Пальчиковая гимнастика способствует развитию речи, творческой деятельности, развивает ловкость и подвижность. Сопровождение этого процесса веселыми стишками помогает снять эмоциональное напряжение.
Пальчиковую гимнастику можно использовать во время интеллектуальных игр и занятий или просто как физкультминутку.
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Семья
Рука сжата в кулак. Поочередно разгибаем пальчик.
Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я
Сорока-ворона
(пальчиком водим по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(пальчики по очереди загибаем)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.
Зайчик
Взрослый берет ручку ребенка и по очереди загибает пальчики, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать,
Как нам быть,
Надо зайчика ловить.
Будем снова мы считать
(разгибает пальцы по очереди)
Раз, два, три, четыре, пять.
Зайкин дом
Сначала кулачок сжат. Затем пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Изображаем лодочку, прижимая друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
(При этом кисти рук изображают волны)
Паруса подниму,
(Поднимаем вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(При этом кисти рук опять изображают волны)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения)
Пальчики-Зайчики
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
(расслабляем руки и встряхиваем их)
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики
(обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз).
Избушка
Избушка на лужочке,
(делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней)
Двери на замочке,
(соединяем пальцы в замок).
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
(выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка).
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.
(размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их).
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Ладушки-ладошки
Вымыли мы ручки,
Вымыли мы ножки,
(имитируем мытье рук, наклоняемся и растираем руками щиколотки)
Поиграли в ладушки,
Ладушки-ладошки!
(хлопаем в ладоши)
Во дворе цыплятам
Накрошили крошек,
(пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим хлеб)
Поиграли снова
В ладушки-ладошки!
(хлопаем в ладоши)
Гладили котенка
Чистыми ладошками,
(ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону другой, затем меняем руки и повторяем действие)
С ним мы поиграли
В ладушки-ладошки!
(хлопаем в ладоши)
Улеглись ладошки
Прямо на дорожку…
(кладем кисти рук на стол ладонями вниз)
Как они устали —
(ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону другой, затем меняем руки и повторяем действие)
Ладушки-ладошки!
Пчелки
Взрослый опирается локтем на стол, рука изображает дерево.
«Домик маленький на ёлке, дом для пчёл, а где же пчёлки? Нужно в домик постучать,».
(просим ребенка постучать кулачком в «домик» — сжатый кулак взрослого)
«Раз, два, три, четыре, пять,…»
(просим малыша загнуть пять пальчиков)
«…стали пчёлки вылетать»,
(на этом моменте вместе с ребенком изображаем ладонями полёт пчелок, сжав пальцы так, как будто держите щепотку соли).