Подготовка к школе дошкольника обязательно должна включать подготовку руки к письму. На ранних этапах этой подготовки ребенка важно сначала научить:
- правильно сидеть при письме;
- держать ручку правильно;
- хорошо ориентироваться в пространстве.
Основной предпосылкой для большинства видов деятельности процесса обучения является отработанное умение различать правую/ левую стороны. Для развития данного умения:
- просим ребенка показывать нам правую/ левую руку;
- учим ребенка поднимать сначала правую, а затем левую руку;
- просим брать предметы правой или левой рукой.
- обучаем различать еще и другие парные части тела.
После начинаем формирование ориентирования в окружающем пространстве. Для развития этого умения:
- определяем сначала пространственное расположение различных предметов по отношению к малышу;
- затем определяем пространственное соотношение между несколькими предметами.
Развитие ребенка для навыка письма должно включать:
- копирование картинок на бумагу с прозрачными свойствами;
- книжки-раскраски (при раскрашивании эффективнее использовать цветные карандаши);
- копирование, рисование орнаментов и узоров;
- лепку из пластилина, глины, соленого теста;
- аппликации способом отщипывания;
- застегивание/ расстегивание кнопок, пуговиц различной величины;
- нанизывание бус;
- самомассаж рук.
Действительно, подготовка руки к письму эффективно подкрепляется самомассажем рук. Сначала родители могут сами делать или показывать ребенку на себе массаж рук. Например, рекомендуется вот такой самомассаж рук ребенка. Он достаточно простой, но при этом абсолютно действенный.
- Подушечки 4-х пальцев правой руки устанавливаем с тыльной стороны ладошки в основании пальцев левой руки. Затем пунктирными движениями смещаем кожу к лучезапястному суставу. То же самое проделываем с другой рукой.
- Предплечье, кисть левой руки располагаем на столе. Правой рукой массажируем тыльную сторону ладони левой руки. Проделываем то же самое, поменяв руки.
- Предплечье, кисть левой руки располагаем на столе. Потом ребром ладони правой руки имитируем «пилу» по разным направлениям тыльной стороны левой ладошки. Проделаем то же самое, поменяв руки.
- Сжимаем пальцы в кулак. Фалангами пальцев делаем движения «буравчика» на ладони руки, которую массажируем. Проделываем то же самое, сменив руку.
- Сжимаем пальцы правой руки в кулак. Костяшками двигаем вверх и вниз по ладони противоположной, левой руки. Проделываем теперь то же самое, сменив руку.
- Делаем самомассаж пальцев рук. Предплечье, кисть левой руки располагаем на столе. Сгибаем указательный, средний пальцы правой руки. Теперь делаем хватательные движения на всех пальцах левой руки. Проделываем то же самое, сменив руку.
- Растираем ручки как замерзшие.
- Кладем подушечку большого пальца правой руки на тыльную сторону фаланги пальца левой руки. Массируем спиралевидными движениями.
По материалам книги:
Г.А. Широковой «Справочник дошкольного психолога»