Физическое развитие ребенка всегда было важной составляющей воспитания. Но для сегодняшних детей оно становится обязательной необходимостью. Гиподинамия и проблемы со здоровьем поглотили не только взрослых, но и детей. Они стали более ленивы и не представляют себе времяпровождения без телевизора и компьютера.
Регулярные физические нагрузки укрепят тело, состояние здоровье (снизят риск ожирения, диабета, повышения давления, нарушения осанки, плоскостопия, проблем с опорно-двигательным аппаратом; укрепят иммунную и сердечнососудистую системы), помогут улучшить сон и аппетит ребенка, подарят позитивные эмоции (уменьшат риск депрессий), улучшат моторику и повысят работоспособность. Также спорт поможет выработать в ребенке волевые качества, ответственность, дисциплинированность, социальные навыки, повысит самооценку и уверенность в своих силах. Физические упражнения, активные игры будут способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, воображения, внимания. Гиперактивные дети с помощью спортивных занятий могут распределять свою чрезмерную активность и регулировать эмоциональные всплески, становясь более гармоничными, а пассивные детки будут приобретать дополнительную энергию.
Уже с 2-х лет допустимо привлекать ребенка к физическим упражнениям. Возраст около 3-4 лет оптимален для общеукрепляющих спортивных занятий (1-2 раза в неделю; хотя бы подвижные игры на улице). С 3-х до 5-ти лет фитнес должен быть не сложным и обязательно в игровой форме. Особенно важными специалисты называют возраст 5-6 лет не только для вовлечения в физическую активность с целью гармоничного развития, но для выбора специализированной спортивной секции. С 6 -10 лет возможно увлекать детей интересными, более сложными спортивными играми. С 10-15 лет физические нагрузки уже повышаются по силе. Но с самого начала не стоит забывать о разнице в нагрузках для мальчиков и девочек.
Как минимум, 60 минут в день ребенок должен заниматься любым видом фитнеса. Чтобы освободить время для фитнеса, стоит сократить (установить) график просмотра телевизора и компьютерных игр. Таким образом освободиться время для спортивных занятий.
Важные особенности физических занятий
Если ребенок чем-либо занимается сам (или с вашим участием), непременно должен быть разогрев для предотвращения травм и плохого самочувствия. Длительность разогрева – около 5 минут. Включает в себя, как минимум, шаги, растяжку, круговые движения разными частями тела, поднятие ног, согнутых в коленях.
Дальше можно приступать к основному фитнесу, который длится обычно 15-40 минут. Это может быть быстрая ходьба, бег трусцой, катание на роликах или на велосипеде, плавание, прыжки на скакалке, командные игры с мячом и др.
После любых таких занятий ребенку необходимы упражнения и для успокоения, постепенного снижения напряжения и ритма. Эти упражнения должны длиться не меньше 5 минут, как и разогрев, и могут состоять из схожих действий (чаще всего, это растяжка и расслабление).
Важно соблюдать питьевой режим ребенка для предотвращения дегидратации. Ребенку следует выпивать один-два стакана воды перед занятиями и во время них.
В занятиях фитнесом ребенок должен тренировать три основных компонента:
- гибкость (растяжка, упражнение на гибкость помогают увеличению гибкости суставов, эластичности мышц);
- силу (укрепление мышц, поддержание их тонуса; качание пресса, подтягивание, отжимание);
- выносливость (для её тренировки необходимы аэробные упражнения: ходьба, бег трусцой, плавание, катание на велосипеде и т.п.).
До 16 лет никакой загрузки на обычных (тяжелых) тренажерах с железными элементами не допускается. Если планируете отдать ребенка в какую-то спортивную секцию, не помешает проконсультироваться с педиатром.
Виды фитнеса для ребенка
Кроме ежедневной утренней гимнастики, уроков физической культуры, участия в школьных соревнованиях, упражнений во время выполнения домашнего задания, не помешают и другие пути физического развития. Распространенными являются плавание, катание на велосипеде, игры с мячом, катание на роликах, танцы (street-dance, народные танцы, бальные, хип-хоп, фанк и др.), балет. Подвижные игры – также положительное детское занятие. Они не только веселы, но и полезны, особенно для флегматиков и меланхоликов. К тому же, они развивают внимание, мелкую моторику.
А можно также познакомиться с дополнительными предложениями для детского фитнеса, например:
- гидравлические тренажеры (с 4-х лет; принцип работы тренажеров: «насос» без утяжелителей; сделаны без острых углов, с защитой от травм);
- особый комплекс степ-упражнений для обучения правильной ходьбе, развитию мелкой моторики и памяти, для держания равновесия; существуют подобные подготовительные занятия с родителями; степ-аэробика на степ-платформе (с 10-15 лет);
- фитбол (оптимально с 6-9 лет; занятия на больших спортивных мячах, которые позволяют улучшить функции опорно-двигательного аппарата, осанку, развивают координацию);
- лого-аэробика (упражнения с параллельным произнесением звуков, слов, стихов – развитие речи и координации движений у ребенка);
- зверо-аэробика (аэробика с движениями, подражающими повадкам и движениям животных; увлекательный фитнес, развивающий фантазию, воображение, творческие способности);
- аква-аэробика (можно заниматься с 3-5 лет; под руководством тренера ребенка учат правильно дышать и держаться на воде);
- аква-игры (возможно с 6-9 лет; в ходе игры в воде развиваются основные элементы техники спортивного плавания, дополняя основную пользу от плавания);
- ритмика (допустима с 2-5 лет; упражнения под музыку с развитием эмоциональности, внимания, координации движения, музыкального слуха);
- детская йога (благотворно влияет не только на физическую форму ребенка, но и значительно улучшает его психоэмоциональное состояние; для слишком активных детей это отличный способ научить ребенка усидчивости, успокоению, расслаблению).
На сегодняшний день фитнес для детей представлен и в фитнес-комплексах (вместе с занятиями для взрослых), и в отдельных детских фитнес-клубах, фитнес-центрах, где принимают деток на занятия лет с двух-трех.
Физические упражнения – это не отдельная категория от общего развития. Именно с их помощью можно приучить ребенка к здоровому и интересному образу жизни, а также помочь его целостному гармоничному развитию.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»