Один из показателей интеллектуального развития ребёнка — это координация движений и уровень развития мелкой моторики рук. Но все прекрасно понимают: для того, чтобы ребёнок вырос умным и смышлёным, умел красиво и грамотно излагать свои мысли устно и письменно, надо работать, ведь руки – инструмент тонкий и, чтобы настроить его, надо определенное время и терпение.
Сейчас легко найти много разных игр и занятий для развития мелкой моторики малыша и необязательно вкладывать в это средства. Это могут быть, например, робота с пластилином, тестом, бумагой, ножницами и т. д. Но пока малыш ещё не может заняться поделками, повышать уровень интеллектуального развития должна мама, и это совсем несложно.
Влиять на активные точки, которые связаны с головным мозгом можно такими способами:
1) легонько и нежно потяните пальчики ребёнка на себя;
2) делайте круговые движения каждым пальчиком по отдельности, то в одну сторону, то в другую;
3) рисуйте круги на ладошке ребёнка своим пальцем, потом легким пощипыванием;
4) нежно хлопайте ладошками ребёнка, пытаясь их раскрыть;
5) с 3-х месяцев вкладывайте ребёнку шарики в ладошки, их можно сделать из подручных материалов: салфетки, кусочка ткани, фантика из-под конфеты (это даже очень хорошо, ведь бумажка ещё и шуршит);
6) также давайте ребёнку ощущать разные предметы по фактуре, материалу, форме, делайте массаж на ладошке игольчатым мячиком;
7) с 4-5 месяцев покупайте малышу правильные погремушки: разные по фактуре, с подвижными элементами (можете сделать собственными руками игрушку или коврик и нашить на него пуговицы, крышки от бутылок, бусины, только крепко!);
8) когда Ваше чадо начнет делать первые шаги или будет хорошо сидеть, можно, чтобы он поднимал предметы с поверхности, а потом складывал их в любую ёмкость;
9) надевать на ниточку пуговицы разных размеров;
10) закручивать болтики, гаечки и т. д.
Вы также можете придумывать что-то сами, фантазируйте, ведь каждая мама лучше знает особенности своего ребёнка. Все эти действия Вы можете выполнять в любое время (купание, переодевание, кормление). Главное не забывайте ещё бабушкины стишки-потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Ку-ку», ведь когда игры сопровождаются ещё и песенками, тогда ребёнку намного интересней, а если интересно, тогда он всегда будет тянуться к большему.
Мария Даниляк, педагог сети семейных центров «Азбука для родителей».