fbpx
ДомойДети и все о детяхОбщение с ребенкомДетские вопросы и взрослые ответы

Детские вопросы и взрослые ответы

Выбор редакции

Эта статья посвящена детским вопросам и тому, как мы на них отвечаем. Вопросами дети начинают забрасывать родителей довольно рано. Могут ли малыши задавать вопросы еще до того, как научились говорить? Да, у них есть много возможностей задать вопрос, не прибегая к помощи слов: посмотреть внимательно на интересующие его объект или человека, приблизиться к нему, указать на что-то, дотронуться до чего-либо, посмотреть на родителей с вопросительным выражением лица… Когда малыш таким образом невербально задает вопрос, лучше всего попытаться понять, что его интересует, и озвучить свою догадку. Например, «ты хочешь узнать, что внутри этой шкатулки?». Если догадка верна, это будет видно по реакции ребенка. Озвучивание предполагаемых вопросов ребенка способствует его речевому развитию. Откуда берутся ребячьи вопросы? Их источник — интерес и удивление, которые присущи всем людям с рождения. Как привить ребенку интерес к новому, к учебе — это большая тема, заслуживающая отдельной статьи, так же как и то, как сохранить этот интерес после того, как ребенок пошел в школу. Думаю, что для поддержания интереса это самое главное — умение удивляться, находить что-то необычное в обыденном, способность взглянуть на что-то под новым углом зрения. Потом уже, когда пламя интереса разгорится, оно будет само высвечивать эти пылинки цветного тумана: интерес и удивление будут поддерживать друг друга. Но первоначально наша важнейшая родительская задача — это дать толчок, помочь найти разглядеть что-то удивительное во всем, с чем ребенок сталкивается. Вопросы с «Что?» могут появляться уже с 1,5 лет. И уже здесь следует максимально внимательно подходить к своим ответам. Приведу пример от Гленна Домана.Например, ребенок видит на улице сенбернара и спрашивает «Что это? » Какие варианты ответов могут быть и что они в себе несут для ребёнка?

  1. Мне некогда, ты же видишь. За 30 сек ребенок сделался тупицей. 
  2. Это гав-гав. За 30 сек ребенок научился никчемному слову. 
  3. Это собака. За 30 сек ребенок поймет, что слово «собака» относится к конкретному объекту, но вряд ли осознает, что оно обозначает образы самых разных собак. 
  4. Это собака породы сенбернар. За 30 сек ребенок получил представление, что подобный внешний вид (шерсть, лапы, хвост…) имеют объекты, называемые собаками, они отличаются друг от друга (делятся на породы), и именно эта собака (с подобным окрасом, ростом, формой головы…) называется сенбернар. (Из книги И.В.Мальцевой «Раннее развитие: лучшие методики и игры»).

Какие вопросы задают малыши? Характер задаваемых вопросов меняется по мере развития ребенка. Ниже приведены возрастные ориентиры для разных вопросов. Это именно ориентиры, так как речевое развитие у каждого ребенка происходит с особенностями, уникальными для него.

  • 21-24 мес: «Что это?»
  • 25-28 мес: использует вопросительную интонацию
  • 26-32 мес: «Где?»
  • 36-40 мес: «Кто?»
  • 37-42 мес: вопросы, требующие ответа «да» или «нет»
  • 42-49 мес: вопросы «Когда?», «Почему?» и «Как?»

Очень важны вопросы «почему?» Именно они характеризуют интерес ребенка к постижению взаимосвязей в окружающем мире. Качество родительских ответов на этот вопрос может весьма отличаться. Восприятие детьми родительских ответов на вопрос «Почему?» явилось темой целого исследования, проведенного психологами Бостонского университета. Сравните следующие ответы, предлагавшиеся в ходе этого исследования на вопрос ребенка «Почему идет дождь?»

  1. Иногда идет дождь, потому что влажно, и на небе облака, и с неба льется вода. Когда с неба льется вода, это называется дождь, и из-за дождя все становится мокрым. 
  2. Иногда идет дождь, потому что на небе есть облака, и они наполнены водой. Когда воды в облаках становится слишком много, она проливается на землю, и все становится мокрым.

Обратите внимания, что первый вариант ответа, по сути, не является ответом на поставленный вопрос. По своим наблюдениям, могу сказать, что мамы у нас достаточно часто дают ребенку ответы подобного типа. Итак, эти ответы давались детям разными людьми. Затем детям предлагалась картина с каким-то новым для них предметом, и экспериментатор, указывая на какую-то часть предмета спрашивал, например: «Интересно, почему это здесь эта круглая деталь?» На этот вопрос те же люди отвечали сопоставимо исчерпывающе, например, один говорил «Благодаря этой округлой детали, его можно крутить на столе», а другой — «Благодаря этой округлой детали, его можно катать по столу». Итак, чье же объяснение в отношении округлого предмета предпочитали дети? И трехлетние малыши, и дети пяти лет предпочитали объяснение того человека, который ранее дал лучшую информацию (2 вариант ответа на вопрос о дожде). Интересно, что 5-летние дети осознавали, какой человек объясняет лучше. Когда их просили его выбрать, они указывали на человека, предлагавшего реальное объяснение. 3-летние не могли указать на лучшего объясняющего, но тем не менее бессознательно выбрали его для получения объяснения по следующему вопросу. Исследователи пишут о том, что дошкольники удивительно чутко воспринимают не только наши слова, но и манеру изъясняться, то, как мы преподносим им информацию. На практике это означает, что качество объяснений, которые мы предлагаем своим детям, будут влиять на их оценку нас в качестве внушающего доверия источника информации. И более того, от этого будет зависеть, насколько охотно дети будут обращаться к нам за объяснением в последующем. Всегда лучше взять паузу, чтобы предложить ребенку ответить на свой вопрос самому: «А ты как думаешь?». Практически всегда, пусть и с помощью ваших наводящих вопросов, ребенок сам может найти правильный ответ или близко подойти к нему. И это самый эффективный метод, недаром же был предложен Сократом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Эта статья посвящена детским вопросам и тому, как мы на них отвечаем. Вопросами дети начинают забрасывать родителей довольно рано. Могут ли малыши задавать вопросы еще до того, как научились говорить? Да, у них есть много возможностей задать вопрос, не прибегая к помощи слов: посмотреть внимательно на интересующие его объект или человека, приблизиться к нему, указать на что-то, дотронуться до чего-либо, посмотреть на родителей с вопросительным выражением лица… Когда малыш таким образом невербально задает вопрос, лучше всего попытаться понять, что его интересует, и озвучить свою догадку. Например, «ты хочешь узнать, что внутри этой шкатулки?». Если догадка верна, это будет видно по реакции ребенка. Озвучивание предполагаемых вопросов ребенка способствует его речевому развитию. Откуда берутся ребячьи вопросы? Их источник — интерес и удивление, которые присущи всем людям с рождения. Как привить ребенку интерес к новому, к учебе — это большая тема, заслуживающая отдельной статьи, так же как и то, как сохранить этот интерес после того, как ребенок пошел в школу. Думаю, что для поддержания интереса это самое главное — умение удивляться, находить что-то необычное в обыденном, способность взглянуть на что-то под новым углом зрения. Потом уже, когда пламя интереса разгорится, оно будет само высвечивать эти пылинки цветного тумана: интерес и удивление будут поддерживать друг друга. Но первоначально наша важнейшая родительская задача — это дать толчок, помочь найти разглядеть что-то удивительное во всем, с чем ребенок сталкивается. Вопросы с «Что?» могут появляться уже с 1,5 лет. И уже здесь следует максимально внимательно подходить к своим ответам. Приведу пример от Гленна Домана.Например, ребенок видит на улице сенбернара и спрашивает «Что это? » Какие варианты ответов могут быть и что они в себе несут для ребёнка?
  1. Мне некогда, ты же видишь. За 30 сек ребенок сделался тупицей. 
  2. Это гав-гав. За 30 сек ребенок научился никчемному слову. 
  3. Это собака. За 30 сек ребенок поймет, что слово «собака» относится к конкретному объекту, но вряд ли осознает, что оно обозначает образы самых разных собак. 
  4. Это собака породы сенбернар. За 30 сек ребенок получил представление, что подобный внешний вид (шерсть, лапы, хвост…) имеют объекты, называемые собаками, они отличаются друг от друга (делятся на породы), и именно эта собака (с подобным окрасом, ростом, формой головы…) называется сенбернар. (Из книги И.В.Мальцевой «Раннее развитие: лучшие методики и игры»).
Какие вопросы задают малыши? Характер задаваемых вопросов меняется по мере развития ребенка. Ниже приведены возрастные ориентиры для разных вопросов. Это именно ориентиры, так как речевое развитие у каждого ребенка происходит с особенностями, уникальными для него.
  • 21-24 мес: «Что это?»
  • 25-28 мес: использует вопросительную интонацию
  • 26-32 мес: «Где?»
  • 36-40 мес: «Кто?»
  • 37-42 мес: вопросы, требующие ответа «да» или «нет»
  • 42-49 мес: вопросы «Когда?», «Почему?» и «Как?»
Очень важны вопросы «почему?» Именно они характеризуют интерес ребенка к постижению взаимосвязей в окружающем мире. Качество родительских ответов на этот вопрос может весьма отличаться. Восприятие детьми родительских ответов на вопрос «Почему?» явилось темой целого исследования, проведенного психологами Бостонского университета. Сравните следующие ответы, предлагавшиеся в ходе этого исследования на вопрос ребенка «Почему идет дождь?»
  1. Иногда идет дождь, потому что влажно, и на небе облака, и с неба льется вода. Когда с неба льется вода, это называется дождь, и из-за дождя все становится мокрым. 
  2. Иногда идет дождь, потому что на небе есть облака, и они наполнены водой. Когда воды в облаках становится слишком много, она проливается на землю, и все становится мокрым.
Обратите внимания, что первый вариант ответа, по сути, не является ответом на поставленный вопрос. По своим наблюдениям, могу сказать, что мамы у нас достаточно часто дают ребенку ответы подобного типа. Итак, эти ответы давались детям разными людьми. Затем детям предлагалась картина с каким-то новым для них предметом, и экспериментатор, указывая на какую-то часть предмета спрашивал, например: «Интересно, почему это здесь эта круглая деталь?» На этот вопрос те же люди отвечали сопоставимо исчерпывающе, например, один говорил «Благодаря этой округлой детали, его можно крутить на столе», а другой — «Благодаря этой округлой детали, его можно катать по столу». Итак, чье же объяснение в отношении округлого предмета предпочитали дети? И трехлетние малыши, и дети пяти лет предпочитали объяснение того человека, который ранее дал лучшую информацию (2 вариант ответа на вопрос о дожде). Интересно, что 5-летние дети осознавали, какой человек объясняет лучше. Когда их просили его выбрать, они указывали на человека, предлагавшего реальное объяснение. 3-летние не могли указать на лучшего объясняющего, но тем не менее бессознательно выбрали его для получения объяснения по следующему вопросу. Исследователи пишут о том, что дошкольники удивительно чутко воспринимают не только наши слова, но и манеру изъясняться, то, как мы преподносим им информацию. На практике это означает, что качество объяснений, которые мы предлагаем своим детям, будут влиять на их оценку нас в качестве внушающего доверия источника информации. И более того, от этого будет зависеть, насколько охотно дети будут обращаться к нам за объяснением в последующем. Всегда лучше взять паузу, чтобы предложить ребенку ответить на свой вопрос самому: «А ты как думаешь?». Практически всегда, пусть и с помощью ваших наводящих вопросов, ребенок сам может найти правильный ответ или близко подойти к нему. И это самый эффективный метод, недаром же был предложен Сократом.