fbpx
ДомойДети и все о детяхОбщение с ребенкомЗастенчивые дети: особенности характера

Застенчивые дети: особенности характера

Выбор редакции

Застенчивость, пожалуй, одна из самых сложных и наиболее распространенных проблем межличностных отношений. Она способствует появлению целого ряда весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивые люди каждый день сталкиваются с проблемами восприятия и нахождения в социуме. Им сложно знакомиться с новыми людьми, заводить новых друзей, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, что может оттолкнуть собеседника и даже отрицательно настроить, они имеют сложности в выражении своего мнения, излишне сдержанны, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр.

 

Эта особенность, как и  большинство психологических проблем, своими корнями уходит в детство. Наблюдения, проведенные психологами,  показали, что застенчивость появляется у детей  уже в трехлетнем возрасте и может сохраняться все дошкольное детство. Практически  все детки, которые вели себя застенчиво в возрасте трех лет, сохранили данное качество и до школы. На протяжении дошкольного периода виды и формы застенчивости тоже претерпевают изменения. В младшем дошкольном возрасте застенчивость проявляется слабее всего, в пятилетнем возрасте возрастает и вновь сокращается к семи. На пятом году жизни увеличение признаков застенчивости имеет характер возрастного феномена. Появившись в этот период, это качество может остаться устойчивой чертой личности, омрачая и усложняя жизнь человека. Очень важно распознать эту черту вовремя и постараться остановить ее развитие.

 

У застенчивых детей в поведении, обычно, отражается борьба противоположных тенденций: с одной стороны ребенок, в силу своей любознательности и контактности, желает подойти к взрослому незнакомому человеку, и начинает движение к нему, однако по мере приближения шаги замедляются и ребенок останавливается, он может обойти человека стороной или вернуться назад. Подобное поведение называют амбивалентным.

 

Во время общения с посторонними людьми или при встрече с новыми обстоятельствами ребенок испытывает острый эмоциональный дискомфорт. Его признаки проявляются в неуверенности, крайней робости, напряжении, выражении страха или тревоги. В большинстве случаев дети боятся любых публичных выступлений, их может напугать даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или педагога на занятиях.

 

Эти особенности можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых они слишком часто проявляются и явно выражены, особенно в безопасных ситуациях относят к группе застенчивых.

 

Анализ специалистов показывает, что таких детей отличает высокая чувствительность к оценке взрослого (как ожидаемой, так и реальной). У застенчивых ребятишек наблюдается обостренное ожидание оценки и восприятие. В случаях, когда возникают трудности, он нерешительно смотрит в глаза взрослому, стесняясь при этом попросить помощи. Особенно застенчиво ребенок ведет себя в тех ситуациях, в которых ожидает неуспеха. Удача обычно успокаивает и вдохновляет их, однако при малейшем замечании возникает замедление деятельности и новый всплеск смущения и робости. Преодолевая внутреннее напряжение, ребенок робко улыбается, слегка ежится и тихо говорит: «Не получается». С одной стороны ребенок неуверен в положительной оценке взрослого, с другой признает правильность собственных действий. Застенчивость проявляется в желании привлечь к себе внимание с одной стороны и страха оказаться в центре внимания, выделиться среди сверстников, с другой. Эта черта очень ярко проявляется при первой встрече ребенка с взрослым, а также в начале их совместной деятельности.

 

Все трудности в общении ребенка с другими людьми тесно связаны с восприятием отношений других и его отношением к себе. Когда ребенок ожидает критического отношения со стороны взрослых это и  определяет его смущение и робость. Особенно это заметно при общении ребенка с малознакомыми или незнакомыми людьми, чье отношение к нему неизвестно. Неизвестность оценки взрослого практически парализует ребенка, поэтому он старается избежать этой ситуации, или переключить внимание собеседника на что-то другое. Не решаясь открыто получить поддержку, дети прибегают к весьма своеобразному способу усиления своего Я, приносят, например,  с собой на занятие любимую игрушку, прижимая ее к себе в случае затруднения.

 

Но надо отметить, что уровень умственного развития таких детей ни в чем не уступает сверстникам, наоборот, зачастую  застенчивые дети справляются с заданиями гораздо лучше их незастенчивых ровесников. Однако в случае негативной оценки или неудачи менее настойчивы в достижении результата. Эти дети  чрезвычайно остро переживают  оценки взрослого, особенно если они отрицательны, тем самым парализуя и общение, и практическую деятельность ребенка. Незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и пытается привлечь внимание взрослого, застенчивый же дошкольник внешне и внутренне сжимается, испытывая чувство вины за неумелость, и не решается обратиться за помощью.

 

Повышенная тревога часто заслоняет содержание и общение совместной деятельности. Уважение и признание выступают в качестве главных, заслоняя собой деловые и познавательные интересы, препятствуя реализации способностей и общению. Болезненное  переживание своего собственного Я, своей уязвимости, постоянно ограничивает, сковывает ребенка, не давая ему возможности выразить свои переживания, открыто проявить свои превосходные способности. Однако в тех ситуациях, когда ребенок отвлекается и «забывает о себе», он такой же общительный и открытый, как его не слишком стеснительные ровесники.

 

Подведем итог. Застенчивый ребенок, стремится к общению с другими людьми и доброжелательно относится к ним, в то же время он не решается проявлять свои потребности и себя. Причина подобных нарушений заключается в характере отношения ребенка к себе самому. Ребенок, как известно, имеет достаточно высокую самооценку, считает себя очень хорошим, и в то же время сомневается в доброжелательном отношении других, особенно незнакомых ему людей. Неуверенность застенчивого ребенка блокирует его инициативу, не дает возможности удовлетворять имеющиеся потребности в полноценном общении, раскрытии собственных талантов и в совместной деятельности в полной мере.

 

Юлия Бондаренко, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Застенчивость, пожалуй, одна из самых сложных и наиболее распространенных проблем межличностных отношений. Она способствует появлению целого ряда весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивые люди каждый день сталкиваются с проблемами восприятия и нахождения в социуме. Им сложно знакомиться с новыми людьми, заводить новых друзей, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, что может оттолкнуть собеседника и даже отрицательно настроить, они имеют сложности в выражении своего мнения, излишне сдержанны, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр.

 

Эта особенность, как и  большинство психологических проблем, своими корнями уходит в детство. Наблюдения, проведенные психологами,  показали, что застенчивость появляется у детей  уже в трехлетнем возрасте и может сохраняться все дошкольное детство. Практически  все детки, которые вели себя застенчиво в возрасте трех лет, сохранили данное качество и до школы. На протяжении дошкольного периода виды и формы застенчивости тоже претерпевают изменения. В младшем дошкольном возрасте застенчивость проявляется слабее всего, в пятилетнем возрасте возрастает и вновь сокращается к семи. На пятом году жизни увеличение признаков застенчивости имеет характер возрастного феномена. Появившись в этот период, это качество может остаться устойчивой чертой личности, омрачая и усложняя жизнь человека. Очень важно распознать эту черту вовремя и постараться остановить ее развитие.

 

У застенчивых детей в поведении, обычно, отражается борьба противоположных тенденций: с одной стороны ребенок, в силу своей любознательности и контактности, желает подойти к взрослому незнакомому человеку, и начинает движение к нему, однако по мере приближения шаги замедляются и ребенок останавливается, он может обойти человека стороной или вернуться назад. Подобное поведение называют амбивалентным.

 

Во время общения с посторонними людьми или при встрече с новыми обстоятельствами ребенок испытывает острый эмоциональный дискомфорт. Его признаки проявляются в неуверенности, крайней робости, напряжении, выражении страха или тревоги. В большинстве случаев дети боятся любых публичных выступлений, их может напугать даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или педагога на занятиях.

 

Эти особенности можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых они слишком часто проявляются и явно выражены, особенно в безопасных ситуациях относят к группе застенчивых.

 

Анализ специалистов показывает, что таких детей отличает высокая чувствительность к оценке взрослого (как ожидаемой, так и реальной). У застенчивых ребятишек наблюдается обостренное ожидание оценки и восприятие. В случаях, когда возникают трудности, он нерешительно смотрит в глаза взрослому, стесняясь при этом попросить помощи. Особенно застенчиво ребенок ведет себя в тех ситуациях, в которых ожидает неуспеха. Удача обычно успокаивает и вдохновляет их, однако при малейшем замечании возникает замедление деятельности и новый всплеск смущения и робости. Преодолевая внутреннее напряжение, ребенок робко улыбается, слегка ежится и тихо говорит: «Не получается». С одной стороны ребенок неуверен в положительной оценке взрослого, с другой признает правильность собственных действий. Застенчивость проявляется в желании привлечь к себе внимание с одной стороны и страха оказаться в центре внимания, выделиться среди сверстников, с другой. Эта черта очень ярко проявляется при первой встрече ребенка с взрослым, а также в начале их совместной деятельности.

 

Все трудности в общении ребенка с другими людьми тесно связаны с восприятием отношений других и его отношением к себе. Когда ребенок ожидает критического отношения со стороны взрослых это и  определяет его смущение и робость. Особенно это заметно при общении ребенка с малознакомыми или незнакомыми людьми, чье отношение к нему неизвестно. Неизвестность оценки взрослого практически парализует ребенка, поэтому он старается избежать этой ситуации, или переключить внимание собеседника на что-то другое. Не решаясь открыто получить поддержку, дети прибегают к весьма своеобразному способу усиления своего Я, приносят, например,  с собой на занятие любимую игрушку, прижимая ее к себе в случае затруднения.

 

Но надо отметить, что уровень умственного развития таких детей ни в чем не уступает сверстникам, наоборот, зачастую  застенчивые дети справляются с заданиями гораздо лучше их незастенчивых ровесников. Однако в случае негативной оценки или неудачи менее настойчивы в достижении результата. Эти дети  чрезвычайно остро переживают  оценки взрослого, особенно если они отрицательны, тем самым парализуя и общение, и практическую деятельность ребенка. Незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и пытается привлечь внимание взрослого, застенчивый же дошкольник внешне и внутренне сжимается, испытывая чувство вины за неумелость, и не решается обратиться за помощью.

 

Повышенная тревога часто заслоняет содержание и общение совместной деятельности. Уважение и признание выступают в качестве главных, заслоняя собой деловые и познавательные интересы, препятствуя реализации способностей и общению. Болезненное  переживание своего собственного Я, своей уязвимости, постоянно ограничивает, сковывает ребенка, не давая ему возможности выразить свои переживания, открыто проявить свои превосходные способности. Однако в тех ситуациях, когда ребенок отвлекается и «забывает о себе», он такой же общительный и открытый, как его не слишком стеснительные ровесники.

 

Подведем итог. Застенчивый ребенок, стремится к общению с другими людьми и доброжелательно относится к ним, в то же время он не решается проявлять свои потребности и себя. Причина подобных нарушений заключается в характере отношения ребенка к себе самому. Ребенок, как известно, имеет достаточно высокую самооценку, считает себя очень хорошим, и в то же время сомневается в доброжелательном отношении других, особенно незнакомых ему людей. Неуверенность застенчивого ребенка блокирует его инициативу, не дает возможности удовлетворять имеющиеся потребности в полноценном общении, раскрытии собственных талантов и в совместной деятельности в полной мере.

 

Юлия Бондаренко, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".