Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Дети в этот период активно познают как прелести, так и горести социального взаимодействия. Кто-то играет со сверстниками, кто-то с интересом наблюдает за игрой, а кто-то и вовсе не может вступить в социальную группу. Именно о последних и пойдет речь в этой статье.
Зачастую родителей беспокоит, как именно их ребенок будет вести себя в коллективе, какую позицию будет занимать. И часто именно родителям больнее всего осознавать, что у их самого замечательного в мире чада совсем нет друзей. Беспокойство присутствует, когда ребенок находится в дошкольном возрасте, тревога растет, когда ребенок не находит друзей в школе, а в подростковом периоде родители окончательно начинают бить тревогу. Однако, не стоит дожидаться тринадцати лет. Если проблема есть и в три года, её нужно решать.
«Никто меня не любит, никто не хочет со мной играть» — вот он первый звоночек, когда родитель должен понять, что у его малыша появились первые проблемы в общении. Что же может сделать мама?
Первое, на что стоит обратить внимание, это насколько Ваш малыш опрятен. Да-да, даже в коллективе трехлетних детей «встречают по одежке». Психологи считают, что у здорового человека не может быть толерантности к грязи, и это проявляется с раннего детства. Посмотрите внимательно на своего малыша: чистые ли у него ногти, аккуратно ли причесаны волосы, красивая и чистая ли на нем одежда? А может, в нем есть что-то, что выделяет его из толпы? Все эти нюансы нужно исключить. Индивидуальный стиль — это, конечно замечательно, ведь мамы любят стильно одеть свою детку! Однако, возможно, именно Ваши изощрения с одеждой будут стоить любимому чаду репутации среди сверстников.
Второй совет для отчаявшейся мамы: не бросайте своего ребенка одного, мол «сам разберется». Социальная грамота, как и грамота письменная, сама по себе у ребенка не появится, всему нужно учить. Есть несколько правил «детского этикета», которые могут помочь малышу, однако задача родителя — толково и правильно их донести до ребёнка.
- Сначала на небольшом расстоянии ребенку нужно понаблюдать за игрой, чтобы определить нравится ли ему игра, выяснить правила, понять кто выигрывает или проигрывает в игре. Наблюдая за игрой, малыш также покажет другим детям свою заинтересованность. Иногда сверстники сами приглашают новичка присоединиться.
- Следить за игрой следует молча. Допускается только высказывать комплименты играющим по поводу игры. Но это не должно быть слишком вызывающе и не стоит делать этого часто. Проситься в игру нужно во время паузы, а не тогда, когда игра в самом разгаре.
- Если с малышом не хотят играть, научите его не обижаться или, по крайней мере, не показывать обиду. Иначе, отказавшие посчитают его жалким, а это ведь еще более неприятно.
- Вбейте в голову ребёнку, что детей в мире очень много! И обязательно есть те, которые будут играть с ним! Главное — не отчаиваться!
Третий совет для беспокойного родителя: включите воображение! Не зацикливайтесь на дворовой компании или школе. Есть масса кружков, где детки могут общаться и играть, а еще и полезному научатся. Как можно раньше старайтесь приучить ребенка к компании других детей. С шести месяцев, например, можно ходить на развивающие занятия, с трех лет можно посещать специализированные кружки, с четырех лет — подготовку к школе! Таким образом ребенок будет постоянно в кругу сверстников, будет учиться социальной грамоте, и к тому моменту, как он попадет в свой первый серьезный коллектив (первый класс школы), он уже будет во всеоружии.
Так что, дорогие родители, не унывайте! Все в ваших руках!