fbpx

Жизнь продолжается

Выбор редакции

Женские шампуни для волос по приемлемым ценам

Если после мытья головы вы ощущаете сухость, зуд и перхоть, то это повод купить для себя качественный шампунь для волос, обеспечивающий щадящий уход. В...

Где купить игровой компьютер и на что обратить внимание?

Игровые компьютеры отличаются своими характеристиками от своих офисных аналогов. Даже комплектующие в таких машинах установлены такие, чтобы максимально быстро проводилась обработка информации во время...

По каким критериям выбирать детскую одежду

Даже самая неистовая модница не может тягаться по количеству нарядов и частоте их покупки с детьми. Обусловлено это тем, что дети быстро вырастают из...

Младенцу 9 месяцев: что пора уметь?

Новорожденный – это не только большая радость, но еще и огромная ответственность. Родителям стоит знать, как должен развиваться ребенок и на что нужно обращать...
Анастасия Старницкая
Анастасия Старницкая
Мама двоих детей

Как реагируют на стресс наши дети? Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно взрослым на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей

«Жизнь состоит не только из веселья и праздников. Случаются и черные дни, когда неожиданно, несправедливо и необъяснимо с нами, нашими близкими или знакомыми происходит беда — болезнь или травма, авария или теракт. И если взрослым подчас нелегко справиться с бедой, что уж говорить о хрупкой психике детей»

Ирина Соловей, детский психолог
www.all-about-child.com

Разные люди по-разному воспринимают травмирующие события. Все зависит от личности, меры участия в событии, предыдущего опыта восприятия и преодоления травматических ситуаций. К счастью большинство из нас, особенно те, кто не являлся прямым участником трагедии, все же возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научившись от них отвлекаться. Жизнь продолжается.

А как реагируют на стресс наши дети? Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно взрослым на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Да, действительно, маленькие дети воспринимают свои или чужие травмы совершенно иначе, чем взрослый — исключительно через призму состояния своих родных. Попытки полностью скрыть от них суть произошедшего могут завести их в тупик и вызвать особые психологические травмы, свойственные лишь малышам.

Для детей, с их еще не установившейся психикой, последствия физической травмы особенно тяжелы, так как внутренний мир ребенка состоит из множества ярких, счастливых и очень дорогих для него воспоминаний. Этот идеалистический калейдоскоп может быть внезапно разрушен любой травмой, произошедшей либо с самим малышом или его близкими, либо с совершенно посторонними ему людьми.

При этом ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем событий, а не их непосредственным участником. Сила эмоционального восприятия ребенка настолько велика, что этот психологический шок нарушает весь налаженный механизм психологической защиты. У ребенка исчезают ощущение защищенности и целостности собственного тела, пропадает чувство уверенности в себе и близких. К счастью, если малыш был только свидетелем травмирующего события, есть надежда, что после первой тяжелой реакции страха психика ребенка естественным образом восстановится и травма забудется со временем.

Если же ребенок (да и взрослый тоже) являлся непосредственным участником трагического события (например, свидетелем падения снаряда, ранения или гибели человека), то у него обычно развивается психологическое расстройство, так называемый посттравматический стресс — Post Traumatik Stress Disorder.

В этом случае потерпевшего преследуют навязчивые и часто повторяющиеся воспоминания о трагедии, избавиться от которых он не в состоянии. Его мучают ночные кошмары, ощущения непрекращающихся беспокойства и тревожности. Все это нарушает обычное функционирование организма, парализует жизнь и разрушает личность ребенка, если пустить дело на самотек, не прибегнув к профессиональной помощи.

Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой легкий намек на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.).

Последствия психологических травм проявляются и также и в игровой деятельности ребенка, которая в этих случаях характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией. При этом резко сужается круг интересов, появляются отчужденность и стремление к одиночеству. У маленьких детей может появиться регресс в уже появившихся навыках – малыш снова требует пустышку, подгузники, спать с мамой. У детей постарше снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряженность.

Физиология психологической травмы

В обычной, не стрессовой ситуации мозг человека постоянно перерабатывает поступающую извне информацию, то есть «отслеживает», осознает и контролирует ситуацию.  В стрессовой ситуации и перед лицом смертельной опасности у организма нет времени на обычную переработку информации в коре головного мозга. В экстремальных ситуациях информация, минуя кору головного мозга, передается прямо в подкорку, которая автоматически запускает механизм самосохранения, образно характеризуемый двумя словами — »убегай или улетай».

Нужно признать, что психологические травмы еще недостаточно изучены и в этой теме остаются не раскрытыми многие белые пятна. Так, например, неясно, почему механизм самосохранения запускается с такой быстротой и легкостью и почему затем так трудно остановить его действие? И почему, спустя годы после травмы, когда его жизни  уже ничего не угрожает, человек ведет себя так, как будто вновь и вновь он предстает перед лицом опасности?

Дети и взрослые, перенесшие психологическую травму и страдающие от посттравматического синдрома, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Очень важно, чтобы первичная психотерапевтическая помощь была оказана  сразу же после травмы с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания произошедшего.

Осознание произошедшего перемещает страхи из нижних отделов мозга в кору, что позволяет сделать их (страхи) более поддающимися последующей стадии психотерапии. Именно поэтому, на место аварии, обстрела или теракта обязательно направляется психолог с тем, чтобы осторожно и с помощью специальных методик помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность произошедшего с ними, описать словами эмоции и степень их выразительности.

Многие родители, занятые уходом за ребенком, перенесшим травму, не понимая смысла и необходимости такого рода психотерапевтической помощи, говорят примерно следующее: »Что вы привязались к ребенку, дайте ему прийти в себя, ни к чему ему вспоминать этот ужас!» Что ж, возможно, замалчивать трагедию проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что »необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда.

Родителям трудно отличить естественную реакцию ребенка от психической патологии, поэтому многие долгое время после травмы все еще не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело переживают травму своего ребенка или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В результате адекватно оценить его состояние родителям очень трудно. Они могут замечать изменения в эмоциональном состоянии ребенка, но при этом не связывают эти изменения  с произошедшей травмой и часто скрывают от психологов историю травмы из-за чувства собственной вины, теряя дорогое для восстановления психики время.

Маленькие детки – маленькие бедки

Маленькие дети психологически часто защищены сильнее, чем дети старшего возраста — в силу  еще незрелого интеллекта и неспособности осознать степень опасности, которой они подвергаются. У малышей до двух-трех лет реже встречаются посттравматические симптомы стресса. Но если таковые имеют место, то выражаются они в более тяжелой и резкой форме, так как стресс ребенка усиливается реакцией на страх, тревогу и панику родителей. Дети, особенно маленькие, не умеют адекватно осознавать произошедшую трагедию и выражать словами свои переживания, но они все ощущают через родителей и пытаются высказаться на доступном им языке, языке собственного тела. Выразительными средствами такого языка могут быть двигательное беспокойство, повышенная активность или заторможенность, плохие аппетит и сон.

Несколько примеров посттравматических ситуаций у детей

К психологу обратилась за помощью мать 2-хлетней  очаровательной девочки, которая, по определению мамы, была очень капризным и даже конфликтным ребенком. Выяснилось, что конфликты участились, когда девочке было 1,5 годика. Можно было бы поставить точку и списать все на »буйство 2-хлеток», однако после беседы с мамой оказалось, что именно в то время она попала в автомобильную аварию, после чего долгое время находилась в больнице.
Пока мама находилась в больнице, за ребенком ухаживали соседи. Чтобы девочка не испугалась страшных картин отделения травматологии, они никогда не брали ее с собою в больницу к матери.
А ведь никто из взрослых тогда и не подумал, что для ребенка не может быть ничего страшнее, чем необъяснимое исчезновение мамы. При  этом соседи регулярно сообщали матери о тихой и кроткой дочери, не доставляющей им абсолютно никаких хлопот. Когда мама  вернулась из больницы, девочка, вместо того, чтобы «отнестись с пониманием к состоянию матери», стала очень капризной, не отходила от мамы ни на секунду, часто плакала, стала плохо спать и есть. Она пережила стресс и, как все маленькие дети, отреагировала на него плохим сном, капризностью и потерей аппетита.

Другой пример: родители 3-хлетнего мальчика обратились в клинику, обеспокоенные сильным отставанием в развитии речи. При тщательном изучении истории развития малыша выяснилось, что в период между годом и двумя мальчик развивался нормально и уже начинал говорить. Но в два года он опрокинул на себя чашку с горячим чаем и получил сильные ожоги. Потребовалось хирургическое вмешательство и долгий период реабилитации. Оба родителя были настолько заняты лечением ребенка, что не обратили внимания на регрессию в его развитии — малыш внезапно утратил некоторые из уже приобретенных навыков, почти перестал говорить, часто плакал, постоянно, днем и ночью, требовал присутствия и внимания родителей. Папа и мама отнесли эти изменения поведения за счет физического недомогания ребенка. Однако, впоследствии выяснилось, что мальчик перенес серьезную душевную травму. Только после психотерапевтического лечения к нему вернулась прежняя веселость и игровая активность, а вместе с ними и речь.

Третий пример: мама двух чудесных девочек 5 и 3 лет, пожаловалась, что старшая дочь сильно заикается, а младшая выдергивает волосы на одном и том же участке головы, а затем их поедает. Как оказалось, несколько лет назад мать стала жертвой теракта и, даже находясь дома во время реабилитации, не могла  уделять прежнего внимания детям. Ни сама мама, ни один из членов семьи не объяснили девочкам суть происходящего, напротив, все тщательно от них скрывалось. Сначала таинственное исчезновение мамы, а затем и ее непонятный постельный режим посеяли тревогу в детских душах, подорвали их уверенность в близких и в самих себе, вызвали потерю ощущения безопасности. Когда ломается внешняя защита (в лице родителей), ребенок вынужден защищать себя сам. Когда это оказывается ему не по силам, он посылает во внешний мир сигнал о помощи – резко меняет поведение, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. По мере взросления ребенка его возможности в плане осмысления степени опасности значительно вырастают, его посттравматические реакции становятся более самостоятельными и независимыми от влияния состояния родителей.

В любом случае, если после столкновения с травмирующей ситуацией поведение ребенка меняется (необязательно сразу, иногда этот процесс занимает некоторое время), не стоит полагаться на авось – предоставьте психологу или психиатру возможность разобраться, что же на самом деле происходит с вашим ребенком.

Источник: Журнал МАМАинфо

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Пасхальный кулич – главное блюдо в пасхальной трапезе: история, традиции, необычные рецепты

В обрамлении расписных яиц возвышается на блюде волшебная обрядовая выпечка – кулич: с большой белоснежной шапкой и символами ХВ или с новомодными украшениями из...

Вкусная пасха – готовим дома и удивляем близких

Наиболее значимый праздник христиан всего мира – Пасха. После длительного поста в каждой семье готовятся к этому празднику. Кто-то заказывает пасхальную корзинку в ресторане,...

Сырные (творожные) пасхи

К числу ритуальных блюд для пасхального стола относится пасха - творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня. Для приготовления этого блюда необходима пасочница - деревянная сборно-разборная резная форма.

Женские шампуни для волос по приемлемым ценам

Если после мытья головы вы ощущаете сухость, зуд и перхоть, то это повод купить для себя качественный шампунь для волос, обеспечивающий щадящий уход. В...

Где купить игровой компьютер и на что обратить внимание?

Игровые компьютеры отличаются своими характеристиками от своих офисных аналогов. Даже комплектующие в таких машинах установлены такие, чтобы максимально быстро проводилась обработка информации во время...

По каким критериям выбирать детскую одежду

Даже самая неистовая модница не может тягаться по количеству нарядов и частоте их покупки с детьми. Обусловлено это тем, что дети быстро вырастают из...

Младенцу 9 месяцев: что пора уметь?

Новорожденный – это не только большая радость, но еще и огромная ответственность. Родителям стоит знать, как должен развиваться ребенок и на что нужно обращать...

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Документальный сериал Кортни Кокс

Знаменитая актриса, Кортни Кокс, которая обрела свою популярность за роль Моники в легендарном сериале «Друзья», решила заняться продюсированием документального сериала о беременности и роли родителя под названием «9 месяцев». Продюсеры хотели показать правдивые истории разных людей, которые по тем или иным причинам испытывают трудности в зачатии или вынашивании плода.

Кира Найтли о материнстве и правдивом образе матери

Знаменитая актриса, которая уже не раз пыталась снять с образа материнства розовый шлейф, продолжает выступать за право уважения каждой матери. Кира Найтли убеждена, что наша нация приуменьшает заслуги тех женщин, которые обрели статус мамы.

Правдивый ролик семейного празднования Рождества с Мэттом Деймоном

Saturday Night Live шоу для которого была снята рождественская короткометражка с участием Метта Деймона и Сесили Стронг. Дует играет молодых родителей с тремя детьми, которые подбивают итог тяжёлого рождественского дня.

Грудное вскармливание Рейчел Макадамс

Знаменитая голливудская актриса, Рейчел Макадамс, которая весной родила первенца, опубликовала снимок где она запечатлена с молокоотсосами на груди.

Похожие статьи