На прием к логопеду ребенка может привести такое нарушение звукопроизношения как дизартрия. Это органическая недостаточность, и она способна серьезным образом повлиять на развитие ребенка.
Дизартрия существенным образом мешает речи, так как страдает не произношение отдельных звуков, а артикуляция в целом. Ее вызывает органическое поражение ЦНС. Работа нейронов, которые обеспечивают связь речевого аппарата с ЦНС, недостаточна. Ее еще называют недостаточной иннервацией.
Признаки дизартрии:
- ограниченная подвижность мимической и речевой мускулатуры лица;
- речь смазанная и нечеткая;
- тихий или резкий голос;
- нарушенный ритм дыхания;
- нарушенный темп речи (ускоренный или замедленный);
- трудности с жеванием;
- сложности с полосканием рта;
- неуклюжесть;
- сложности в освоении мелких движений (шнуровка, застегивание пуговиц, лепка, вырезание).
Признаки дизартрии у деток могут проявляться в разной степени и комбинации.
Причины дизартрии:
- поражения головного мозга до или во время родов (тяжелый токсикоз, инфекции во время беременности, стремительные или затяжные роды, кровоизлияние в мозг, родовая травма);
- хроническая гипоксия плода;
- легкая асфиксия;
- поражения нервной системы вследствие резус-конфликта матери и плода;
- энцефалит или менингит в раннем возрасте.
Формы дизартрии
Дизартрия имеет разные формы проявлений:
- бульбарная дизартрия (при воспалении или опухоли продолговатого мозга) – лицо амимично, речь замедленная, нечеткая, невнятная;
- псевдобульбарная дизартрия (одна из самих распространенных форм) – проявления близки к предыдущей форме, но коррекция проходит легче; нарушена общая моторика, речевая моторика, плохое сосание, глотание, течение слюны, нарушение лицевой мускулатуры;
- подкорковая дизартрия (поражение подкорковых узлов головного мозга) – гиперкинез, непроизвольные выкрики, нарушение мышечного тонуса, силы и тембра голоса, интонации и ритма речи;
- мозжечковая дизартрия (редкая) – рубленая речь;
- корковая дизартрия (сложная для распознавания) – четко произносятся отдельные звуки, но в льющейся речи искажаются;
- стертая форма (легкая, но всё более распространенная) – нарушения речи схожи со сложными формами дислалии, но коррекция более длительная.
Развитие ребенка при дизартрии
Развитие ребенка при дизартрии имеет немалые сложности:
- в большинстве случаев владение звуковым анализом недостаточно для усвоения грамоты – затруднения уже в 1 классе общеобразовательной школы (наиболее ярко проблемы проявляются при слуховом диктанте);
- малоподвижность речевого аппарата затрудняет чтение – обычно оно послоговое и не окрашено интонационно, а понимание текста недостаточно;
- своеобразное общее развитие речи – позднее начало речи, грубые дефекты произношения, ограниченный речевой опыт, смешивание слов, отклонения в словарном запасе, неточное упоминание слов;
- недостаточное владение грамматическими средствами языка.
Насколько сильно будут проявляться нарушения звукопроизношения, зависит еще и от интеллектуальных возможностей ребенка, окружающей среды воспитания и социального опыта.
Лечение дизартрии
Лечение дизартрии должно быть доверено профессионалам. При легких проявлениях ребенок может пройти специальный курс обучения, а потом жить дома, занимаясь с проинструктированными родителями. Тяжелые случаи предполагают нахождение ребенка в коррекционном детском саду или специнтернате для детей с нарушениями речи с получением образования 9-летней общеобразовательной школы.
Коррекционная работа включает:
- логопедические занятия для формирования лексико-грамматического и фонетического строя речи;
- занятия с направленностью на коммуникативные функции речи;
- коррекция состояния письменной речи;
- формирование пространственного мышления.
В дополнения назначается лечебное назначение и работа с общей моторикой. Хороший эффект имеет дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, упражнения для развития речевого дыхания, гирудотерапия, ЛФК, массаж, общеукрепляющие физпроцедуры, дыхательная гимнастика. Лечение в дневном стационаре обычно составляет 2-4 нед. Потом его можно продолжить амбулаторно.
Если Вы заметили проблемы с речью у ребенка, своевременная логопедическая консультация (например, в Семейном центре «Азбука для родителей») позволит определить их уровень и тактику коррекции.