«Есть контакт!»

Хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив, преуспел в жизни и имел много друзей? Научите его общаться!

Что необходимо для успешного общения? Прежде всего, желание установить контакт. Интенсивность этого стремления  зависит, прежде всего, от темперамента ребенка, который, как известно, является врожденным. Не стоит ждать от холерика безучастного наблюдения за играющими рядом детками, а от флегматика — бурной реакции с поцелуями и объятиями при появлении друга. Верно одно: все детки старше года настроены на общение с себе подобными. Вопрос в другом, для того чтобы  реализовать эти желания, им нужно уметь организовать общение (например, говорить и слушать, избегать конфликтных ситуаций или же разрешать их и т.д.), а также знать нормы и правила коммуникаций, принятые в определенной среде. Именно навыков и знаний не хватает нашим малышам и задача взрослых — помочь им социализироваться.

7 волшебных правил Безусловно, любые уроки начинаются с семьи. Ваш ребенок будет вести себя так же, как и вы, по крайней мере, в дошкольном возрасте. Гораздо позже он сможет пересмотреть ваше поведение и избавиться от того, что ему не по душе. Но сейчас малыш «зеркалит» ваши мысли, чувства, манеры. Помните несколько правил, которые помогут не только вам в общении с крохой, но и сформируют основу для его дальнейших контактов с окружающими людьми.

1. Стремитесь сопереживать ребенку, ценить его, принимать таким, каков он есть. Всегда проявляйте сочувствие в трудных для него ситуациях. Например, малыш хочет залезть на горку. Он подходит к вам и говорит: «Мама, я боюсь залезть на горку». Прекрасно, если в вашей реакции будет понимание («Конечно, я понимаю, ведь горка такая высокая»), похвала («Ты молодец, что сам видишь, насколько непросто залезть на горку»), предложение о помощи («Может быть, тебе помочь залезть на горку») и в случае отказа — подтверждение, что для вас его решение важно («Не хочешь лезть на горку — давай займемся тем, что тебе интересно»).

2. Признавайте и цените самостоятельность ребенка. Он все же хочет покорить слишком высокую горку? Объясните, что это небезопасно. Но если кроха настаивает, скажите, что с удовольствием подстрахуете его. Помогайте, но не лишайте ребенка самостоятельных решений и инициатив.

3. Всегда предоставляйте малышу свободу выбора. Не стремитесь управлять им. Если он хочет есть абрикосы, но отказывается от супа, объясните, что вы только «за» абрикосы, но в комплекте с супом. То есть, можно или кушать все вместе, или не кушать ничего. Если он откажется от всего, не настаивайте на супе. Но и не идите у него на поводу, говоря: «Ну ладно, возьми абрикосы». Будьте строго последовательны.  Таким образом вы простимулируете кроху к размышлениям и, поверьте, нелегким решениям.

4. Обращайтесь бережно с внутренним миром ребенка, проявляйте больше доброты, ласки и нежности. Он будет платить той же монетой всем людям, и, конечно же, вам в первую очередь.

5. Старайтесь уменьшить, смягчить страхи, стрессы, боль малыша. Если вы не разрешали ему прыгать возле ямы, он не послушался и упал туда, в первую очередь пожалейте его. И только потом скажите: «Ну что, как ты думаешь теперь, стоит ли еще прыгать рядом с этой ямой?». А не наоборот.

6. Не пытайтесь быть всезнайкой, ребенок и без этого всегда признает ваш авторитет. Разрешайте ребенку самостоятельно усваивать знания, совершать собственные ошибки, ведь именно на них он учится. Например, в предыдущем случае одерните себя, если возникнет желание сказать: «Ну я же тебе говорила, я же тебя предупреждала, что нельзя прыгать возле ямы!». Это унижает малыша. Он и так понимает, что вы были правы, разрешите же ему самому сделать выводы.

7. Позволяйте ребенку учить себя. Если он считает, что вы неправильно варите кашу, пытается взять у вас из рук ложку и показать «как надо», не отказывайте ему. Это позволит малышу самоутвердиться и осознать, что вы прислушиваетесь к нему и цените его советы.

Учимся, играя Кроме собственного примера, предложите малышу так называемые коммуникативные игры. Чем раньше вы начнете их применять, тем быстрее малыш приобретет необходимые для общения навыки. А для этого вам необходимо развивать:

• тело малыша. Замечено, что физически раскрепощенные дети намного раскованнее чувствуют себя в коллективе. Уже с годовалым крохой вы можете ходить на пяточках и носочках, высоко поднимая коленки и вприпрыжку. Танцуйте сами и вместе с малышом, делайте это сидя и лежа, стоя и передвигаясь с крохой на руках. Разучивайте походки различных животных: это позволит ребенку «побыть в чужой шкуре», а, значит, немного лучше понять ее хозяина;

• речь. Следующие игры направлены на то, чтобы привить малышу мысль о том, что кроме речевых, существуют и другие средства общения: язык жестов, мимики и пантомимики.  Показывайте крохе все, о чем говорите, пусть активная жестикуляция станет вашим постоянным помощником. Изображайте на лице максимум эмоций, и скоро ваш ребенок научится понимать вас без лишних слов. Например, попробуйте жестами изображать стихотворение такого плана: Летит, летит по небу шар По небу шар летит, Но знаем мы, до неба шар Никак не долетит. (На слове «летит» машите руками, «шар» — руками круг, «небо» — руку вверх, «знаем» — рука к голове, «мы» — рука к груди, «никак» — отрицательное покачивание головой);

• эмоции ребенка. Осознание своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций других людей — важный этап в развитии наших детей. Прослушав музыкальный отрывок, попробуйте оценить его настроение: музыка веселая или грустная, довольная или сердитая, бодрая или усталая, спокойная или взволнованная, теплая или холодная, медленная или быстрая, светлая или темная. То же самое выполняйте с картинками в книгах и репродукциями известных художников. Попытайтесь распознать, как лает собака или мяукает кот: грозно или жалобно, радостно или заунывно;

• командный дух. Помните, что любая детская игра развивает навыки совместной деятельности, чувство общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Безусловно, без вашей помощи малышам не обойтись: незаметно координируйте их игры, но вмешивайтесь вплотную только тогда, когда очевидно, что совет необходим.

И еще совет: почаще показывайте малышу фотографии из семейного архива, где изображены все  ваши  родственники. Сделайте отдельный альбомчик, посвященный крохе, и расположите там определенные  фотографии. Пусть в подборке будут кадры с узнаваемыми действиями и  запечатленными эмоциями. Например, это Аня кушает кашу и улыбается (можно обсудить с малышкой, почему она может улыбаться: вкусная каша, рядом мама или звучит красивая музыка). А вот Анечка ест персик и плачет. Наверное, не потому, что персик невкусный, а почему же тогда?  Часто детки выдают самые неожиданные интерпретации своей радости или печали. Побольше используйте фотографий, где малыш находится в кругу друзей. Смотрите, кто чем занят, кто доволен, а кто расстроен, придумывайте варианты развития отображенных событий. Обычно малыши с удовольствием занимаются собой на снимках, увлеченно придумывают все новые и новые истории.

Что такое норма Свой ребенок для каждой мамы уникален. Он совершенно не похож на других, он заразительнее других смеется, он лучше других взбирается на горку и играется совершенно по-особому. Поэтому родителям сложно признать, что их малыш может испытывать трудности в общении. У вашего ребенка нет проблем, но вдруг он ударил лучшего друга, отобрал игрушку у младшего, поссорился с кем-нибудь, стесняется что-либо спросить у взрослого или сверстника. В определенные периоды жизни практически у каждого ребенка возникают затруднения в контактах. Но что же такое норма и существует ли она?

До 3 лет говорить о том, нормально ли общается ребенок с окружающими людьми, достаточно сложно. В этом возрасте малыш может играть рядом с другими детками, но при этом фактически оставаться в одиночестве. Иногда ребенок будет просто наблюдать за товарищем, иногда повторять его действия, периодически может выражать бурный восторг при появлении друга, но все оставшееся время на площадке заниматься своими делами. «Что же в таком случае является явным отклонением?» — спросите вы. В таком возрасте вас должна насторожить ситуация, когда малыш избегает общения с близкими людьми, в первую очередь, с мамой, не стремится к ласке, объятиям, поглаживаниям. Если ребенок не смотрит вам в глаза, старается уединиться, отгородиться от вас — это повод обратиться к психологу.

Существуют ситуации, которые не являются грубой патологией для деток, периодически встречаясь почти у каждого, но требуют внимательного отношения и коррекции со стороны родителей. Например, малыш не стремится играть со сверстниками или же наоборот, постоянно чувствует себя покинутым вне детского коллектива, начинает жадничать или раздает свои вещи направо и налево, проявляет агрессию или излишнюю застенчивость. Если вы вовремя заметите подобные симптомы, подумайте, что в вашем поведении, отношениях в семье и с окружающими людьми могло подтолкнуть ребенка к подобным реакциям. Чаще всего, психологам приходится работать не с детскими проблемами в общении, а со взрослыми людьми, которые не осознают своего влияния на кроху. А поэтому будьте бдительны — следите за собой!

Пусть ваш малыш растет общительным и жизнерадостным!

Конотопская Татьяна, Центр «Азбука для родителей» По материалам журнала «Мой ребенок».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь