Как предупредить заикание у ребенка

Как предупредить заикание у ребенка
Заикание у ребенка можно предупредить, если родители готовы следовать некоторым правилам. Эти правила просты, но очень эффективны. Подражание взрослым Развитие речи ребенка в раннем возрасте характеризуется в основном активным подражанием взрослым. Именно в этот период особо важно, чтобы речь взрослых была:
  • отчетливой;
  • неторопливой;
  • правильной;
  • плавной.
Ребенок должен говорить не спеша, не крикливо, не слишком громко, широко открывая рот. Не стоит допускать, чтобы малыш говорил, задыхаясь, захлебываясь или на вдохе. Подражание речи взрослых, других детей с заиканием может стимулировать развитие заикания у ребенка. Запинки ребенок вполне способен перенести и в собственную речь. Здоровая нервная система Хрупкость нервной системы в раннем возрасте, неспособность выдерживать перегрузки может повлиять на нормальное развитие речи ребенка. С самого рождения важно беречь ребенка от физических и психических травм, бурных эмоций гнева и радости, от общения с беспокойными, нервными детками и взрослыми. Конфликты в семье, побои, запугивания ребенка, частые одергивания малыша, строгое наказание могут вызывать заикание у детей, которые особо впечатлительны. Если речь ребенка тороплива, то это может быть показателем ослабленности нервной системы, повышенной возбудимости. Со временем это может вызвать заикание. Стремительное раннее развитие Раннее развитие ребенка должно осуществляться с учетом индивидуальных возможностей ребенка, с учетом возраста. Чрезмерные требования могут усугубить состояние речи малыша. Даже младший школьный возраст характеризуется ограничениями:
  • бедный словарный запас;
  • недостаточное владение грамматическими средствами языка;
  • не развито в достаточной степени произношение.
Родители же могут требовать от такого ребенка произносить непонятные слова, сложные фразы, заучивать сложные по форме стихотворения в большом объеме. Только после 4-х лет артикуляционный аппарат достаточно развит. До этого времени не стоит заставлять ребенка произносить слова и фразы, которые трудны в смысловом и звуковом отношении. Иначе мы вызовем несоответствие между речевой нагрузкой и развитием речевого аппарата. Это может не только перегрузить нервную систему ребенка, но и истощить речевые возможности ребенка, утомить речевые механизмы, а в последствие еще и вызвать заикание. Недостаточная стимуляция развития речи Если с ребенком родители не учат с ребенком стихи, не читают ему, не просят пересказать прочитанное, мало с ним разговаривают, не поправляют его ошибки в речи и то, как говорит ребенок, то это может вызвать отставание в развитии речи. В таких случаях мыслительные способности превышают речевые возможности. Ребенок не владеет грамматическими средствами, необходимым запасом слов, чтобы выразить свои мысли. Тогда в момент высказывания речь ребенка наполняется продолжительными паузами, запинками, остановками. Дальше это перерастает в стойкое заикание. Избыточные впечатления Перегружать детей избыточными впечатлениям не стоит. Не следует слишком часто водить ребенка в цирк, театр или кино. Подобные мероприятия утомляют, перегружают ребенка. Но он не отказывается от высказываний и расспросов после них. Ребенок глотает звуки, слова, он говорит торопливо с запинками, перескакивая с одной мысли на другую. Всё это может закрепить нарушение речи или перейти в заикание. Некоторые специалисты вообще не рекомендуют посещать кинотеатр дошкольникам. Фильмы не всегда рассчитаны на детей такого возраста, а длительность сеанса в 1,5 часа – слишком большая для ребенка. Исключать цирк и театр не стоит. Но ребенка важно постепенно ввести в эти эмоции. Ознакомьте заранее с содержанием пьесы, опираясь на основные возрастные возможности ребенка, ранимость его нервной системы, впечатлительность. Страх Страх может провоцировать заикание. Родители не всегда успевают заметить беспокойство, скрытую тревогу ребенку и разгадать их причину. Важно постоянно наблюдать за поведением ребенка. Ребенок может бояться темноты, оставаться самому в помещении, спать одному в комнате. Следует выяснить и устранить причину. Вы можете попробовать сделать это сами, а иногда может понадобиться и психолог. Не нужно читать страшные сказки на ночь или рассказывать что-то волнительное. Ни в коем случае нельзя использовать выговор, наказание, насмешку, иронию в преодолевании любого страха ребенка. Лучше действовать тактично, бережно помогая, приучая ребенка не бояться. Левша Заикание часто возникает у тех левшей, которых заставляют писать правой рукой. Если ребенок-левша, и у него проявляется речь на вдохе, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в речи, нервная возбудимость, то переучивать его на правую руку не следует. Заикание легче предупредить, чем устранить уже существующее. Будьте внимательны к профилактической работе развития речи ребенка.   По материалам книги: «Основы логопедии» Филичевой Т.Б. Если у вас возникли вопросы, можно:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь