Иностранный с пеленок

0
1239
Иностранный с пеленок
Когда ребенок, увидев машину, первым словом выкрикивает «car», а не  всем понятное «машина», бабушки-прохожие вздыхают и приговаривают «до чего дошли… бедный ребёнок», а мама радуется, что всё получается и ребенок развивается… Чьи же чувства оправданы?

Раннее изучение как проблема

Разные мнения существуют не только у обычных людей, но и у специалистов по вопросам изучения иностранного языка в раннем возрасте, по теме билингвизма. То, что иностранный язык становится в современном мире необходимым средством, а не гордостью всей семьи за одолевшего его чада — это факт, с которым согласны большинство. Спорят об эффективности, вреде и пользе начинаний изучения иностранного в период овладения ребенком родного языка. Некоторые специалисты считают, что ребенок не осознает это изучение, поэтому невозможно получить высоких результатов, а времени это отнимает много «у счастливого детства». Утверждают даже, что процесс раннего обучения иностранным языкам «мешает усвоению структур родного языка». Есть и такие, что вообще называют «потребность в иностранном языке раздутой и не особо актуальной» (что само по себе странно, видя развитие мира). Обвиняют этот процесс в воспитании «любителей чужестранного», и подчеркивают, что необходимо в первую очередь развивать любовь и привязанность ребенка к родному языку. Встречаются родители, по наблюдениям преподавателей, которые боятся языковой путаницы у своего малыша, аргументируя это тем, что и на своем языке он еще не лепечет.

Координатор детского проекта Центра «Азбука для родителей» Иванна Греба доступно раскрывает этот вопрос:

— Названия демонстрируемых предметов на иностранном языке фиксируются в памяти ребенка. Для ребенка в возрасте до года нет разницы родной это язык или нет. Он одинаково усваивает информацию, которая ему дается. Да, какое-то время спустя, года в два-три, когда малыш начнет больше говорить, у него возможна временная «каша» из слов, но буквально за полгода-год всё станет на свои места. И ребенок спокойно будет «переключаться» с одного язык на другой.

При этом, по результатам исследований специалистов, к очевидным будущим преимуществам двуязычия добавляется: опережение по многим показателям нервно-психического развития таких детей, лучшее развитие памяти, более логичное мышление и, в целом, они оказываются более сообразительны и более подготовлены к гуманитарным наукам и математике. Есть еще более шокирующие данные от английских ученых, которые утверждают, что такие люди в почтенном возрасте отличаются более ясным умом.

Многие преподаватели иностранных языков считают период до 8 лет (а то и до 3-х) — самым благоприятным для освоения иностранных языков, для создания солидной базы дальнейшего лингвистического образования, изучения нескольких языков. Конечно, психолингвисты говорят о том, что сначала ребенок усваивает слова, фразы путем имитационного подхода, т.е. подражая. Далее необходимо обучение, помогающее не только занести в память слова, но и, учитывая особенности детской памяти, помогать им извлекать необходимые слова и конструкции из памяти. Для этого уже существуют целые методики, стратегии обучения, которые поддерживаются рисунками, простыми графиками и др. Необходимо, конечно, обучение беспрерывное, с повтором элементов.

Каким должно быть раннее обучение иностранным языкам?

Обучение — процесс, имеющий во главе человеческий фактор. Во-первых, необходимо определиться с тем, каким должен быть преподаватель (если выбирать с самого начала профессиональный подход), или как вести себя родителям, желающим развивать у малыша языковые способности.

Среди основных требований к преподавателю курсов иностранного языка для малышей Иванна приводит следующие: «Кроме педагогического образования, знания языка, любви к детям, такому преподавателю необходимы умения и навыки работы с детьми раннего возраста, а также ОГРОМНОЕ желание работать и, конечно же, талант».

Билингвизм специалисты разделяют на:

  • естественный (например, когда родителя владеют двумя разными языками, но здесь следует опасаться «полуязычия», дополнительно привлекая профессиональных педагогов. В смешанных браках с малышом советуют каждому родителю говорить на одном языке, не смешивая для малыша носителей языка (по рекомендациям французского лингвиста М. Граммонта). Для того, чтобы не было преобладания одного языка над другим советуют подключать вторую языковую систему не позже десяти месяцев от включения первой. При стихийном, например, уличном билингвизме, отличном от домашнего, могут массово появляться речевые ошибки, и не все такие дети дойдут до продуктивного уровня владения языком);
  • искусственный (с помощью курсов, нянь, преподавателей).

Для введения иностранного языка в жизнь ребенка советуют определиться заранее с ситуациями данного старта, сначала выбирая одну-две (прогулка, полдник или др.), затем подключая постепенно по 1-2 ситуации каждые 2-3недели. Дальше можно убирать или заменять ситуации, но они не должны превышать, по опытным данным, количества 4-х.

Конечно же, при обучение (при раннем особенно) следует ориентироваться на игровые моменты и визуализацию информации.

Особо важен индивидуальный подход. Здесь как раз необходимо учитывать уже особенности малыша. Внимательно стоит следить за его реакцией на «занятие», чтобы это вызывало только положительные эмоции, не переутомляло ребенка. Важным считается создание положительной мотивации для ребенка путем эмпатического, сказочно-игрового подхода, например.

Действительно, лучше обращаться к специалистам, проводящим курсы или индивидуальные занятия. Иванна, наш детский эксперт, считает, что подобные языковые курсы должны быть «обязательно НЕ ПЕРЕВОДНЫМИ». Американский врач Г. Доман, сторонник раннего обучения языкам, уверен, что обучение можно начинать буквально с нескольких месяцев, используя возможности растущего мозга.

Научные подходы к обучению

Для столь специфического обучения необходимы проверенные системы и методики. Если вы решили отдавать вашего малыша на курсы, вы вполне можете поинтересоваться, какие методики (или методика) будут использоваться при обучении.

Вышеупомянутый Г.Доман предлагает свою систему обучения, по своим результатам приносящую положительные примеры. Детей раннего возраста он называет «лингвистическими гениями». Часто приводится его высказывание: «Если какой-нибудь взрослый захочет быстро приобрести комплекс неполноценности, то все, что для этого надо сделать, — это посоревноваться в изучении иностранного языка с полуторагодовалым малышом». Также на основе своих исследований, он подчеркивает, что обучать шестимесячного ребенка легче, чем годовалого, а годовалого  легче, чем пятилетнего.

 Масару Ибука, теоретик раннего развития, директор Ассоциации раннего развития, считал, что при специальном подходе к изучению иностранного языка ребенок относится к нему как к новой игре, к новому виду деятельности, а не как к средству коммуникации. Дальше подключение активного общения с носителем языка (няней, гувернанткой, преподавателем, друзьями и др.) в течение длительного времени способствует приобретению языком статуса средства общения.

Автор Методики Интеллектуального Развития Ребенка (МИРР) П.В. Тюленев вынес утверждение, что «изначальная одаренность — выдумка тех, кто не умеет ли не хочет развивать детей». По его мнению детям 5-7 месяцев стоит приобрести магнитную азбуку, и, играя с кубиками, они будут перебирать, ощупывать, прикреплять к доске буквы. Его ответ был положительным в решении изучения нескольких языков сразу, подчеркивая, что от этого ребенок становится только на порядок умнее.

Методику раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков Н.А. Зайцева рекомендуется использовать до 2-х лет в форме ознакомительных подходов (кубики больше привлекают деток этого возраста своим видом и содержимым), при этом не снижая энтузиазма в ознакомлении с возрастом малыша, постепенно перейдя к следующему обучающему этапу с помощью данных методов.

Решение об обучении иностранным языкам в раннем возрасте, конечно же, зависит только от родителей. Прежде чем его принять, лучше узнать об этом побольше, чтобы не упустить возможность помочь ребенку быть тем, кем он может быть. Как это сделать — существует уже много предложений современной педагогики. В выборе ориентируйтесь на индивидуальность своего малыша, свою заботу о нем и не бросайте всё на полпути. А остальное ваш малыш сделает сам! Удачи!

За помощь в подготовке материала благодарим координатора детского проекта Центра «Азбука для родителей» Иванну Гребу.

Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here