Учимся понимать ребенка по его рисункам

      Рисунок для ребенка является не просто искусством, а речью. Малыш начинает «пробовать» карандаш или кисть, экспериментировать. К четырем годам у картинок уже появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» человек: мама, папа, сам малыш. Обычно люди на рисунках выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.  

Начинать анализировать рисунок можно с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает?  Чтобы точнее определить это,  для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее.  Для этого предложите ребенку нарисовать его семью. И чтобы каждый ее член был занят каким-нибудь делом. Предложите ребенку широкий выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не торопите малыша и не комментируйте его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием. Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок. Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Обратите внимание, совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе.

Не забывайте, что дети все же живут сиюминутными переживаниями. Малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Либо младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей атмосферы в семье. Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных – это своего рода «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблем в общении. Если ребенок рисует младшего по возрасту брата или сестру крупнее себя, это говорит о том, что  он «занимает много места в его жизни». На рисунке нет маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. 

Юлия Бондаренко, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь