Для любого дошкольника подготовка к школе – сложная задача. Следует максимально «замаскировать» ее в интерес и удовольствие. Если ребенок посещал развивающие занятия в более раннем возрасте, то занятия перед школой, конечно, будут более близки ему. А с другими детками придется приложить несколько больше усилий. Но и те, и другие оценят игры, которые легко подготовят их к школьной жизни.
Сюжетно-ролевые игры, ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры не только позволяют ребенку примерить на себя социальные роли, но и стимулируют интеллектуальное развитие. Во время таких игр ребенку приходится прикладывать умственные усилия, действия и при этом учиться видеть целостную картинку ситуации, контролировать ее.
Ролевые игры со школьными сюжетами обязательно должны присутствовать в период подготовки к школе. Они не только подготовят ребенка к школьной жизни (к расписанию, к выполнению домашнего задания, к поведению в школе и даже к получению отметок), но и сформируют мотивационную готовность к обучению. Психологи отмечают, что те дети, у которых не сформирована данная готовность, выбирают роли учителей, а при сформированной внутренней позиции школьника они готовы брать на себя роль ученика в разных проявлениях.
Загадки, головоломки
Детские загадки и головоломки издавна готовили малышей к обучению и сопровождали их уже в процессе. Кроме поиска решения, стимуляции мыслительного процесса, загадки и головоломки хорошо развивают настойчивость, самостоятельность в принятии решении, способности к анализу. Параллельно будут совершенствоваться навыки счета, чтения и письма. Подобно загадкам и головоломкам похожие цели реализуют и детские кроссворды, и игры на составление целого из частей. При подборе всех этих игр, загадок, других перечисленных занятий особо важно, чтобы они соответствовали возрасту, навыкам грамотности ребенку и непременно вызывали любознательный интерес у дошкольника.
Эксперименты
Эксперименты лучше всего развивают познавательную активность. Их можно подавать в виде альтернативных позиций, фокусов, пари и т.п. Знания, полученные таким образом, будут удивлять ребенка и прочно закрепятся в сознании, вдохновляя к новому познавательному опыту. Экспериментальные игры с водой, снегом, а также готовые наборы для экспериментов, аппликации, мозаика, гипс могут дать ребенку ответы на вопросы об объемах, об изменении физического состояния, о зависимости внешнего вида от цвета и густоты замеса раствора и т.п.
Игры с конструкторами
Игры с конструкторами для дошкольников должны быть уже более сложные, чем для более раннего возраста. Благодаря им развивается воля и пространственное мышление. Конструкторы так же развивают и моторику рук. Творческим может стать конструирование из других материалов, а не из деталей конструктора. Конструкторы могут быть частью сюжетно-ролевых игр, игр-стратегий.
Настольные игры, подвижные игры
Все игры с правилами абсолютно необходимы дошкольнику. Соблюдение этих правил на пути к достижению цели стимулирует ребенку к принятию продуктивных самостоятельных решений, к преодолению трудностей, приложению усилий. В итоге ребенок должен оценить полученный результат своих решений и действий. Ребенок учится управлять собой и адекватно принимать результат, даже если это проигрыш.
Настольные игры можно особо выделить по их значимости в подготовке к школе. Они должны быть понятны ребенку, не перегружая исключительно учебным содержанием. То есть увлекательный сюжет игры должен превышать сложность чтения или математических вычислений.
Наборы для вышивки и т. п.
Все наборы для вышивки, для шитья, для рисования цветным песком и т.п. привнесут в мир ребенка продуктивную деятельность. Главное правило выбора таких занятий – интерес ребенка именно к этому виду деятельности. Тогда успешно будет развиваться внимание, целеустремленность и терпение. Ребенку придется подчиняться многим правилам той или иной деятельности, что будет приучать к необходимости следовать правилам и в учебе. А результат работы откроет ребенку, что такое гордость за свой труд.
Штриховка, дорисовывание и т. п.
Самые разнообразные картинки для рисования по точкам, штриховка картинок, дорисовывание фигуры до целого изображения – всё это не только развивает моторику, но и волевую готовность дошкольника.
Подготовка к школе, кроме освоения навыков, получения знаний, развития моторики, должна сфокусировать ребенка на главном – на жажде познания, на желании к обучению. На первом этапе это потребует максимум помощи родителей.
Удачи вашим будущим школьникам!