Нет одинаковых людей, мы все отличаемся друг от друга своей уникальностью и неповторимостью. Ну а если речь заходит о нашем малыше, то тут уж конечно он самый талантливый и гениальный. Но чтобы достичь определенного реального уровня его гениальности, необходимо, очень много времени посвящать развитию вашего ребенка. Совершенно очевидно, что каждый ребенок развивается по своему: у каждого свой темп, свои условия и свои результаты. Но родителям все же необходимо понимать существующие характерные признаки возраста.
Сегодня мы ознакомимся с особенностями развития детей от 3 до 4 лет.
В возрасте трех лет, а у некоторых детей и раньше, начинаются проявляться элементы самостоятельности. Они выражаются в желании делать все самому и по-своему. Такое желание является проявлением своего рода «кризиса» трех лет.
Желание быть самостоятельным — это не только «кризис» трех лет, но еще и период эмоциональной любви и доброжелательного отношения к взрослым и окружающим его сверстникам. Время эмоционального отклика. В три года ребенок уже умеет сопереживать, помогать сверстникам, утешать и успокаивать их, он может испытывать стыд за свои поступки. Но поскольку у малыша мало опыта, то эти эмоциональные проявления достаточно не постоянны, нестабильны и зависят от ситуаций в которой оказывается ребенок. Малыш начинает взрослеть к трем годам и у него начинает формироваться умение оценивать то, что он делает. Именно в это время ребенок начинает замечать, что делают другие и тоже старается получить хороший результат. И ребенок расстраиваетс,я если задуманное не получается, начинает капризничать. В данной ситуации нам следует присмотреться к объекту пристального внимания вашего малыша и помочь ему все же преодолеть препятствие, не забыв похвалить его за старания.
В этот момент ребенок активен в общении с окружающими, его поступки доверительны и непроизвольны, а действия ситуативны. Так же в возрасте трех лет закладывается стремление и интерес, которые побуждают ребенка познавать окружающий мир и овладевать различными способами действия. Новое умение радует ребенка и он делиться этой радостью со взрослыми. В этот момент ребенок не может осознать последствий, он не ощущает опасности и открыт миру. Поэтому не ругайте его за неосторожность.
В возрасте 3-4 лет ребенок начинает усваивать правила и нормы поведения, он понимает что можно, чего нельзя. В этот период развития надо спокойно объяснять ребенку, когда он нарушает правило, почему именно так нельзя поступать. В этом возрасте дети не переживают по поводу сделанного, но они переживают за действия, которые предпримет взрослый, и ваша реакция на поступок очень важна для вашего малыша. Он ее непременно запомнит, поэтому всегда думайте об ее адекватности.
Если ваш ребенок на детской площадке отобрал у другого ребенка игрушку — вы должны доступно объяснить ребенку, что отбирать чужие вещи плохо. Но если такая ситуация повторяется еще раз, вы должны применить санкции (например увести его домой, тем самым лишив его прогулки и общения с другими детьми).
Возрасту от 3 до 4 лет характерна очень высокая потребность в движении, в этот период происходит формирование физических качеств малыша. К трем-четырем годам нормально развивающийся ребенок овладевает навыками самообслуживания. К концу 4 года жизни малыш уже умеет есть за столом, быть аккуратным в туалете, самостоятельно одеваться. Это свидетельствует о развитой координации.
В этом возрасте у ребенка формируются понятия основной цветовой гаммы (цвета радуги), основных геометрических форм (круг, треугольник, квадрат), больше – меньше. От 3-4 лет у детей начинают формироваться пространственные представления, они ориентируются в квартире, в группе детского сада, во дворе и т. д.
Поэтому, чтобы ваш ребенок вырос интересным и воспитанным его обязательно надо развивать. О том, как в нашем Центре мы занимаемся развитием детей разных возрастов, читайте в наших следующих статьях.
Юлия Бондаренко, педагог сети семейных центров «Азбука для родителей».