fbpx
ДомойДети и все о детяхОбразованиеРебенок прогуливает уроки. Почему? И что делать?

Ребенок прогуливает уроки. Почему? И что делать?

Выбор редакции

Утро. Ребёнок, позавтракав, собирается и идёт в школу… Но это вы так думаете. А на самом деле… через время вы узнаёте, что его визиты в школу были более редкими, чем проводимые занятия. И учитель вам жалуется на его прогулы. Шок! Почему ваш ребенок так поступает, и как вам реагировать – об этом в нашем материале.


Психология школьных прогулов

Школьные прогулы могут быть как единичным явлением, так и переходить в хронические формы. К этой же теме подойдут и прогулы занятий с репетиторами. Хотя в этом случае родители сами иногда охотно поддерживают малыша из-за нежелания или нехватки времени доставить малыша к месту занятий.

Что входит в список основных причин прогулов школьников? Выделяют следующие:

  • более интересные занятия, чем школьные уроки (к примеру, компьютерные игры, кино, свидания — в более старшем возрасте);
  • просто «на улице солнышко, тепло и все гуляют»;
  • отсутствие веры в свой успех на уроках, среди детей;
  • недружелюбное (или даже агрессивное) поведение одноклассников по отношению к вашему ребенку – страх перед ними, конфликт с классом и неспособность его разрешить;
  • плохие привычки (пиво вместо урока) и наказуемые действия (курение «травки», воровство и т.д.);
  • поддержка родителями капризов малыша (если родители относятся лояльно к прикрытию нежелания идти в школу ложным «плохим» самочувствием);
  • учитель требует не являться в школу без родителей после какого-то проступка, ребёнок же скрывает эту ситуацию;
  • абсолютное нежелание ребенка учиться, отсутствие интереса и мотивации к учебе;
  • страх перед контрольными или тестовыми заданиями;
  • несовпадение способностей ребёнка с учебным темпом класса;
  • отсутствие уверенности, комплекс неполноценности;
  • завышенные ожидания родителей, которые он не в силах оправдать;
  • проблемы с социализацией (особенно в подростковом возрасте);
  • подготовка к внешкольным большим событиям (соревнованиям, концертам, выступлениям — с родительского согласия или без него);
  • страх перед конкретным учителем, боязнь унижений с его стороны;
  • желание влиться в авторитет к «популярной» группе «прогульщиков» класса/школы;
  • «нелюбовь» к отдельным предметам (из-за отсутствия интереса пред ним или слабости (ментальной или физической) в их освоении)
  • слишком большая вседозволенность, предоставляемая родителями ребенку (в том числе материальные неограниченные возможности ребёнка) и др.

Далеко не всегда удаётся сразу узнать о пропусках школы детьми. Психологи советуют обратить внимание на следующие «первые признаки» вероятности непосещений или предпосылок к ним:

  • ребёнок часто жалуется на одноклассников и учителей;
  • тяжело встаёт с постели и «тянет волынку», собираясь в школу;
  • затягивает до последнего выполнение всех домашних заданий;
  • системно просится остаться дома по пятницам или понедельникам;
  • отрицательно реагирует на разговоры о школьной успеваемости;
  • проявляет полное отсутствие заинтересованности, что носить в школу и как ходить (нет интереса в личной гигиене);
  • частые проблемы со сном (даже с возможными регрессиями ночного недержания мочи);
  • «необоснованное» нарушение питания;
  • частые жалобы на головные боли, на боли в животе, без «очевидной» причины;
  • наличие вредных привычек;
  • дружба с неблагонадежными ребятами (или с незнакомыми вам);
  • слишком закрытый личный мир ребёнка, нежелание пускать в него любого из родителей и т.п.

Непосещение ребенком школы ведёт не только к отставанию, но и к усугублению существующей проблемы, конфликта, нарастанию негативной репутации среди учителей, администрации школы и одноклассников, а возможно, и к дополнительным деструктивным формам поведения, при наличии «теперь свободного времени» и компании по прогулам. Причем, к этому еще присоединяется и постоянный обман родителей. И психологи считают основным в этих обстоятельствах понять, что причиной беспокойства должно стать не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, что ему очень не хочется идти в школу, почему у него появилось такое нежелание.


Рекомендуемое поведение с прогульщиком

Для каждого прогула есть причина.
При выяснении факта непосещений, в первую очередь, специалисты рекомендуют поговорить с ребенком и узнать о причинах. Достаточно откровенный ответ покажет вам, что ситуация не слишком тяжелая, что между вами существует некоторая степень доверия. Если ребенок сознается, это принесет ему самому облегчение. Вам придется лишь помочь малышу справиться, устранить причину его нежелания идти на уроки.

Если ребёнок не сознается, родителям нужно постараться разузнать это у его ближайшего окружения, поговорить с учителями. И, проанализировав ситуацию, сделать собственный вывод. После необходимо ещё раз провести разговор с ребенком, но при этом выставляя своё мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность. Есть вероятность, что вы окажетесь правы, или ребенок, отрицая, назовёт истинную причину.

Выводы о необходимых мерах по устранению и коррекции будут зависеть от самой раскрытой причины.

К примеру, при отсутствии интереса к определенным предметам, некоторые специалисты допускают «легализацию» пропусков (обговорив это с учителями, выполняя лишь контрольные задания, если такой подход возможен в школе). Но большинство психологов и педагогов с таким методом всё же не особо согласятся. Возможно, стоит пересмотреть направленность и способности малыша и перевести его в специализированный класс/школу, совпадающие по направлению с его профилем, где «неинтересные» предметы значительно сократятся в объеме и будут лишь в ознакомительном режиме. Есть вероятность, что поможет и смена учителя, подающего материал. Иногда отстраненность, равнодушие, нежелание самого учителя заинтересовать ребенка могут быть причиной отсутствия интереса к предмету. Но не стоит критиковать педагога в присутствии ребёнка. Просто делайте вывод и решайте проблему допустимым для вас способом. Вряд ли стоит идти к директору и «менять» учителя – это может привести к новому конфликту, особенно, если ваша просьба не будет удовлетворена. Если не хотите менять класс/школу, можно поговорить с педагогом, вежливо попросив больше стимулировать вашего ребёнка из-за его особенностей восприятия данного предмета.

Причины деструктивного поведения и недопустимых привычек, агрессии со стороны одноклассников потребуют более серьёзного и обдуманного подхода в решении. Выработать стратегию поведения вам поможет либо свой личный жизненный опыт, либо ознакомление с этими проблемами в специальной литературе, или помощь психолога.

При неуверенности в своих знаниях и силах, важно помочь малышу в их обретении. В некоторых случаях стоит нанять репетитора, чтобы «подтянуть» предмет, или заниматься больше самому с ребенком. Если малыш прогуливает физкультуру, то можно продумать программу укрепления его физических данных, позаниматься вместе или отдать в какую-то секцию со стимулирующим, понимающим и любящим детей тренером.

Стоит быть аккуратным в потакании слабостям ребёнка, в поддержке необоснованных непосещений школы и других занятий, в безграничной вседозволенности, отсутствию материальных ограничений.

При увлеченности играми следует ограничить время для них, разрешать игровые занятия лишь после выполнения домашнего задания, не нарушая режима сна.

Важно в достаточной степени контролировать жизнь ребёнка и не терять эмоционального доверительного контакта с ним.

Необходимо воспитывать ответственность и организованность у малыша. Важно помочь ему составлять расписание своих дел, вовремя и полностью делать задания, привлекать к домашним делам, закрепив за ним его круг обязанностей. А также хорошо бы уделить внимание внешкольным кружкам, достижениями в которых он бы мог гордиться. Но следует контролировать, чтобы эти занятия не слишком мешали учебе и не создавали конфликты с преподавателями. Следует держать тесную связь с учителями и с руководителями кружков.

В сложных случаях, всё-таки, следует обращаться за помощью к специалистам (не обязательно школьным). Психологи в данных ситуациях часто проводят системный анализ ситуации:

  • оценивают способности ребенка к самоконтролю и самоотчету;
  • просматривают медицинскую историю малыша;
  • проводят полуструктурированные диагностические интервью с ребенком и родителями;
  • путем наблюдения проводят оценку поведения, поддерживающего прогулы, в школе и дома;
  • оценивают выраженность тревоги и депрессии по своим наблюдениям, мнениям родителей, учителей и рассматривают перспективы;
  • проводят оценку функционирования семьи;
  • проводят психо-образовательный анализ;
  • проводят обзор посещаемости школы;
  • назначают и реализуют коррекционную программу.

 

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное, осуществлять их с позиции оказания помощи ребёнку, восстановления нормального положения дел и отношений, а не принимать это как сигнал, к очередному скандалу и наказанию. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобные ситуации.

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Мой муж был «хроническим» прогульщиком. Его родители особо этому не уделяли внимание, как и не старались вообще это замечать. Насколько, я теперь понимаю, у него действительно абсолютно отсутствовала мотивация к обучению и было много разных «других интересных» дел. Зато сейчас он иногда говорит сам, что хотел бы вернуть возможность пройти обучение заново, ходить на уроки и т.д. Так что во многом «хронические прогулы» — это наша родительская невнимательность.

  2. И в школе, и в университете я прогуливала из-за активного участия в общественной деятельности, кружков с выступлениями 🙂 Родителям это не особо нравилось, и многие подобные случаи скрывала. Но всё же через какое-то время это становилось известным, и родители запрещали какие-то увлечения. Меня во время прогулов больше всего волновало отставание, т.к. училась на отлично.

  3. никаких конкретных полезных советов из статьи я не подчерпнула,все общие фразы,которые и без этой статьи нормальным родителям и так понятны,например воспитывать ответственность и организованность,конкретно как?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Утро. Ребёнок, позавтракав, собирается и идёт в школу… Но это вы так думаете. А на самом деле… через время вы узнаёте, что его визиты в школу были более редкими, чем проводимые занятия. И учитель вам жалуется на его прогулы. Шок! Почему ваш ребенок так поступает, и как вам реагировать – об этом в нашем материале. Психология школьных прогулов Школьные прогулы могут быть как единичным явлением, так и переходить в хронические формы. К этой же теме подойдут и прогулы занятий с репетиторами. Хотя в этом случае родители сами иногда охотно поддерживают малыша из-за нежелания или нехватки времени доставить малыша к месту занятий. Что входит в список основных причин прогулов школьников? Выделяют следующие:
  • более интересные занятия, чем школьные уроки (к примеру, компьютерные игры, кино, свидания - в более старшем возрасте);
  • просто «на улице солнышко, тепло и все гуляют»;
  • отсутствие веры в свой успех на уроках, среди детей;
  • недружелюбное (или даже агрессивное) поведение одноклассников по отношению к вашему ребенку – страх перед ними, конфликт с классом и неспособность его разрешить;
  • плохие привычки (пиво вместо урока) и наказуемые действия (курение «травки», воровство и т.д.);
  • поддержка родителями капризов малыша (если родители относятся лояльно к прикрытию нежелания идти в школу ложным «плохим» самочувствием);
  • учитель требует не являться в школу без родителей после какого-то проступка, ребёнок же скрывает эту ситуацию;
  • абсолютное нежелание ребенка учиться, отсутствие интереса и мотивации к учебе;
  • страх перед контрольными или тестовыми заданиями;
  • несовпадение способностей ребёнка с учебным темпом класса;
  • отсутствие уверенности, комплекс неполноценности;
  • завышенные ожидания родителей, которые он не в силах оправдать;
  • проблемы с социализацией (особенно в подростковом возрасте);
  • подготовка к внешкольным большим событиям (соревнованиям, концертам, выступлениям - с родительского согласия или без него);
  • страх перед конкретным учителем, боязнь унижений с его стороны;
  • желание влиться в авторитет к «популярной» группе «прогульщиков» класса/школы;
  • «нелюбовь» к отдельным предметам (из-за отсутствия интереса пред ним или слабости (ментальной или физической) в их освоении)
  • слишком большая вседозволенность, предоставляемая родителями ребенку (в том числе материальные неограниченные возможности ребёнка) и др.
Далеко не всегда удаётся сразу узнать о пропусках школы детьми. Психологи советуют обратить внимание на следующие «первые признаки» вероятности непосещений или предпосылок к ним:
  • ребёнок часто жалуется на одноклассников и учителей;
  • тяжело встаёт с постели и «тянет волынку», собираясь в школу;
  • затягивает до последнего выполнение всех домашних заданий;
  • системно просится остаться дома по пятницам или понедельникам;
  • отрицательно реагирует на разговоры о школьной успеваемости;
  • проявляет полное отсутствие заинтересованности, что носить в школу и как ходить (нет интереса в личной гигиене);
  • частые проблемы со сном (даже с возможными регрессиями ночного недержания мочи);
  • «необоснованное» нарушение питания;
  • частые жалобы на головные боли, на боли в животе, без «очевидной» причины;
  • наличие вредных привычек;
  • дружба с неблагонадежными ребятами (или с незнакомыми вам);
  • слишком закрытый личный мир ребёнка, нежелание пускать в него любого из родителей и т.п.
Непосещение ребенком школы ведёт не только к отставанию, но и к усугублению существующей проблемы, конфликта, нарастанию негативной репутации среди учителей, администрации школы и одноклассников, а возможно, и к дополнительным деструктивным формам поведения, при наличии «теперь свободного времени» и компании по прогулам. Причем, к этому еще присоединяется и постоянный обман родителей. И психологи считают основным в этих обстоятельствах понять, что причиной беспокойства должно стать не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, что ему очень не хочется идти в школу, почему у него появилось такое нежелание. Рекомендуемое поведение с прогульщиком Для каждого прогула есть причина. При выяснении факта непосещений, в первую очередь, специалисты рекомендуют поговорить с ребенком и узнать о причинах. Достаточно откровенный ответ покажет вам, что ситуация не слишком тяжелая, что между вами существует некоторая степень доверия. Если ребенок сознается, это принесет ему самому облегчение. Вам придется лишь помочь малышу справиться, устранить причину его нежелания идти на уроки. Если ребёнок не сознается, родителям нужно постараться разузнать это у его ближайшего окружения, поговорить с учителями. И, проанализировав ситуацию, сделать собственный вывод. После необходимо ещё раз провести разговор с ребенком, но при этом выставляя своё мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность. Есть вероятность, что вы окажетесь правы, или ребенок, отрицая, назовёт истинную причину. Выводы о необходимых мерах по устранению и коррекции будут зависеть от самой раскрытой причины. К примеру, при отсутствии интереса к определенным предметам, некоторые специалисты допускают «легализацию» пропусков (обговорив это с учителями, выполняя лишь контрольные задания, если такой подход возможен в школе). Но большинство психологов и педагогов с таким методом всё же не особо согласятся. Возможно, стоит пересмотреть направленность и способности малыша и перевести его в специализированный класс/школу, совпадающие по направлению с его профилем, где «неинтересные» предметы значительно сократятся в объеме и будут лишь в ознакомительном режиме. Есть вероятность, что поможет и смена учителя, подающего материал. Иногда отстраненность, равнодушие, нежелание самого учителя заинтересовать ребенка могут быть причиной отсутствия интереса к предмету. Но не стоит критиковать педагога в присутствии ребёнка. Просто делайте вывод и решайте проблему допустимым для вас способом. Вряд ли стоит идти к директору и «менять» учителя – это может привести к новому конфликту, особенно, если ваша просьба не будет удовлетворена. Если не хотите менять класс/школу, можно поговорить с педагогом, вежливо попросив больше стимулировать вашего ребёнка из-за его особенностей восприятия данного предмета. Причины деструктивного поведения и недопустимых привычек, агрессии со стороны одноклассников потребуют более серьёзного и обдуманного подхода в решении. Выработать стратегию поведения вам поможет либо свой личный жизненный опыт, либо ознакомление с этими проблемами в специальной литературе, или помощь психолога. При неуверенности в своих знаниях и силах, важно помочь малышу в их обретении. В некоторых случаях стоит нанять репетитора, чтобы «подтянуть» предмет, или заниматься больше самому с ребенком. Если малыш прогуливает физкультуру, то можно продумать программу укрепления его физических данных, позаниматься вместе или отдать в какую-то секцию со стимулирующим, понимающим и любящим детей тренером. Стоит быть аккуратным в потакании слабостям ребёнка, в поддержке необоснованных непосещений школы и других занятий, в безграничной вседозволенности, отсутствию материальных ограничений. При увлеченности играми следует ограничить время для них, разрешать игровые занятия лишь после выполнения домашнего задания, не нарушая режима сна. Важно в достаточной степени контролировать жизнь ребёнка и не терять эмоционального доверительного контакта с ним. Необходимо воспитывать ответственность и организованность у малыша. Важно помочь ему составлять расписание своих дел, вовремя и полностью делать задания, привлекать к домашним делам, закрепив за ним его круг обязанностей. А также хорошо бы уделить внимание внешкольным кружкам, достижениями в которых он бы мог гордиться. Но следует контролировать, чтобы эти занятия не слишком мешали учебе и не создавали конфликты с преподавателями. Следует держать тесную связь с учителями и с руководителями кружков. В сложных случаях, всё-таки, следует обращаться за помощью к специалистам (не обязательно школьным). Психологи в данных ситуациях часто проводят системный анализ ситуации:
  • оценивают способности ребенка к самоконтролю и самоотчету;
  • просматривают медицинскую историю малыша;
  • проводят полуструктурированные диагностические интервью с ребенком и родителями;
  • путем наблюдения проводят оценку поведения, поддерживающего прогулы, в школе и дома;
  • оценивают выраженность тревоги и депрессии по своим наблюдениям, мнениям родителей, учителей и рассматривают перспективы;
  • проводят оценку функционирования семьи;
  • проводят психо-образовательный анализ;
  • проводят обзор посещаемости школы;
  • назначают и реализуют коррекционную программу.
  Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное, осуществлять их с позиции оказания помощи ребёнку, восстановления нормального положения дел и отношений, а не принимать это как сигнал, к очередному скандалу и наказанию. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобные ситуации. Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"