Скоро для «выпускников» детских садов, которым исполнилось шесть лет, начнётся горячая пора. Они выполнят первый серьёзный жизненный экзамен – поступление в школу. Конечно, примут и тех, кто подготовлен лучше, и тех, кто подготовлен хуже. Для родителей важно, в какой класс попадёт ребёнок: в сильный или слабый.
Если ваш ребёнок будет с радостью ходить в школу, и с интересом выполнять домашние задания, значит, он адаптировался к новой жизни. Но бывает, что первокласснику школа безразлична, а упоминание о ней вызывает нервозность. Ребёнок придумывает различные предлоги, лишь бы не ходить в школу. Причины такого отношения к школе могут быть разные. Может быть, ребёнку не по силам нагрузки, которые легли на его плечи. А может быть, ребёнок понял, что он не самый лучший, и не самый умный, как ему говорили дома. Это «открытие» может сделать пребывание в школе некомфортным. И тут начинаются конфликты и с учителями, и с одноклассниками. Родителям нельзя «закрывать глаза» на такие моменты, возможно, понадобится даже помощь психолога.
Иногда трудности возникают и по другой причине. Когда ребёнка принимают в школу, никто не обращает внимания на физическое развитие ребёнка. А ведь от этого зависит, как он будет выдерживать возросшие нагрузки. Современные дети приходят в школу физически слабыми. Приходится тратить немало сил и времени, чтобы научить их элементарным физическим упражнениям. Многие из них не умеют прыгать даже через обыкновенную скакалку. Бег становится для них пыткой. Подтягивание на перекладине для многих мальчишек часто остаётся мечтой, несмотря на то, что именно в этом возрасте такое упражнение легко освоить, вес тела ещё небольшой.
Практически у всех детей слабый торс и атрофированы мышцы спины, и они не могут прыгнуть в длину, оттолкнувшись двумя ногами от пола. Если родители до школы не занимаются физической подготовкой детей, то у них непременно возникнут проблемы со здоровьем. Дети вынуждены долго сидеть за партой, а гиподинамия для слабого организма особенно опасна.
Есть ещё и психологический аспект. Ребёнок, не умеющий делать простые физические упражнения, может вызвать насмешки одноклассников на уроке физкультуры. Это негативно скажется на становлении личности: ребёнок вырастет неуверенным в себе, может потерять друзей. Поэтому найдите время позаниматься с ребёнком «уроками физкультуры» в виде игры, ему это понравится. Для нормального развития дошкольника нужно отводить на такие занятия по два часа в день. Что же должен уметь потенциальный первоклассник.
- Научите ребёнка принимать основную стойку – пятки вместе, плечи расправлены, подбородок приподнят, живот слегка втянут, руки по швам. Для начала пусть ребёнок встанет спиной к стене или двери. Он должен касаться её затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. Постояв так немного, пусть походит по комнате, а затем опять встанет к стене. Выполняйте это упражнение чаще, чтобы выработалась хорошая осанка.
- Освойте повороты направо, налево, кругом, выполняя их через левое плечо.
- Ребёнок должен пробегать дистанцию 30 метров за 5,5 секунды. Ребёнок должен знать, что скорость ходьбы и бега зависит от двух параметров – длины шага и частоты движений. Если ребёнок летом побегает по песчаному берегу, то осенью его результаты заметно улучшатся.
- Научите делать ребёнка упражнения для пресса. Для малышей эти упражнения очень важны. Ведь нельзя рассчитывать, что ребёнок приобретёт хорошую осанку при слабо развитом мышечном корсете.
- Хорошо освоить прыжки в длину с места. Сделав глубокий вздох, отвести руки назад, резко оттолкнуться и прыгнуть. Результат определяется по задней точке касания поверхности в момент приземления. Норматив для мальчиков первого класса – 140 см, для девочек 130 см.
- Нужно уметь делать и отжимания, из упора лёжа, руки шире плеч. Сгибание рук выполняется до выхода плечевых костей ”в горизонталь” со спиной. Норма для мальчиков – 18, для девочек – 15 отжиманий.
- Подтягивание на высокой перекладине. Норма для мальчиков – 5 раз. Девочкам можно подтягиваться на низкой перекладине, когда носки касаются пола – 12 раз.
- Нужно выполнять упражнения и на гибкость позвоночника.
Это минимальный перечень физических нагрузок, с которыми придётся первокласснику столкнуться на уроках физкультуры. Есть ещё упражнения на равновесие, опорные прыжки, лазание по канату, прыжки в высоту, спортивные игры и лыжи. Проведите оставшееся до школы время с максимальной пользой для ребёнка. Дети набирают физическую силу быстро, и с особым удовольствием они делают это вместе с взрослыми. Покажите пример своим детям, научите их тому, что умеете сами.