Волнения по поводу успеваемости ребенка в школе обычно держат родителей в напряжении с самого первого класса и до момента выпуска. В конце учебного года это состояние обостряется, в течение года угнетает своею «постоянностью», ну, а летний период каникул разбавляет эти мысли оптимизмом. Его же можно подкрепить знанием психологических особенностей успеваемости, а далее — следованием специальным рекомендациям.
Психологические аспекты
Успеваемость зависит от многих факторов, но психологические закономерности занимают одно из ведущих положений. В этом ракурсе, учебная успеваемость зависит от ряда значимых аспектов:
- уровня познавательных процессов ребенка (может диагностироваться с помощью методик на невербальный и вербальный интеллект, внимание, память, ручной праксис, уровень развития речи, оценки задержки психического развития);
- уровня учебной мотивации (интересов, притязаний);
- обучаемости ребенка;
- уровня сформированности произвольной регуляции поведения, элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, самостоятельности;
- учебных навыков ребенка (анализируется по различным предметам и их видам деятельности);
- помощи родителей (важны личностные характеристики родителей, время, проводимое за занятиями вместе, используемые приемы, способы и системность контроля успеваемости, адекватная оценка ситуации проблем с успеваемостью);
- эмоционального компонента (отношения к плохим и хорошим оценкам, характера обратной связи родителей на них, наличия компенсационных плохим оценкам занятий и др.);
- психологических проблем, не связанных с процессом обучения (исследования показывают, что заниженная успеваемость у девочек в физико-математических науках часто проявляется у девочек, которые недополучают мужского воспитания либо получают, слишком ограниченные женским образом, родительские установки);
- способности ребенка справляться со стрессами, напряжением;
- уровня инертности, медлительности;
- уровня самооценки ребенка и вероятности комплекса неполноценности;
- социального статуса в учебном коллективе;
- уровня соответствия готовности к обучению и его начала (особо актуально для первоклассников);
- степени и качества начальной подготовки, поддержки мотивации к учебе для дальнейшего процесса обучения (в том числе, от степени уверенности в своих знания по разным предметам и в своих педагогических способностях учителя начального класса; наиболее значимо для девочек-учениц при учителе-женщине);
- соматических заболеваний (особенно органических поражений центральной нервной системы);
- степени благоприятной обстановки дома (в том числе, вероятности присутствия факта жестокого обращения с ребенком);
- уровня самореализации родителей (при низком уровне родитель может пытаться воплотить свои желания в ребенке, а при очень высоком – стремиться сделать всё, чтобы ребенок «не опозорил»; в таких случаях возможны высокие достижения ребенка, но не в обретении счастья).
Уровень зависимости успеваемости от психологических факторов для каждого ребенка индивидуален.
Следует обратить внимание и на то, что идеальная успеваемость иногда может быть отражением невротического симптома ребенка и родителей. В таком случае ребенок учится «для родителей», вместе с ними и при отсутствии своего интереса к учебе. Наблюдается огромная эмоциональная зависимость ребенка от родителей. Как правило, после разрыва этой связи с родителями, учебная успеваемость резко снижается. Тревожные родители стараются унять свои чувства беспокойства «загрузкой» ребенка, превращая его жизнь в существование с целью оценки «отлично».
Круглые отличники (особенно со склонностью к языкам и музыке) и ученики с низкой успеваемостью чаще подвержены маниакально-депрессивному психозу (биполярному аффективному расстройству), чем те, кто справляется со средней успеваемостью.
Рекомендации для родителей
Создание условий для успеваемости ребенка, в большей степени, зависит от родителей. Задачи родителей могут заключаться в следующем:
- поддерживать познавательную активность ребенка с самого раннего возраста, участвовать вместе с ним в поиске новизны и её освоении;
- помогать ребенку действиями и своими позитивными установками (особенно в случае трудностей и в начале обучения);
- с самого начального этапа постараться выбрать учителя под особенности психики своего ребенка;
- сформировать правильное отношение к оценкам (не допустить восприятия ребенком оценки за задания как оценки личности; важно разбирать вместе с малышом, хотя бы в начале, за какие конкретные ошибки была снижена оценка; немаловажно научить ребенка исправлять оценки, ища новые пути и возможности, – это станет залогом преодоления ошибок в будущем);
- выбирать ребенку ту программу обучения, которая равнозначна его силам (отклонение в любую сторону повлияет на снижение успеваемости);
- быть внимательными к безопасности ребенка в школе и дома (физической и психологической);
- учить ребенка самостоятельности, обучить планированию, распределению усилий, пониманию своих желаний;
- важно корректно научить малыша общаться со сверстниками, взрослыми;
- никогда не пугать школой, учителями, директором, жестоким наказанием за школьные промахи;
- стимулировать ребенка, поощрять (но не деньгами, а интересным совместным проведением времени и т.п.);
- стараться не создавать конфликтной семейной обстановки (ни в межличностных отношениях между родителями, ни в отношениях «ребенок-родитель»);
- следить за здоровьем ребенка (конечно, без панического контроля, одержимости);
- учить «здоровой» конкуренции;
- обучать, как нужно справляться с тревогой;
- вселять в ребенка уверенность в собственные силы.
Какие бы рекомендации не выполнялись родителями, есть то, что должно сопровождать любое действие постоянно: понимание, что самая большая радость для ребенка – это счастливая жизнь, а не оценка «отлично».
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»