Полноценная жизнь для особенных деток или 21-я хромосома – не барьер для образования
Начиная с 2006 года, во всем мире 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. По этому случаю Всеукраинский благотворительный фонд «Крона» в партнерстве с управлением образования и науки Оболонского района, Международным фондом «Возрождение» и НГО «В детских ладонях» презентовали модель инклюзивного дошкольного образования для детей с синдромом Дауна в детском саду №662 г. Киева.
Инклюзия — это включение детей с особыми потребностями, в данном случае — с синдромом Дауна в педагогический процесс в обычных дошкольных учебных заведениях. Это также и подготовка условий для того, чтобы малыш, приходящий в наш мир с определенными особенностями, чувствовал себя среди нас комфортно.
До недавнего времени детские сады не принимали таких деток, потому что не знали, как с ними работать – но три года назад в этом столичном детском учреждении решились на эксперимент, следуя мировой практике: в самую обычную группу приняли несколько деток с синдромом Дауна. Сегодня в киевском детском саду уже три таких группы – с особенными детками активно работают воспитатели, дефектолог, логопед и психолог. Инклюзивное образование дает не только качественное обучение детям с особыми потребностями – это включение их в среду здоровых сверстников, и, в первую очередь, обучение и практика общения. У деток с синдромом Дауна очень развито подражание – они тянутся за обычными детками, повторяют за ними. Некоторые мамы отметили, что их малыши стали более самостоятельны, научились считать и читать.
И вот – контрольный день, 21-е марта, утренник в инклюзивном детском саду.
Чего только не было на этом утреннике: сказку «Теремок» нам показали, моряки «Яблочко» станцевали, матрешки в хороводе покружились, под конец клоун со зверушками и мыльными пузырями всех порадовал. Дети с синдромом Дауна плясали и выступали наравне со всеми – некоторые были даже более активными и непосредственными. Глядя на них понимаешь, что любовь родителей солнечных детей, помноженная на квалифицированный труд педагогов и поддержку государственных и негосударственных организаций и фондов способна творить чудеса.
Очень трогательно наблюдать отношение здоровых деток к своим особым сверстникам: они их оберегают, заботятся о них, с удовольствием совместно играют. Жаль только, что в Украине таких садов – единицы.
Любой ребенок являет собой личность, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Самим фактом рождения ребенок имеет право на жизнь, заботу и любовь. Организаторы надеются на дальнейшую поддержку государства и общественности в этом вопросе, и на то, что в сентябре выпускники этого сада пойдут в инклюзивные классы школ.