fbpx
ДомойДети и все о детяхЗдоровье ребенкаДисграфия и дислексия – нарушение письма и чтения

Дисграфия и дислексия – нарушение письма и чтения

Выбор редакции

Нарушения психоневрологического характера у детей сначала вызывают недоумение и шок у родителей, а иногда и неверные выводы об умственной отсталости ребенка. Могут их принимать и за нежелание малыша «хорошо учиться». Дисграфия и дислексия часто становятся основой для подобных мыслей и выводов.


Что такое дисграфия и дислексия?

Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей с овладением данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество грамматических ошибок, ребенок не будет использовать знаки препинания либо заглавные буквы. Почерк, при этом нарушении, также далёк от должного уровня.

Наращивая негативный опыт своих графических проблем, дети со временем стараются изъясняться при письме короткими фразами, но даже это ограничение не исключает их грубых ошибок в используемых словах. Дальше это может перерастать только в ещё большее осознание своих проблем, перевода их в свои личностные качества неполноценности, доходя до депрессивных состояний. Школьники могут отказываться от посещения уроков языка, выполнения письменных заданий и даже любых бытовых задач, связанных с письмом.

Дислексия (от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии.

При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п.

Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста, но, при этом, расстройств технической стороны письма может не наблюдаться.

Диагноз на подобные нарушения может быть установлен невропатологом или психотерапевтом. Часто дисграфия и дислексия сопровождаются общим недоразвитием речи. Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние.


Причины дисграфии, дислексии

Среди перечня возможных причин вышеперечисленных нарушений специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:

  • нарушения/ задержка развития фонематического восприятия (нечетко слышит звучащую речь), звукопроизношения (имеет нечеткую артикуляцию);
  • нарушение «зрения на буквы», которое предназначено для запоминания и воспроизведения очертаний букв;
  • неполная сформированность зрительного анализа и синтеза;
  • привычка хаотичного движения глаз (в раннем детстве ребенка могут приучить кушать с включенным телевизором, за картинками которого ребенок хаотично следит, что приучает его к отсутствию последовательного слежения за строкой – необходимы упражнения для подготовки мышц глаз к возможности последовательного слежения);
  • недоразвитие грамматического строя речи (дисграфия в таком случае может явно проявиться в 3-м классе);
  • неравномерное развитие полушарий мозга (влияет сначала на особенности формирования речи);
  • генетический фактор (передача недосформированности мозговых структур, качественная их незрелость);
  • двуязычие в семье (способно спровоцировать дисграфию);
  • расстройство в системах, поддерживающих временное и пространственное ориентирование;
  • негативный образ отношений «мать-ребенок» (побуждает иногда дислексию; происходит перенос опыта насильственного кормления в противостояние «интеллектуальному кормлению»).Дислексия

 

Формы дисграфии и дислексии

Проявление нарушений письма и чтения может относиться к одной из выведенных форм:

  • акустическая (фонематическая; дети плохо слышат звуковой состав слова, путают звуки, у них они сливаются в словах, или сами слова сливаются друг с другом; при чтении путаются буквы, переставляются слоги, пропускаются согласные; в письме ребенок заменяет буквы в соответствие с «услышанными» близкими звуками: «щетка-четка»; с такой формой нарушений сложно ребенку усвоить правила правописания, не чувствует связи слов, не может сделать обобщения слов);
  • моторная (отмечается нарушением движений глаз при чтении, трудности в овладении закономерностями поисковых движений глаз при чтении и характерными движениями руки при письме);
  • оптическая (проявляется неустойчивостью зрительных представлений, впечатлений; при зрительном восприятии могут нарушаться, смешиваться, видоизменяться схожие по написанию буквы «Г-Т», «З-Э», «Л-Д»; отмечается и зеркальное воспроизведение буквы (чаще у левшей); в букве, при такой форме нарушения, могут пропустить или добавить лишний элемент, перевернуть букву).

Кроме этих форм, некоторые специалисты также относят к дисграфии дизорфографию. Ребенок затрудняется в применении на письме знакомых ему правил, не видит ошибку и не может её исправить. Могут возникать и трудности с применением правил синтаксического характера. Форма подобных нарушений может проявляться не только в начале обучения (хотя и более явно выражено), но и в средних классах, и в старших.

Встречается также вторичное проявление дисграфии и дислексии, которое отличается отсутствием типичных побуждающих факторов к ним. В этом случае провокатором может стать недостаток произвольной концентрации, распределения и переключения внимания, медленный темп чтения и письма (для устранения нарушений необходимо просто замедлить темп), пониженная слухо-речевая память.


Рекомендации

Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться хотя бы некоторых моментов:

  • позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрение успехов ребенка;
  • попросите учителя пока не привлекать вашего ребенка к проверке скорости чтения либо позволить прочитывать текст без времени (если наблюдается дислексия);
  • предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
  • корректируя дисграфию, можно начать с коррекции различения звуков (особенно при акустической форме нарушений);
  • при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить – хорошо, если это будут «схожие» буквы);
  • вводить медленное (но внимательное) списывание текста;
  • для развития моторики руки, улучшения взаимной работы полушарий можно записать ребенка на музыку;
  • многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» — хорошая дополнительная тренировка);
  • придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.

На сегодняшний день уже разработано достаточное количество методик, способных помочь ребенку с нарушениями письма и речи. Существует даже компьютерный вид коррекции. Проявите внимание к трудностям ребенка и, при необходимости, сразу обратитесь к специалисту.

 

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Мой сын очень медленно читает и самостоятельно практически не пишет. Ему нужно диктовать слова по буквам, и то не факт что он напишет их правильно. То что другие дети пишут за 20-30 мин. он пишет два урока, включая перемены. Поэтому он нашел выход, на уроках он вообще ничего не пишет, зато когда приходит домой, дословно рассказывает что делали на уроке и начинает делать классную работу, ну соответственно потом домашнюю. Та вот мой вопрос- к какому специалисту обращаться за помощью. Нам все врачи говорят что нет никаких проблем, что все в норме, просто ваш ребенок ленивый.

  2. Алла, проблема описана кратко. Возможно будут полезны консультации невропатолога, психолога и логопеда.
    Онлайн можете попробовать задать свой вопрос нашим консультантам бесплатно в блоке консультаций — они смогут вам профессионально ответить:
    логопед — http://www.roditeli.ua/sv/2696?soc_id=11
    психолог — http://www.roditeli.ua/sv/2696?soc_id=1

  3. У моего школьника тоже дисграфия и дислексия, боремся 2 года, он в 4-ом классе. 1-2 класс дома тренировались читать, списывать, писать диктанты, но без успешно. Потом почитала интернет, постепенно составила программу действий.
    (удалено модератором)
    От специалистов только «ох какая педагогическая запущенность» и «ЭТО долго и трудно лечиться»…..

  4. Доброго времени суток! Подозреваю, что у моего ребенка дислексия. Ему 6 лет. Диагноз ему такой никто не ставил.Логопед, которая с ним занималась, сказала, что есть признаки дислексии. Случайно нашли хорошего преподавателя и с ней он выучил цифры и уже по чуть-чуть начинает читать. До этого ему было очень интересно заниматься со мной по букварю, но не мог запомнить вообще ни одной буквы.
    Вопрос: как подойти к выбору школы для ребенка и к выбору первого учителя? В школу отдаем его в полных семь лет и у нас есть еще почти год на поски. Переживаю, чтобы его в школе не начали гнобить.

  5. Моей дочери 10 лет, с первого класса и по сегодняшний день она плохо читает — 42 слова в минуту (путает буквы, заканчивает слова по-своему, плохо запоминает стихи и соответственно пишет с ошибками). Занимались с классной учительницей, ходили на курсы скорочтения, но безрезультатно. Осенью этого года переходит в старшую школу и я очень переживаю по поводу её чтения, т.к. нужно будет много всего читать и писать. У ребёнка с 6 лет поставлен диагноз — вегето-сосудистая дистания и близорукость. Подскажите где и к какому врачу можно обратиться за помощью в г.Киеве в Оболонском р-не. Спасибо заранее.

  6. Нам 8 лет, второй класс, живем в Славянске, от специалистов толку мало, в провинции подавно, таким детям нужна любовь, поддержка и понимание, и постоянное внимание, это дети, которые могут изменить этот мир, дислексия это дар, способный помочь человечеству, в наших детях есть понимание Вселенной, они знают то, что люди в их возрасте знать не могут, поговорите с детьми, задайте им взрослые вопросы и вы будете поражены их мудростью, учитесь у них, это здорово!

  7. Ужасные истории. Мне уже 30 лет. и я так и читаю по 60-90 слов в минуту и пишу с постоянными нарушениями. Это всегда очень больно переносится. Чувствую себя ущербной. Помогайте своим детям. Им это очень нужно. Мне всегда было стыдно и страшно до сих пор, что придется где-то читать в слух или писать. Спасибо, что есть такие родители которым не все равно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Нарушения психоневрологического характера у детей сначала вызывают недоумение и шок у родителей, а иногда и неверные выводы об умственной отсталости ребенка. Могут их принимать и за нежелание малыша «хорошо учиться». Дисграфия и дислексия часто становятся основой для подобных мыслей и выводов. Что такое дисграфия и дислексия? Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей с овладением данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество грамматических ошибок, ребенок не будет использовать знаки препинания либо заглавные буквы. Почерк, при этом нарушении, также далёк от должного уровня. Наращивая негативный опыт своих графических проблем, дети со временем стараются изъясняться при письме короткими фразами, но даже это ограничение не исключает их грубых ошибок в используемых словах. Дальше это может перерастать только в ещё большее осознание своих проблем, перевода их в свои личностные качества неполноценности, доходя до депрессивных состояний. Школьники могут отказываться от посещения уроков языка, выполнения письменных заданий и даже любых бытовых задач, связанных с письмом. Дислексия (от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии. При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п. Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста, но, при этом, расстройств технической стороны письма может не наблюдаться. Диагноз на подобные нарушения может быть установлен невропатологом или психотерапевтом. Часто дисграфия и дислексия сопровождаются общим недоразвитием речи. Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние. Причины дисграфии, дислексии Среди перечня возможных причин вышеперечисленных нарушений специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:
  • нарушения/ задержка развития фонематического восприятия (нечетко слышит звучащую речь), звукопроизношения (имеет нечеткую артикуляцию);
  • нарушение «зрения на буквы», которое предназначено для запоминания и воспроизведения очертаний букв;
  • неполная сформированность зрительного анализа и синтеза;
  • привычка хаотичного движения глаз (в раннем детстве ребенка могут приучить кушать с включенным телевизором, за картинками которого ребенок хаотично следит, что приучает его к отсутствию последовательного слежения за строкой – необходимы упражнения для подготовки мышц глаз к возможности последовательного слежения);
  • недоразвитие грамматического строя речи (дисграфия в таком случае может явно проявиться в 3-м классе);
  • неравномерное развитие полушарий мозга (влияет сначала на особенности формирования речи);
  • генетический фактор (передача недосформированности мозговых структур, качественная их незрелость);
  • двуязычие в семье (способно спровоцировать дисграфию);
  • расстройство в системах, поддерживающих временное и пространственное ориентирование;
  • негативный образ отношений «мать-ребенок» (побуждает иногда дислексию; происходит перенос опыта насильственного кормления в противостояние «интеллектуальному кормлению»).Дислексия
  Формы дисграфии и дислексии Проявление нарушений письма и чтения может относиться к одной из выведенных форм:
  • акустическая (фонематическая; дети плохо слышат звуковой состав слова, путают звуки, у них они сливаются в словах, или сами слова сливаются друг с другом; при чтении путаются буквы, переставляются слоги, пропускаются согласные; в письме ребенок заменяет буквы в соответствие с «услышанными» близкими звуками: «щетка-четка»; с такой формой нарушений сложно ребенку усвоить правила правописания, не чувствует связи слов, не может сделать обобщения слов);
  • моторная (отмечается нарушением движений глаз при чтении, трудности в овладении закономерностями поисковых движений глаз при чтении и характерными движениями руки при письме);
  • оптическая (проявляется неустойчивостью зрительных представлений, впечатлений; при зрительном восприятии могут нарушаться, смешиваться, видоизменяться схожие по написанию буквы «Г-Т», «З-Э», «Л-Д»; отмечается и зеркальное воспроизведение буквы (чаще у левшей); в букве, при такой форме нарушения, могут пропустить или добавить лишний элемент, перевернуть букву).
Кроме этих форм, некоторые специалисты также относят к дисграфии дизорфографию. Ребенок затрудняется в применении на письме знакомых ему правил, не видит ошибку и не может её исправить. Могут возникать и трудности с применением правил синтаксического характера. Форма подобных нарушений может проявляться не только в начале обучения (хотя и более явно выражено), но и в средних классах, и в старших. Встречается также вторичное проявление дисграфии и дислексии, которое отличается отсутствием типичных побуждающих факторов к ним. В этом случае провокатором может стать недостаток произвольной концентрации, распределения и переключения внимания, медленный темп чтения и письма (для устранения нарушений необходимо просто замедлить темп), пониженная слухо-речевая память. Рекомендации Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться хотя бы некоторых моментов:
  • позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрение успехов ребенка;
  • попросите учителя пока не привлекать вашего ребенка к проверке скорости чтения либо позволить прочитывать текст без времени (если наблюдается дислексия);
  • предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
  • корректируя дисграфию, можно начать с коррекции различения звуков (особенно при акустической форме нарушений);
  • при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить – хорошо, если это будут «схожие» буквы);
  • вводить медленное (но внимательное) списывание текста;
  • для развития моторики руки, улучшения взаимной работы полушарий можно записать ребенка на музыку;
  • многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» - хорошая дополнительная тренировка);
  • придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.
На сегодняшний день уже разработано достаточное количество методик, способных помочь ребенку с нарушениями письма и речи. Существует даже компьютерный вид коррекции. Проявите внимание к трудностям ребенка и, при необходимости, сразу обратитесь к специалисту.   Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"