Застенчивость может кому-то показаться очень милым качеством, а кого-то будет раздражать либо беспокоить из-за отсутствия активности. У деток застенчивость встречается гораздо чаще. Как правильно поступить с ней, если это наш ребенок, не помешает знать многим из нас.
Застенчивость – хорошо или плохо?
Застенчивость определяется психологами как нормальная реакция детей в процессе приобретения жизненного опыта. И чаще это случается при повышенном «давлении» социума на ребенка. Например, при повышенном к нему внимании. Это может проявляться и при родительском желании похвастать талантами малыша перед какими-то гостями, встреченными знакомыми. Также вероятно проявление застенчивости и при предложении вступить в игру с целой командой уже участвующих. В школе это может быть первый опыт прочтения стихотворения перед всем классом. И под отказом от таких действий обычно не лежит нежелание поучаствовать или незнание учебного материала. Мешает именно робость перед неизведанным опытом и неизвестными людьми. В таком случае о застенчивости ребенка можно особо не волноваться. Серьезное беспокойство может иметь основания, когда ребенок испытывает не просто ощущения робости, а страх, сильную тревожность или хотя бы очень серьезный дискомфорт.
Наиболее яркие вспышки природного проявления застенчивости происходят у деток от полугода до 9 месяцев и в 2 годика.
Некоторые исследователи приводят ряд основных причин застенчивости детей:
- часто застенчивость – это защита ребенка от новой обстановки; она дает возможность почувствовать контроль над новой окружающей средой и новыми людьми;
- некоторые ученые предположительно приводят и генетическую причину;
- дети пригодно защищены настороженностью по отношению к незнакомым людям и сначала ребенок начинает узнавать «безопасные» родительские лица (особенно материнское);
- дети склонны копировать поведение близких, которые могут и во взрослом состоянии проявлять излишнюю «застенчивость».
Застенчивостью родители могут ошибочно определять и другие проявления поведения ребенка:
- некоторые дети от рождения относятся к интровертам – они малоконтактны, имеют затруднения с активностью в новых знакомствах, не склонны рисковать, сосредоточены на своем внутреннем мире, но самое главное: им комфортно в одиночестве и социальной малоактивности;
- заниженная самооценка ребенка (особенно это вероятно в школьном возрасте);
- сильная зависимость от мнения окружающих;
- ему неприятен человек, к которому необходимо проявить активность, либо сама ситуация, в которую погружают ребенка без его на то желания и согласия;
- строгие и большие требования родителей к ребенку приводит к детской боязни не соответствовать им.
Оптимистичные психологи даже находят положительные стороны застенчивости:
- в более старшем возрасте она заставляет совершенствоваться и повышать уровень своих способностей;
- дает возможность приобрести прекрасные качества наблюдателя, что позволяет ребенку со временем лучше ориентироваться в окружающей среде и людях.
Рекомендации родителям
Психологи рекомендуют родителям придерживаться основных моментов в отношении застенчивости ребенка:
- обязательно наблюдать за уровнем застенчивости ребенка и анализировать на случай возможных более глубоких психологические проблем (в случае необходимости, лучше обратиться к психологу);
- не использовать негативных форм реакции на детскую застенчивость (не показывать своего недовольства, не дразнить, не ругать, не критиковать, не проявлять нетерпения или излишней настойчивости);
- учить и демонстрировать на своем примере, как знакомиться и общаться с людьми, как проявлять активность (очень удобно разучивать с малышом многие ситуации в игровых ситуациях с любимыми игрушками, обращать внимание на определенные ситуации в мультфильмах, сказках, стихотворениях и т.п.; рассказывать можно и о своих ситуациях, сходных с преодолеваемыми ребенком);
- подбадривать ребенка до и хвалить после проявленной инициативы в делах и в общении;
- повышать уверенность ребенка в своих силах (хвалить его положительные качества и проявления каких-то способностей);
- приучать ребенка к социуму (можно попробовать помочь ребенку не испытывать дискомфорт в незнакомый для себя обстановке с множеством людей: с раннего детства приглашать в дом гостей (как взрослых, так и деток), чаще выводить кроху на детские площадки с детками);
- на начальных этапах знакомств ребенка, особенно с другими детьми, нужно быть с ним рядом, выражая поддержку и ненавязчиво, спокойно подсказывая, как познакомиться; иногда рекомендуют заманивать ребенка игрушками в игру с другими детками;
- учить ребенка сохранять свое пространство – если он категорически не хочет давать детям свои игрушки или еду, то не заставлять, а также не принуждать общаться и принимать гостей без его на то желание;
- в раннем детстве лучше не заставлять ребенка находится в местах, где много громкого шума, слишком яркого света, большого движения или огромной толпы;
- если ребенок проявляет расположенность к какому-то другому ребенку, то нужно способствовать их общению (приглашайте этого ребенка в гости с согласия своего малыша, предложите малышу что-то спросить у этого ребенка и предложить во что-то поиграть вместе и т.д.);
- перед тем, как предложить ребенку познакомиться или сделать что-то активное, важно дать ему время понаблюдать, освоиться; стоит быть для него поддержкой, даже похваливать в ходе разговора;
- если ребенок должен влиться в коллектив, можно дать ему какую-то коллективную игру, которой можно заинтересовать остальных (но перед этим важно хорошо научить малыша играть в неё дома с вами, чтобы он чувствовал себя более уверенно среди коллектива деток, а, при возможности, чтобы оказался и среди лучших игроков, повышая свой авторитет и самоуверенность; нужно также научить малыша объяснять правила этой игры остальным).
Застенчивость в пределах нормы не станет большой проблемой ребенка. Важно не усугублять её и помогать ребенку во всех личностных проявлениях.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»
Преодолеть застенчивость ребенку должны помочь родители. Сам ребенок навряд ли справится, ведь у него ещё нет жизненного опыта. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, тогда он будет активнее, смелее, увереннее.