспечивающих жизнедеятельность и постоянство внутренней структуры организма ребенка, приходится на первые три года его жизни. В последующие периоды детства отмечается более значительные в сравнении с взрослым человеком анатомические изменения организма и особенное многообразие постоянно меняющихся физиологических процессов.

Анатомические и физиологические особенности детского организма требуют специфического подхода к проведению массажных процедур и гимнастических упражнений при распространенных заболеваниях ребенка. Важное значение приобретает использование при этом эфирных масел в комплексе физиотерапевтических мероприятий и, в частности, при проведении массажных процедур. Диапазон воздействия эфирных масел на организм достаточно широк, что создает возможность выбора этих природных адаптогенов для детского организма. В педиатрической практике хорошо зарекомендовали себя различные средства (в основном растворы, гели, бальзамы, микроклизмочки, аэрозоли) с эфирными маслами лаванды, укропа, эвкалипта, розы, пихты. Эти средства обычно не вызывают у страдающих поллинозами детей аллергических проявлений. Однако всегда необходимо перед применением эфирных масел у этого контингента пациентов дополнительно провести пробное тестирование на появление аллергических реакций. Отмечены у отдельных детей аллергические дерматиты при длительном использовании эфирных масел, содержащих терпеновые углеводороды (масла лимона, апельсина, мандарина, чабреца).

Следует отметить, что скорость накопления составных компонентов эфирных масел, таких как монотерпены, сеск-витерпены в организме значительно выше скорости метаболизма и выведения. Такое обстоятельство способствует нежелательному кумулятивному эффекту и требует при проведении ароматерапевтических процедур у детей четкого дозирования средств с эфирными маслами.

В качестве растительных масел рационально использовать стерильные (предварительно подготовленные) очищенное подсолнечное и все косточковые (миндальное, персиковое, абрикосовое или сливовое) масла. Не рекомендуется использование минеральных и силиконовых масел.

Аромамассаж при заболеваниях легких и дыхательных путей (пневмония, бронхит, ангина, ларингит). В комплексе лечебно-профилактических мероприятии аромамассаж в сочетании с гимнастическими упражнениями способствует устранению застойных явлений в дыхательных путях и легких, нормализует ритм дыхания, функции других органов и систем, стимулирует опорные силы организма ребенка.

Возрастные группы детейВиды эфирных маселРекомендуемая  концентрация:
капель на 100 мл стерильного
растительного масла
Грудной (до 12 мес.)Укропное, лавандовое, розы, нероли,  эвкалипта.

2-3

Раннее детство (до 3 лет)Фенхелевое, лавандовое, розмариновое, эвкалиптовое, иланг-иланга, бергамота и пачули.

3-4

От 3-х до 5 летФенхелевое, укропное, лавандовое,  розмариновое, эвкалиптовое, сандала, розы, пихты, сосны и иланг-иланга

3-5

От 5-ти до 10 летФенхелевое, укропное, лавандовое,  розмариновое, эвкалиптовое, сандала, розы, пихты, сосны и иланг-иланга, мяты, жасмина

4-6

От 10 до 15 летФенхелевое, укропное, лавандовое,  розмариновое, эвкалиптовое, сандала, розы, пихты, сосны и иланг-иланга, мяты, жасмина

5-7

Для детей до 1 года жизни аромамассаж (эфирные масла лаванды, эвкалипта) в начальном периоде заболевания включает легкое поглаживание задней поверхности шеи, спины, верхних конечностей; затем упражнения — сгибания и разгибания нижних конечностей, поглаживание их поверхностей.
Приступают к нежному поглаживанию живота по часовой стрелке (3 — 4 движения), и к упражнениям для верхних конечностей (круговые движения). Смену исходных положений ребенка проводят во время манипуляций до 3 — 4 раз — поворот со спины на правый бок, со спины — на левый бок, после круговых движений для верхних конечностей — поворот на правый бок, затем вновь на левый бок, все повороты сопровождаются легкими поглаживаниями. Все движения проводить до 3 — 4 раз, весь комплекс выполняют от 5 до 7 минут.

Для детей от 1-го до 2-х и от 3-х до 5 лет комплекс аромамассажа и упражнений начинают с попеременного сгибания верхних («бокс») и нижних («бег») конечностей в положении ребенка сидя (на стуле, кушетке) или лежа на спине. Затем массажные приемы для передней поверхности шеи (осторожное поглаживание подушечками пальцев с аромасредством), поглаживание и кругообразное растирание в области груди, вибрация подушечкой среднего пальца сверху вниз по межреберным промежуткам. Растирание места прикрепления ключицы к грудине подушечками четырех пальцев; круговые движения верхними конечностями («крылья»). Мягкое поглаживание живота по часовой стрелке, продольное поглаживание нижних конечностей; поворот со спины на живот.
На спине массажные движения от нижнего угла лопатки до надплечья, веером на лопатках кругообразное растирание подушечками четырех пальцев, растирание межреберных промежутков подушечкой большого пальца; растирание вдоль позвоночного столба «вилкой», образованной 2-м и 3-м пальцами, между которыми заключается позвонок — от крестца до 7-го шейного позвонка, заканчивая поглаживанием мышц шеи с обеих сторон.
В позе сидя проводят активные упражнения  — отведение и сведение на груди верхних конечностей, поднятие и опускание выпрямленных нижних конечностей (от 4 до 6 раз без задержки дыхания). Весь комплекс аромамассажа с упражнениями (продолжительностью 7 — 9 минут) выполняют ежедневно.

Для детей старше 5 лет (до 10 лет) весь комплекс усложняют расширением приемов (поглаживания — все виды, разминания — особенно на мышцах спины и нижних конечноcтей, все виды растирания — особенно на грудной клетке) массажа и увеличением времени и количества активных упражнений — для нижних и верхних конечностей, скользящие шаги, повороты туловища вправо и влево, сгибание-разгибание туловища в положении сидя и стоя и др. Все движения выполняют по 5 — 6 раз.

При пневмонии в положении ребенка сидя или лежа на животе, проводят поглаживание (плоскостное, обхватывающее), растирание и разминание (продольное и поперечное) поверхности спины. На воротниковой области — поглаживание (плоскостное и граблеобразное), растирание (кругообразное, пиление и штрихование), разминание (продольное и поперечное) и легкая вибрация под 7-м шейным позвонком кончиками (подушечками) двух пальцев. Поворачивают ребенка на спину и проводят круговые движения верхними конечностями («крылья»).
Приступают к поглаживанию и кругообразному растиранию грудной клетки, начиная с передней поверхности шеи, верхне-грудного, отдела, затем нижнегрудного отдела по уровню проекции диафрагмы. Вновь проводят в положении сидя или стоя кругообразные движения верхних конечностей с обязательным контролем вдоха-выдоха в течение 2—3 минут.
Завершают процедуру общими поглаживаниями грудной клетки, воротниковой области, окололопаточной области и спины, чередуя с приемами растирания, легкого похлопывания всей грудной клетки ребенка; следят, чтобы ребенок не задерживал дыхание. Продолжительность процедуры до — 10—12 минут. Количество процедур — до 12 ежедневно или через день, в зависимости от ответной реакции организма ребенка.

Источник: С.С. Солдатченко, Г.Ф. Кащенко, В.А. Головкин «Полная книга ароматерапии»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Массаж и гимнастические упражнения являются составной частью систематического физического воспитания здорового ребенка. Особенности проведения массажа и гимнастических упражнений определяются в зависимости от общепризнанных в педиатрии периодов детства: неонатальный, грудной, период раннего детства, период собственно детства, подростковый.

Наиболее интенсивное изменение в становлении функций и систем, обеспечивающих жизнедеятельность и постоянство внутренней структуры организма ребенка, приходится на первые три года его жизни. В последующие периоды детства отмечается более значительные в сравнении с взрослым человеком анатомические изменения организма и особенное многообразие постоянно меняющихся физиологических процессов.

Анатомические и физиологические особенности детского организма требуют специфического подхода к проведению массажных процедур и гимнастических упражнений при распространенных заболеваниях ребенка. Важное значение приобретает использование при этом эфирных масел в комплексе физиотерапевтических мероприятий и, в частности, при проведении массажных процедур. Диапазон воздействия эфирных масел на организм достаточно широк, что создает возможность выбора этих природных адаптогенов для детского организма. В педиатрической практике хорошо зарекомендовали себя различные средства (в основном растворы, гели, бальзамы, микроклизмочки, аэрозоли) с эфирными маслами лаванды, укропа, эвкалипта, розы, пихты. Эти средства обычно не вызывают у страдающих поллинозами детей аллергических проявлений. Однако всегда необходимо перед применением эфирных масел у этого контингента пациентов дополнительно провести пробное тестирование на появление аллергических реакций. Отмечены у отдельных детей аллергические дерматиты при длительном использовании эфирных масел, содержащих терпеновые углеводороды (масла лимона, апельсина, мандарина, чабреца).

Следует отметить, что скорость накопления составных компонентов эфирных масел, таких как монотерпены, сеск-витерпены в организме значительно выше скорости метаболизма и выведения. Такое обстоятельство способствует нежелательному кумулятивному эффекту и требует при проведении ароматерапевтических процедур у детей четкого дозирования средств с эфирными маслами.

В качестве растительных масел рационально использовать стерильные (предварительно подготовленные) очищенное подсолнечное и все косточковые (миндальное, персиковое, абрикосовое или сливовое) масла. Не рекомендуется использование минеральных и силиконовых масел.

Аромамассаж при заболеваниях легких и дыхательных путей (пневмония, бронхит, ангина, ларингит). В комплексе лечебно-профилактических мероприятии аромамассаж в сочетании с гимнастическими упражнениями способствует устранению застойных явлений в дыхательных путях и легких, нормализует ритм дыхания, функции других органов и систем, стимулирует опорные силы организма ребенка.

Возрастные группы детейВиды эфирных маселРекомендуемая  концентрация: капель на 100 мл стерильного растительного масла
Грудной (до 12 мес.)Укропное, лавандовое, розы, нероли,  эвкалипта.

2-3

Раннее детство (до 3 лет)Фенхелевое, лавандовое, розмариновое, эвкалиптовое, иланг-иланга, бергамота и пачули.

3-4

От 3-х до 5 летФенхелевое, укропное, лавандовое,  розмариновое, эвкалиптовое, сандала, розы, пихты, сосны и иланг-иланга

3-5

От 5-ти до 10 летФенхелевое, укропное, лавандовое,  розмариновое, эвкалиптовое, сандала, розы, пихты, сосны и иланг-иланга, мяты, жасмина

4-6

От 10 до 15 летФенхелевое, укропное, лавандовое,  розмариновое, эвкалиптовое, сандала, розы, пихты, сосны и иланг-иланга, мяты, жасмина

5-7

Для детей до 1 года жизни аромамассаж (эфирные масла лаванды, эвкалипта) в начальном периоде заболевания включает легкое поглаживание задней поверхности шеи, спины, верхних конечностей; затем упражнения - сгибания и разгибания нижних конечностей, поглаживание их поверхностей. Приступают к нежному поглаживанию живота по часовой стрелке (3 - 4 движения), и к упражнениям для верхних конечностей (круговые движения). Смену исходных положений ребенка проводят во время манипуляций до 3 - 4 раз - поворот со спины на правый бок, со спины - на левый бок, после круговых движений для верхних конечностей — поворот на правый бок, затем вновь на левый бок, все повороты сопровождаются легкими поглаживаниями. Все движения проводить до 3 - 4 раз, весь комплекс выполняют от 5 до 7 минут.

Для детей от 1-го до 2-х и от 3-х до 5 лет комплекс аромамассажа и упражнений начинают с попеременного сгибания верхних («бокс») и нижних («бег») конечностей в положении ребенка сидя (на стуле, кушетке) или лежа на спине. Затем массажные приемы для передней поверхности шеи (осторожное поглаживание подушечками пальцев с аромасредством), поглаживание и кругообразное растирание в области груди, вибрация подушечкой среднего пальца сверху вниз по межреберным промежуткам. Растирание места прикрепления ключицы к грудине подушечками четырех пальцев; круговые движения верхними конечностями («крылья»). Мягкое поглаживание живота по часовой стрелке, продольное поглаживание нижних конечностей; поворот со спины на живот. На спине массажные движения от нижнего угла лопатки до надплечья, веером на лопатках кругообразное растирание подушечками четырех пальцев, растирание межреберных промежутков подушечкой большого пальца; растирание вдоль позвоночного столба «вилкой», образованной 2-м и 3-м пальцами, между которыми заключается позвонок - от крестца до 7-го шейного позвонка, заканчивая поглаживанием мышц шеи с обеих сторон. В позе сидя проводят активные упражнения  - отведение и сведение на груди верхних конечностей, поднятие и опускание выпрямленных нижних конечностей (от 4 до 6 раз без задержки дыхания). Весь комплекс аромамассажа с упражнениями (продолжительностью 7 - 9 минут) выполняют ежедневно.

Для детей старше 5 лет (до 10 лет) весь комплекс усложняют расширением приемов (поглаживания - все виды, разминания - особенно на мышцах спины и нижних конечноcтей, все виды растирания - особенно на грудной клетке) массажа и увеличением времени и количества активных упражнений - для нижних и верхних конечностей, скользящие шаги, повороты туловища вправо и влево, сгибание-разгибание туловища в положении сидя и стоя и др. Все движения выполняют по 5 - 6 раз.

При пневмонии в положении ребенка сидя или лежа на животе, проводят поглаживание (плоскостное, обхватывающее), растирание и разминание (продольное и поперечное) поверхности спины. На воротниковой области — поглаживание (плоскостное и граблеобразное), растирание (кругообразное, пиление и штрихование), разминание (продольное и поперечное) и легкая вибрация под 7-м шейным позвонком кончиками (подушечками) двух пальцев. Поворачивают ребенка на спину и проводят круговые движения верхними конечностями («крылья»). Приступают к поглаживанию и кругообразному растиранию грудной клетки, начиная с передней поверхности шеи, верхне-грудного, отдела, затем нижнегрудного отдела по уровню проекции диафрагмы. Вновь проводят в положении сидя или стоя кругообразные движения верхних конечностей с обязательным контролем вдоха-выдоха в течение 2—3 минут. Завершают процедуру общими поглаживаниями грудной клетки, воротниковой области, окололопаточной области и спины, чередуя с приемами растирания, легкого похлопывания всей грудной клетки ребенка; следят, чтобы ребенок не задерживал дыхание. Продолжительность процедуры до — 10—12 минут. Количество процедур — до 12 ежедневно или через день, в зависимости от ответной реакции организма ребенка.

Источник: С.С. Солдатченко, Г.Ф. Кащенко, В.А. Головкин "Полная книга ароматерапии"