fbpx

Жизнь продолжается

Выбор редакции

Нужен ли массаж новорожденному?

Видели ли вы человека, особенно взрослого, которому не нравится массаж? Что вряд ли. А почему тогда у нас встает вопрос, нужен ли массаж грудничку?...

Питание: простые рекомендации для беременных

Во время беременности важно обеспечить малыша всеми необходимыми полезными веществами и витаминами. Да, мамин организм проходит необходимые физиологические изменения, однако ему стоит помогать для...

Запретный плод: что нельзя кушать беременным

Женский организм так организован природой, что в нем есть все для питания ребенка. И не только, когда он находится ещё внутри мамы, но и...

Триместры беременности от ЮНИСЕФ Украина: третий

Последний, самый важный и простой одновременно период перед родами по версии ЮНИСЕФ Украина – третий триместр. В конце его последней недели в вашей семье...

Как реагируют на стресс наши дети? Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно взрослым на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей

«Жизнь состоит не только из веселья и праздников. Случаются и черные дни, когда неожиданно, несправедливо и необъяснимо с нами, нашими близкими или знакомыми происходит беда — болезнь или травма, авария или теракт. И если взрослым подчас нелегко справиться с бедой, что уж говорить о хрупкой психике детей»

Ирина Соловей, детский психолог
www.all-about-child.com

Разные люди по-разному воспринимают травмирующие события. Все зависит от личности, меры участия в событии, предыдущего опыта восприятия и преодоления травматических ситуаций. К счастью большинство из нас, особенно те, кто не являлся прямым участником трагедии, все же возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научившись от них отвлекаться. Жизнь продолжается.

А как реагируют на стресс наши дети? Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно взрослым на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Да, действительно, маленькие дети воспринимают свои или чужие травмы совершенно иначе, чем взрослый — исключительно через призму состояния своих родных. Попытки полностью скрыть от них суть произошедшего могут завести их в тупик и вызвать особые психологические травмы, свойственные лишь малышам.

Для детей, с их еще не установившейся психикой, последствия физической травмы особенно тяжелы, так как внутренний мир ребенка состоит из множества ярких, счастливых и очень дорогих для него воспоминаний. Этот идеалистический калейдоскоп может быть внезапно разрушен любой травмой, произошедшей либо с самим малышом или его близкими, либо с совершенно посторонними ему людьми.

При этом ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем событий, а не их непосредственным участником. Сила эмоционального восприятия ребенка настолько велика, что этот психологический шок нарушает весь налаженный механизм психологической защиты. У ребенка исчезают ощущение защищенности и целостности собственного тела, пропадает чувство уверенности в себе и близких. К счастью, если малыш был только свидетелем травмирующего события, есть надежда, что после первой тяжелой реакции страха психика ребенка естественным образом восстановится и травма забудется со временем.

Если же ребенок (да и взрослый тоже) являлся непосредственным участником трагического события (например, свидетелем падения снаряда, ранения или гибели человека), то у него обычно развивается психологическое расстройство, так называемый посттравматический стресс — Post Traumatik Stress Disorder.

В этом случае потерпевшего преследуют навязчивые и часто повторяющиеся воспоминания о трагедии, избавиться от которых он не в состоянии. Его мучают ночные кошмары, ощущения непрекращающихся беспокойства и тревожности. Все это нарушает обычное функционирование организма, парализует жизнь и разрушает личность ребенка, если пустить дело на самотек, не прибегнув к профессиональной помощи.

Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой легкий намек на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.).

Последствия психологических травм проявляются и также и в игровой деятельности ребенка, которая в этих случаях характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией. При этом резко сужается круг интересов, появляются отчужденность и стремление к одиночеству. У маленьких детей может появиться регресс в уже появившихся навыках – малыш снова требует пустышку, подгузники, спать с мамой. У детей постарше снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряженность.

Физиология психологической травмы

В обычной, не стрессовой ситуации мозг человека постоянно перерабатывает поступающую извне информацию, то есть «отслеживает», осознает и контролирует ситуацию.  В стрессовой ситуации и перед лицом смертельной опасности у организма нет времени на обычную переработку информации в коре головного мозга. В экстремальных ситуациях информация, минуя кору головного мозга, передается прямо в подкорку, которая автоматически запускает механизм самосохранения, образно характеризуемый двумя словами — »убегай или улетай».

Нужно признать, что психологические травмы еще недостаточно изучены и в этой теме остаются не раскрытыми многие белые пятна. Так, например, неясно, почему механизм самосохранения запускается с такой быстротой и легкостью и почему затем так трудно остановить его действие? И почему, спустя годы после травмы, когда его жизни  уже ничего не угрожает, человек ведет себя так, как будто вновь и вновь он предстает перед лицом опасности?

Дети и взрослые, перенесшие психологическую травму и страдающие от посттравматического синдрома, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Очень важно, чтобы первичная психотерапевтическая помощь была оказана  сразу же после травмы с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания произошедшего.

Осознание произошедшего перемещает страхи из нижних отделов мозга в кору, что позволяет сделать их (страхи) более поддающимися последующей стадии психотерапии. Именно поэтому, на место аварии, обстрела или теракта обязательно направляется психолог с тем, чтобы осторожно и с помощью специальных методик помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность произошедшего с ними, описать словами эмоции и степень их выразительности.

Многие родители, занятые уходом за ребенком, перенесшим травму, не понимая смысла и необходимости такого рода психотерапевтической помощи, говорят примерно следующее: »Что вы привязались к ребенку, дайте ему прийти в себя, ни к чему ему вспоминать этот ужас!» Что ж, возможно, замалчивать трагедию проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что »необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда.

Родителям трудно отличить естественную реакцию ребенка от психической патологии, поэтому многие долгое время после травмы все еще не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело переживают травму своего ребенка или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В результате адекватно оценить его состояние родителям очень трудно. Они могут замечать изменения в эмоциональном состоянии ребенка, но при этом не связывают эти изменения  с произошедшей травмой и часто скрывают от психологов историю травмы из-за чувства собственной вины, теряя дорогое для восстановления психики время.

Маленькие детки – маленькие бедки

Маленькие дети психологически часто защищены сильнее, чем дети старшего возраста — в силу  еще незрелого интеллекта и неспособности осознать степень опасности, которой они подвергаются. У малышей до двух-трех лет реже встречаются посттравматические симптомы стресса. Но если таковые имеют место, то выражаются они в более тяжелой и резкой форме, так как стресс ребенка усиливается реакцией на страх, тревогу и панику родителей. Дети, особенно маленькие, не умеют адекватно осознавать произошедшую трагедию и выражать словами свои переживания, но они все ощущают через родителей и пытаются высказаться на доступном им языке, языке собственного тела. Выразительными средствами такого языка могут быть двигательное беспокойство, повышенная активность или заторможенность, плохие аппетит и сон.

Несколько примеров посттравматических ситуаций у детей

К психологу обратилась за помощью мать 2-хлетней  очаровательной девочки, которая, по определению мамы, была очень капризным и даже конфликтным ребенком. Выяснилось, что конфликты участились, когда девочке было 1,5 годика. Можно было бы поставить точку и списать все на »буйство 2-хлеток», однако после беседы с мамой оказалось, что именно в то время она попала в автомобильную аварию, после чего долгое время находилась в больнице.
Пока мама находилась в больнице, за ребенком ухаживали соседи. Чтобы девочка не испугалась страшных картин отделения травматологии, они никогда не брали ее с собою в больницу к матери.
А ведь никто из взрослых тогда и не подумал, что для ребенка не может быть ничего страшнее, чем необъяснимое исчезновение мамы. При  этом соседи регулярно сообщали матери о тихой и кроткой дочери, не доставляющей им абсолютно никаких хлопот. Когда мама  вернулась из больницы, девочка, вместо того, чтобы «отнестись с пониманием к состоянию матери», стала очень капризной, не отходила от мамы ни на секунду, часто плакала, стала плохо спать и есть. Она пережила стресс и, как все маленькие дети, отреагировала на него плохим сном, капризностью и потерей аппетита.

Другой пример: родители 3-хлетнего мальчика обратились в клинику, обеспокоенные сильным отставанием в развитии речи. При тщательном изучении истории развития малыша выяснилось, что в период между годом и двумя мальчик развивался нормально и уже начинал говорить. Но в два года он опрокинул на себя чашку с горячим чаем и получил сильные ожоги. Потребовалось хирургическое вмешательство и долгий период реабилитации. Оба родителя были настолько заняты лечением ребенка, что не обратили внимания на регрессию в его развитии — малыш внезапно утратил некоторые из уже приобретенных навыков, почти перестал говорить, часто плакал, постоянно, днем и ночью, требовал присутствия и внимания родителей. Папа и мама отнесли эти изменения поведения за счет физического недомогания ребенка. Однако, впоследствии выяснилось, что мальчик перенес серьезную душевную травму. Только после психотерапевтического лечения к нему вернулась прежняя веселость и игровая активность, а вместе с ними и речь.

Третий пример: мама двух чудесных девочек 5 и 3 лет, пожаловалась, что старшая дочь сильно заикается, а младшая выдергивает волосы на одном и том же участке головы, а затем их поедает. Как оказалось, несколько лет назад мать стала жертвой теракта и, даже находясь дома во время реабилитации, не могла  уделять прежнего внимания детям. Ни сама мама, ни один из членов семьи не объяснили девочкам суть происходящего, напротив, все тщательно от них скрывалось. Сначала таинственное исчезновение мамы, а затем и ее непонятный постельный режим посеяли тревогу в детских душах, подорвали их уверенность в близких и в самих себе, вызвали потерю ощущения безопасности. Когда ломается внешняя защита (в лице родителей), ребенок вынужден защищать себя сам. Когда это оказывается ему не по силам, он посылает во внешний мир сигнал о помощи – резко меняет поведение, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. По мере взросления ребенка его возможности в плане осмысления степени опасности значительно вырастают, его посттравматические реакции становятся более самостоятельными и независимыми от влияния состояния родителей.

В любом случае, если после столкновения с травмирующей ситуацией поведение ребенка меняется (необязательно сразу, иногда этот процесс занимает некоторое время), не стоит полагаться на авось – предоставьте психологу или психиатру возможность разобраться, что же на самом деле происходит с вашим ребенком.

Источник: Журнал МАМАинфо

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Рецепты

Пряничный домик

Если в доме есть малыши, то, безусловно, пряничный домик станет настоящим украшением праздничного стола, и море детского восторга вам будет обеспечено. А если детка уже достаточно большая, чтобы помогать, то и сам процесс готовки доставит вам и ребенку много радости.

Торт «Ангелинка»

Предлагаем Вам рецепт простого, но очень вкусного тортика «Ангелинка», начинку к которому, так же как и украшение, легко придумать самому.

Как правильно приготовить перловку

Всем известная перловая каша, принадлежит к тому виду круп, которые любят далеко не все. Мало кто знает, что это любимая каша Петра I, а мы ее встречаем в супах среди картошки, лука и моркови.

Когда начинать делать массаж грудничку

В целесообразности и пользе массажа для н6оворожденных фактически нет сомнений ни у врачей, ни у родителей. При этом эта процедура полезна не только деткам...

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Документальный сериал Кортни Кокс

Знаменитая актриса, Кортни Кокс, которая обрела свою популярность за роль Моники в легендарном сериале «Друзья», решила заняться продюсированием документального сериала о беременности и роли родителя под названием «9 месяцев». Продюсеры хотели показать правдивые истории разных людей, которые по тем или иным причинам испытывают трудности в зачатии или вынашивании плода.

Фотосессия беременной Светланы Лободы

Недавно на официальной странице певицы в Инстаграм были опубликованы фото Светланы в положении, что вызвало шквал эмоций и восторгов у поклонников. Певица снялась с обнаженным животиком для популярного глянцевого журнала, чем и обратила на себя еще более пристальное внимание.

Лилия Ребрик беременна во второй раз

Ведущая Лилия Ребрик скоро станет мамой во второй раз. Будущая мама считает, что беременность – это чудесный период, и хотя для нее это уже второй раз, все же, Лиля чувствует себя совершенно по-новому.

Валентина Хомайко. Три дня декрета

Пятого декабря знаменитая телеведущая Канала 1+1 Валентина Хомайко родила четвертого ребенка. Первым о появлении малыша на свет рассказал муж Валентины Андрей Онистрат в своем Instagram. А немного позже и роженица поделилась видео с малышом подписав его очень трогательными словами.

Похожие статьи