Развитие ребёнка затрагивает разные сферы жизни, включая интимную. Мысль об объединении жизни наших детей и секса, чаще всего, приводит нас в смущение, причем гораздо большее, чем самих деток. Наша возможная реакция может насторожить ребёнка постарше, а вот малыш в раннем возрасте сначала не подумает быть осторожным в своих вопросах. Когда и как приоткрыть этот заманчивый для детей мир, рассмотрим в данном материале.
Начало полового воспитания
Большинство современных психологов считают, что ранее половое воспитание детей (до момента полового созревания, сексуального влечения) способно отдалить начало половой жизни, а также привить осознание важности безопасного секса.
Насколько ранним должно быть начало сексуального образования? Наиболее часто встречаемый возрастной период – это 2-4 года. В таком возрасте дети уже начинают интересоваться половыми различиями органов и поведения. Конечно, это ещё далеко не то время, когда стоит выкладывать всё про ЭТО малышу. В 2 года ребёнок способен принять, что он «мальчик» или «девочка». От 4 до 6 лет малыш уже может осознавать разницу в одежде, поведении разных полов. К 8 годам нормальным считается, если ребёнок ориентируется в играх для мальчиков и девочек, основах поведения и общения.
Интересы детей в этот период, в основном, будут связаны со ступенями данного осознания. В годика 2 или 3 интерес к своему телу, к внешним половым органам, пробуждает вопросы о признаках отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин. К 4 годам ребёнку уже становится интересно, откуда появляются дети, а также задают вопросы о «больших животиках» у тёть. Далее (лет в 5) любопытство добирается до вопросов, как детки забираются в животик, как там растут и как оттуда выходят. После этого обычно появляется интерес к участию папы в этом, а также к вопросу «могут ли детки быть у деток» и т.п. Конечно, не стоит надеяться на чёткость в последовательности и содержании вопросов. В каждом отдельном случае – это обобщённый пример.
То, как начать отвечать на данные вопросы имеет основополагающее значение. Во-первых, отметим, что рекомендуют НЕ делать:
- НЕ стоит уклоняться от таких вопросов, иначе дети найдут другой источник (к примеру, уже проинформированных детей), что может негативно повлиять на развитие половых установок;
- НЕ воспринимать подобный интерес как «нездоровое» влечение, а понять, что это часть обычного развития ребёнка;
- НЕ надо без интереса ребёнка сажать его перед собой и просто «вливать» ему информацию или возводить эту тему в ряд «центровых» тем, сверхценностей;
- НЕ стоит придумывать сказки «о капусте», чтобы ребёнок не почувствовал себя обманутым через некоторое время;
- НЕ следует воспринимать сексуальное воспитание исключительно в ракурсе секса, важно дать понятие о половой культуре, любви, взаимной нежности и ласки (её уж можно демонстрировать обниманием, поцелуями при ребёнке с самых пелёнок);
- НЕ стоит избегать проявления нежности к ребёнку в виде ласк, поцелуев, тисканья якобы во избежание «распущенности и чрезмерного влечения к ласкам» — это может привести к лишению в них чувственности и однобокому восприятию секса в будущем;
- НЕ отказывайтесь от полноценной сексуальной жизни из-за ребёнка, иначе «информирование» не будет достаточно полноценным.
Во-вторых, важно понять, что начинать тему секса следует с вопросов самого ребёнка. Стоит быть внимательным и к его косвенным вопросам о сексе (возможно, он всё-таки не знает, как это спросить). Не стоит открывать сначала больше, чем его интересует. Следует отвечать на доступном ему языке, с уверенностью и спокойствием в голосе. К примеру:
- на первый вопрос, откуда появляются детки, можно, сказать: «из животика»;
- почему отличаются девочки и мальчики можно объяснить двумя разными видами людей, которые потом становятся женщинами (мамами) и мужчинами (папами);
- постарше деткам возможно уже объяснить общее строение половых органов по книжным иллюстрациям;
- лет в 6, можно найти иллюстрации о клеточке (или семечке) в животике мамы; о её развитии можно рассказать чуть позже;
- как оттуда малыш уже может выбраться, можно ответить об отверстии внизу животика, которое становится в определенный момент больше, а доктор ему помогает; если же ребёнку захочется «взглянуть» на это отверстие, стоит сказать, что есть места-секреты, которые не нужно всем показывать;
- в момент интереса к тому, как забирается ребёнок в животик, можно рассказать, что мама и папа любят друг друга, поэтому, когда они спят в одной кроватке, то очень прижимаются друг к другу, обнимаются и «семечко» переходит от папы к маме;
- через некоторое время, ребёнку может стать интересно, как именно это происходит, тогда уже можно дополнить, что во время того, как родители с любовью прижимаются друг к другу и целуются, из пениса папы «семечко» через отверстие внизу маминого животика попадает в сам животик.
Во время всего этого большой подмогой станут книги. Книги следует использовать сугубо детские, а не анатомические атласы или взрослые журналы. При этом, следует сначала самому провести по ним полную «разведку». Отличными могут стать книги (энциклопедии) в несколько томов по возрастам, которые помогут избежать лишнего заглядывания наперёд.
Психологи считают, что отсутствие вопросов у малышей до 6 лет должно подтолкнуть родителей всё-таки начать образование самим. Только, конечно, с общих понятий о любви, например, о чьей-то свадьбе в окружении и т.п.
Немаловажной параллельной темой должно стать гигиеническое половое воспитание малышей, начиная с элементарных правил и навыков. Следует вовремя предупреждать и раздражения эрогенных зон неудобной одеждой.
Также важно прививать ребёнку уважение к противоположному полу, доброжелательность, понятие красоты и поведенческих половых норм. Можно ознакомить с половым этикетом во время совместных походов с детьми противоположного пола в культурные места.
По итогам бесед, перед пубертатным периодом ребёнку важно знать: основные названия половых органов (яички, пенис, задний проход, влагалище, половые губы, матка, яичники); что зачатие наступает из-за соединения спермы и яйцеклетки при половом акте; что место развитие ребёнка – матка; что рождение происходит через влагалище; что могут быть менструации и поллюции; что валяющиеся презервативы не нужно подбирать; разницу между репродуктивной и выделительной системами.
Подростки и сексуальное воспитание
Половое воспитание подростков может быть немного сложнее, но если вы и раньше вели разговоры подобного характера, то это облегчит данный процесс. Не стоит и в этом возрасте забывать о важности собственного адекватного примера.
Подростки чаще хотят сохранить независимость, приватность в этом вопросе. Но всё-таки стоит попытаться добиться их расположения и уважения, чтобы говорить на эту тему. Важно подробнее подготовить девочек к началу менструального цикла (в его начале сказать о необходимости ведения менструального дневника), а мальчикам больше рассказать о поллюции. Ребёнка следует просветить об изменениях в период полового созревания, формах интимного поведения, сексуальных видах влечения, о мастурбации, о преувеличенном значении сексуальности в порнографии и о её некоторой ложности, о противозачаточных средствах, об умении отказать, о системном посещении врача. Необходимо напоминать об условиях, причинах и возможности последствий полового акта, включая беременность и венерические заболевания.
Стоит помочь в установке половой самооценки, не допуская психологических травм. Разговор о сексе в данном возрасте должен быть достаточно прямым, с использованием простых слов. Биологическую информацию важно дополнять и моральной, включая отношение, как к самому половому акту, так и уважительное отношение к противоположному полу, важность чувств при этом. Есть необходимость говорить и о скудности полового акта, лишённого любви, знания друг друга, доверия, уважения и т.п. Стоит рассказывать о возможности личного выбора подростка, касающегося начала половой жизни, вне зависимости от общественного мнения «пора». Можно пояснить встречающиеся крайности в мире по отношению к этой теме и определиться с адекватным отношением. Можно рассказать в общих чертах о своём опыте и попросить поделиться подростка его мнением об этом.
Не стоит заблуждаться, что подросток ограничиться разговорами, но они способны помочь предостеречь его от рискованных сексуальных отношений и психологических травм. Не следует и подталкивать подростка заводить партнера.
Важно поддерживать всегда хороший контакт с ребёнком, чтобы иметь возможность вовремя обратить внимание на проблемы. Часто сексуальные проблемы могут возникнуть на фоне других жизненных неудач ребёнка. Рекомендуется обеспечить подростку полноценное физическое и духовное развитие занятостью в профильных секциях и кружках, направлять его энергию и в другие сферы.
Половое воспитание — процесс непрерывный. Главное, не стоит его обходить стороной, чтобы у ребёнка в будущем была возможность избежать негативных сторон сексуальной жизни. Если чувствуете себя в этом неуверенно, посоветуйтесь с психологом или помогите себе и ребёнку специальной литературой.
На тему полового воспитания можно попробовать посмотреть книги: В. Дюмон «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет», С. Мередит «Переходный возраст». Для родителей: М. Хиглинг «Как беседовать с ребёнком о сексе».
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»
Статья очень хорошая, написана понятным языком, много ответов нашла на свои вопросы,Спасибо.
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как найти лектора, который бы провел урок или несколько уроков полового воспитания для подростков в школе?