fbpx
ДомойДети и все о детяхОбразованиеАдаптация первоклассников в школе

Адаптация первоклассников в школе

Выбор редакции

Поступление в школу — это очень важный шаг в жизни каждого ребенка, как в психологическом, так и физиологическом плане. Поэтому на этом этапе каждый сталкивается с такой проблемой как адаптация к учебному заведению. Длится она не очень долго 1-2 месяца, но от того как она пройдет, зависит все последующее обучение ребенка в школе.

В этот период реакция детей на школу и на то, что с ней связано, может быть очень разной — одни кричат, ругаются, носятся по классу, агрессивно  реагирую на замечания учителей, другие же наоборот очень скованы, молчаливы, при малейшей неудачи плачут.

В период адаптации увеличивается количество заболеваний, которые называются функциональными отклонениями.  Их вызывает та нагрузка, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

На данном этапе развития науки выделяют два критерия адаптации ребенка к школе, это физиологическая и психологическая адаптация.


Физиологическая адаптация к школе:

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.


Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации:

Первый этап — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2–3 недели.

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит ребенок в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы нагрузку ни испытывал школьник, будь то умственная по усвоению новых знаний, статическая при вынужденной «сидячей» позе или психологическая при общении в большом и разнородном коллективе, его организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению психического и физического здоровья.


Психологическая адаптация:

Психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Дети не одинаково «вживаются» в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие:

 

1.    адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготов ка и другие;

2.    адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;

 

3.    трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотно шений со школьным учителем;

4.  трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.


Как помочь ребенку перестройтся на школьный режим?

Продленка для первоклассника — мера настолько вынужденная, но если есть хотя бы малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Конечно же мы все занятые люди, и во второй половине дня находимся на работе.  Но и из этого положения можно найти выход, найти няню или поручить, например, 17-18-ти летней дочки вашей лучшей подруги свое чадо.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
Мария Даниляк, педагог сети семейных центров «Азбука для родителей».

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Поступление в школу - это очень важный шаг в жизни каждого ребенка, как в психологическом, так и физиологическом плане. Поэтому на этом этапе каждый сталкивается с такой проблемой как адаптация к учебному заведению. Длится она не очень долго 1-2 месяца, но от того как она пройдет, зависит все последующее обучение ребенка в школе. В этот период реакция детей на школу и на то, что с ней связано, может быть очень разной - одни кричат, ругаются, носятся по классу, агрессивно  реагирую на замечания учителей, другие же наоборот очень скованы, молчаливы, при малейшей неудачи плачут. В период адаптации увеличивается количество заболеваний, которые называются функциональными отклонениями.  Их вызывает та нагрузка, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. На данном этапе развития науки выделяют два критерия адаптации ребенка к школе, это физиологическая и психологическая адаптация. Физиологическая адаптация к школе: Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации: Первый этап — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2–3 недели. Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит ребенок в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать. Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы нагрузку ни испытывал школьник, будь то умственная по усвоению новых знаний, статическая при вынужденной «сидячей» позе или психологическая при общении в большом и разнородном коллективе, его организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению психического и физического здоровья. Психологическая адаптация: Психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие:   1.    адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготов ка и другие; 2.    адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;   3.    трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотно шений со школьным учителем; 4.  трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности. При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение. Как помочь ребенку перестройтся на школьный режим? Продленка для первоклассника - мера настолько вынужденная, но если есть хотя бы малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Конечно же мы все занятые люди, и во второй половине дня находимся на работе.  Но и из этого положения можно найти выход, найти няню или поручить, например, 17-18-ти летней дочки вашей лучшей подруги свое чадо. После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Мария Даниляк, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".