Развитие речи довольно сложный процесс, который вызывает тревогу у молодых родителях. Развитие речи предполагает, что ребенок учится пользоваться устной речью, усваивает значение слов и овладевает правилами грамматики, а также, в большинстве культур, со временем учится читать и писать.
Существует две формы речевого развития. Активная речь – устная или письменная речь (произносимые либо прописанные слова). Пассивная речь – это понимание произносимых или написанных слов и предложений.
В течении первого года жизни, задолго до того, как сказано первое слово, малыши должны очень много знать о языке.
В следующей таблице будут представлены основные вехи речевого развития.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ | ДЕМОНСТРИРУЕМОЕ РЕБЕНКОМ РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
12 недель | Улыбка при обращенной к ребенку речи; гуление. |
16 недель | Поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него. |
20 недель | Произносит гласные и согласные звуки во время гуления. |
6 месяцев | Гуление превращается в лепет, который содержит все звуки человеческой речи. |
8 месяцев | Повторяет некоторые слоги (например: «ма-ма») |
12 месяцев | Понимает некоторые слова; может произнести несколько слов. |
18 месяцев | Может произносить вплоть до 50 слов. |
24 месяца | Словарь ребенка состоит более чем из 50 слов; употребляет некоторые фразы, состоящие из 2 слов. |
30 месяцев | Словарь ребенка расширяется до нескольких сотен слов; употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3-5 слов. |
36 месяцев | Словарь включает около 1000 слов. |
48 месяцев | Хорошо освоены главные основополагающие аспекты языка. |
Приведенные в левой колонке возрасты являются всего лишь средними показателями. Индивидуальные различия младенцев на начальных этапах речевого развития могут достигать нескольких дней, а на поздних этапах – нескольких недель.
Екатерина Журавлева, педагог сети семейных центров «Азбука для родителей».