Краткость – вежливость матерей

Краткость – вежливость матерей

Чтобы ребенок услышал вас и внял вашим просьбам, нужно просто научиться правильно преподносить ему информацию

Бывает, что вы напоминаете малышу о чем-то очень важном, рассказываете массу всего интересного и нужного, просите что-то сделать. Ребенок внимательно слушает, кивает, а в результате – ноль. Почему? Оказывается, он, по его словам, вас просто не слышал, и вообще не помнит, что вы о чем-то говорили…

Одно дело, когда это делается специально, чтоб отвертеться от каких-то нудных дел, и совсем другое, если ребенок и на самом деле говорит вам правду и только правду: «Не слышал!». Так может, чтобы вас услышали по-настоящему, нужно говорить меньше, тише или проще?

Вот Таня – девочка старательная и послушная. Но мама жалуется – дочка рассеянная, элементарного запомнить не может, совсем не слышит, что ей говоришь, ничего доверить ей нельзя… К примеру, посылает мама дочку в магазин и напутствует:

– Танюшенька, солнышко, а ты хочешь на обед блинчиков? Я вот подумала, давно мы их не делали. А тут бабушка нас творогом угостила. Так купи муку, яйца, сметану. О, еще сок какой-нибудь! И соль не забудь, уже два дня как закончилась. А через дорогу переходить будешь – посмотри по сторонам. И не задерживайся там долго. Хотя знаешь, я вот еще подумала…

Мама подробно рассказала, в каком магазине все это купить, и еще много полезных и нужных рекомендаций дала. В результате Таня купила все, кроме муки. И снова началось:

– Таня, ну я же ясно сказала – нужно купить муку, почему ты не слушаешь, что тебе мама говорит, я это что, для себя делаю… А как ты считаешь, без муки блины получаются?..

В итоге Таня снова оказалась виноватой, что не запомнила основного из этой расширенной инструкции с лирическими отступлениями и вариациями на всевозможные отвлеченные темы. Хотя, сами понимаете, вины девочки тут нет никакой: мама вполне могла сказать ей все то же самое и проще, и доходчивее. Разложить по пунктам. Записать, в конце концов. Были бы в порядке и блины, и нервы. Выходит, иногда мы сами виноваты в том, что нас не услышали.

Почему нас не слышат:

– Если ребенок чем-то огорчен, сильно расстроен или зол, не факт, что он забудет о своем и станет внимать вашим словам.

– То же самое может случиться, если ребенок сильно увлечен, а вы пытаетесь в этот момент сказать что-то важное.

– Мы сами приучили детей не слушать друг друга. Часто взрослый задает вопрос: «Ты о чем думаешь?» – просто для разгона. И не дожидаясь ответа начинает говорить, что на самом деле в его, а не чьей-то голове.

Несколько простых правил, чтобы вас услышали:

Не говорите из соседней комнаты, а подойдите и обратитесь к ребенку по имени.

Поймайте его взгляд и уже тогда скажите все, что хотите довести до сведения. Говорите спокойно и доброжелательно, но – кратко. Длинные монологи дети с ходу не усваивают.

Если вам тяжело говорить кратко – заранее напишите речь на листочке. Методика такая: пишете все, что хотите сказать, потом перечитываете и убираете из оставшегося текста все претензии, упоминания прошлых провинностей и т. д. Ваши просьбы или замечания должны быть предельно конкретными и четкими: «Прийти домой до 23:00».

Когда что-то объясняете, делайте это в максимально простой форме и не пытайтесь объять необъятное.

Попросите повторить то, что вы сказали. Поправьте и уточните, но только без упреков.

Наблюдайте за реакцией ребенка. Как только заметили, что малыш отводит взгляд, переминается с ноги на ногу, вертится на стуле, возводит глаза к потолку, подпирает щеку, барабанит пальцами, шмыгает носом – срочно закругляйтесь.

Намного проще дать ребенку возможность исправить ошибку, чем бранить. Его это избавляет от чувства вины, а вас – от претензий. А еще это поможет понять – лучше один раз все хорошенько запомнить, чтоб потом два раза не ходить.

Не забывайте поощрять ребенка, если увидели какой-то прогресс. «Не забыл сделать, что я тебе говорила – можешь подольше сегодня погулять».

И тогда ребенку волей-неволей придется услышать, хотя бы затем, чтоб вы больше не приставали. А главное, он не отвертится: ведь сам повторял, что нужно сделать.

Анна Золотарева

Источник: Газета по-киевски

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь