В сенсорные игры можно начинать играть с малышом с самого рождения.
Сначала поглаживать ладошку, легонько поскрести ноготком, потом проводить по нежной кожице предметами различной текстуры.
Когда малыш начнет держать погремушку – можно начинать играть, это уже будет отдаленно напоминать диалог.
И еще немного позднее, когда малыш научиться сидеть – можно начинать настоящие игры.
Вот несколько подсказок заботливым мамочкам:
Собираем урожай
Для проведения игры нам понадобиться: корзинка, мягкие из фетра (либо аналог) и пластиковые овощи, фрукты. В корзинку собираем урожай. Можно разбросать фрукты по всей комнате, заодно и разомнемся. Поднимаем фрукт либо овощ, называем его и кладем в корзинку. Не торопитесь, в сборе урожая главное процесс. Усложняем задание: оставляем в корзинке до четырех предметов, называем фрукт или овощ и просим его дать нам в руки. Для это громко говорим «Дай …» (на месте троеточия овощ/фрукт) подтверждаем словесную просьбу характерным жестом. По завершению учим складывать игрушки обратно. Это довольно сложное, но увлекательное занятие для малыша.
Куда спряталась игрушка?
Эта игра сложнее для восприятия, но помогает ребенку установить причинно-следственные связи. Ничего просто так не пропадает. Предметы, исчезнувшие на глазах у малыша, не растворяются неизвестно где, а перемещаются. Цель игры в том и состоит, чтобы показать малышу процесс перемещения чего-либо. На примере любимой игрушки показывать проще всего, так как это известный, знакомый и узнаваемый предмет. Берем любимую игрушку и перемещаем из поля зрения малыша, нарочно прятать в труднодоступные места не стоит, достаточно просто пересадить на кресло, тумбочку, на полку, за коробку с игрушками. Возьмите малыша за руку и отправляйтесь на поиски пропажи. Когда найдете, нужно достаточно эмоционально проявить радость от счастливой находки. Не бойтесь проявлять излишние эмоции с малышом, им это необходимо, но тут есть другая крайность — перейти к наигранным и искусственным интонациям. Этого делать не стоит, так как дети достаточно восприимчивы к таким вещам.
Кукольный театр
До года ребенок будет не в состоянии оценить полноценного спектакля, так что разыгрывать представления не надо. Старайтесь использовать персонажа, как третьего участника игры. Он может здороваться, прощаться, играть с вами в ладушки, прятаться, просить выполнить простейшие действия: дай, принеси, положи на место.
Педагог семейного центра Азбука для Родителей, Ломова Светлана.