А ты сделал домашнее задание?

А ты сделал домашнее задание?
Приближение школьной поры для многих детей означает начало занудной череды домашних заданий. Отыскать школьников, которые делают это всегда с удовольствием и с должным результатом, – дело с малой результативностью. Но эта проблема имеет свои посильные решения. Психологи предлагают соблюсти основные правила организации процесса выполнения домашнего задания:
  • установить выполнение домашнего задания как систематическое занятие, если хотите, как особый ритуал знаний (объяснить это ребенку и следить за его непременным выполнением);
  • подготовить для ребенка комфортное место для выполнения домашнего задания (по возможности, чтобы у малыша было под рукой всё необходимое, чтобы не было помех (телевизора, постоянно проходящих мимо него домашних, младших братьев или сестер, играющих рядом, и т.п.); специалисты советуют для первых месяцев учебы даже прибегать к визуальному подведению итогов домашнего задания для ребенка: например, можно сначала все необходимые тетради и учебники сложить с левой стороны, а по выполнению перекладывать их на правую сторону; не помешает в районе рабочего места и размещение часов (вначале это могут быть песочные часы), которые помогут ориентироваться ребенку во времени выполнения и не отвлекаться слишком надолго);
  • постараться выделить на выполнение домашнего задания время с 15 часов до 18 часов (конечно, это реально лишь в условиях обучения в первую смену);
  • учитывать возрастные особенности способности концентрации внимания для установления перерывов и времени активной работы (чем младше ребенок, тем меньше времени он может продуктивно работать над заданиями без перерыва; специалисты считают оптимальным временным отрезком рабочей активности для детей от 8 до 12 лет – полчаса, а после должен следовать перерыв около 10 минут; существует мнение, что выполнение домашнего задания, в среднем, должно занимать не больше 1,5 часов в начальной школе);
  • быть терпимым ко времени, которое понадобится ребенку на выполнение того или иного задания, не сравнивая его с другими детками или с собой в этом возрасте (все обладают индивидуальными возможностями и склонностями к определенным предметам);
  • следует сразу научить ребенка планировать выполнение домашнего задания, ранжируя все задания по сложности и анализируя возможный период времени, который для них понадобится (вначале малышу не обойтись без помощи в этом кого-то из родителей; хорошо, если у него в придачу к ежедневным планам будет висеть и настенное расписание);
  • существует мнение психологов, что ребенку после школьных уроков следует дать время отдохнуть, переключиться, и это должно занимать от 45 минут до 2 часов;
  • первое время (возможно, первые годы) присутствовать при выполнении домашнего задания ребенком – обязательно (это помогает ему не только разобраться с планом, с самими заданиями, но и успокаивает, дает основания для уверенности, что он непременно справиться; если нет возможности быть при выполнении всего домашнего задания, можно доверить ребенку самому выполнить самое простое, а для выполнения сложных заданий, непременно уделить ему время по мере освобождения, желательно, не в очень позднее для малыша время);Правильная организация выполнения домашнего задания - залог успеха!
  • присутствие взрослого рядом во время выполнения домашнего задания не должно равняться выполнению задач за ребенка (правильно будет помочь в планировании, разобраться с содержанием заданий, услышать, как ребенок собирается выполнять это упражнение, дать наводящие вопросы, если он решил неправильно его выполнить, и, услышав от него верную схему подхода к заданию, можно оставить его, при этом сказав, что вы рядом, и он всегда сможет посоветоваться; после выполнения ребенок уже должен позвать вас для совместной проверки домашнего задания; если в ходе выполнения задания вы не можете сдержать свое нетерпение, а ребенок не может справиться с задачей, то лучше сделать перерыв, а не доводить себя и ребенка до истерики; контроль выполнения задания специалисты определяют необходимостью, как минимум, до 13 лет; при нарастании самостоятельности ребенка можно проверять его домашнее задание реже);
  • занимаясь с ребенком домашним заданием, не привлекайте для оценки малыша свой личный опыт школьных успехов (или неуспехов);
  • анализируйте причины, по которым малыш не любит выполнять домашнее задание или делает это не очень успешно (это может быть недопонимание заданий, материала на уроке, лень, плохое самочувствие, повышенная нагрузка, реальная сложность материала для ребенка, желание привлечь к себе внимание, страх перед неудачами и неуверенность в своих силах; у первоклассников самая частая причина проблем с домашним заданием – это незнание «как», большая неуверенность возможности его выполнения и элементарное отсутствие привычки заниматься этим каждый день не по своему интересу, а по необходимости);
  • не стесняйтесь уточнить у других родителей что-то непонятное даже вам в домашнем задании (или предложите ребенку обсудить это с одноклассником, либо стоит прибегнуть к помощи учителя);
  • быть уверенным в реальной необходимости репетитора (родители иногда готовы пригласить репетитора, если у ребенка возникают трудности выполнения домашнего задания по какому-то предмету, но это недостаточное основание; оптимальной причиной обращения к репетитору является оцененная учителем нехватка подготовленности, знаний, навыков по определенному предмету);
  • если есть возможность, хорошо предложить ребенку сделать что-то дополнительное, но интересное на основе усвоенных знаний (в начальной школе, конечно, это могут быть игровые задания либо творческие, а познавательные будут в уже более старшем возрасте);
  • хвалите ребенка за успешно сделанное домашнее задание.
  Домашнее задание – это не только необходимость, но и возможность закрепления материала, его понимания. Важно не превратить этот процесс для ребенка в самый сложный по нервному напряжению. Помогайте ребенку с терпением и поддержкой. Хороших оценок вашим деткам в новом учебном году! Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень трудно выполнять домашнюю работу с ребенком. Обычно это не входит в самое любимое занятие ни у него, ни у меня. Но в статье описаны очень полезные методы. Возможно, именно с их помощью сможем с сыном перевести выполнение домашних заданий в разряд приятных.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь