Развитие ребенка на первых этапах происходит посредством игровой деятельности. Развивающие игрушки и развивающие игры заполонили прилавки современных детских магазинов. Какая игрушка будет направлена на развитие определенного вида способностей – наша подсказка поможет вам в выборе.
Группа способностей для развития | Перечень способностей для развития | Вид, пример игрушки |
Развитие моторики | Развитие крупной, мелкой моторики Развитие координации движений Развитие навыков ориентации в пространстве, навыков хождения | Телефон с цифровыми кнопочками; магнитные доски с различными магнитами для нее; игрушки с пазами и разными формами под них; движущиеся игрушки (на веревочке, самоходные на батарейках); конструкторы; интерактивные обучающие глобусы: при помощи джойстика ребенок управляет полетом по земному шару, «пилот» глобуса рассказывает о посещаемых странах, потом задает вопросы, просит найти объекты на глобусе, предлагает выбрать маршрут; детский пальчиковый кукольный театр; детская железная дорога с ручными переключателями. |
Развитие сенсорных способностей | Развитие тактильной чувствительности Развитие слухового и зрительного восприятия Развитие сенсорной памяти Развитие ассоциативного восприятия | Телефон фишер прайс с цифровыми кнопочками; все игрушки с сенсорными площадками, экранами; конструкторы; пластилин; мягкие книжки с различными наполнителями, материалами. |
Развитие речи | Развитие слухового восприятия Развитие фонематического слуха Развитие речевых способностей Развитие способности четкой артикуляции Развитие фразовой речи Накопление словарного запаса Формирование грамматических навыков Обучение связной, диалогической речи Воспитание звуковой культуры речи | Обучающие интерактивные книги со звуковым воспроизведением написанного слова, текста; магнитные доски с буквами; интерактивные телефоны с записанными заданиями, речью, вопросами; детский кукольный театр: пальчиковый кукольный театр, кукольный театр с героями-игрушками на руку; детские домики и ролевые игры с ними. |
Развитие памяти, зрительного восприятия | Развитие моторной, эмоциональной, словесно-логической памяти Развитие способности запоминания, воспроизведения Развитие зрительно-моторной координации | Телефон с цифровыми кнопочками; игрушки с пазами и соответствующими формами для их заполнения; интерактивные обучающие глобусы: при помощи джойстика ребенок управляет полетом по земному шару, «пилот» глобуса рассказывает о посещаемых странах, потом задает вопросы. |
Развитие познавательных способностей | Расширение кругозора Развитие словесно-логического мышления | Обучающие, интерактивные книги; интерактивные обучающие глобусы: при помощи джойстика ребенок управляет полетом по земному шару, «пилот» глобуса рассказывает о посещаемых странах, потом задает вопросы. |
Развитие исследовательского мышления | Развитие пространственно-временных отношений Развитие понимания причинно-следственных связей | Игрушечные часы; конструкторы; игрушки с подбором деталей, сопоставлением деталей и изображения, формы платформы и игрушки; интерактивные обучающие глобусы: при помощи джойстика ребенок управляет полетом по земному шару, «пилот» глобуса рассказывает о посещаемых странах, потом задает вопросы; тематические игры, игрушки: например, холодильник, в котором можно подбирать продукты-формочки для приготовления разных блюд. |
Развитие коммуникативных способностей | Развитие навыков командного взаимодействия Развитие личностного взаимодействия Развитие навыков общения Развитие навыков предметного взаимодействия Развитие речевого взаимодействия | Настольные игры с участниками больше 2-х; игра в мяч; интерактивные телефоны с записанными заданиями, речью, вопросами; детский кукольный театр: пальчиковый кукольный театр, кукольный театр с героями-игрушками на руку; детские игровые домики. |
Развитие самостоятельности | Развитие любознательности, инициативности Развитие навыков самообучения Развитие творческих способностей | Конструкторы; паззлы; игрушки со шнуровками, пуговицами; обучающие, интерактивные книги; детский компьютер; детская железная дорога с ручными переключателями; игрушки, игры с возможностью выбора или создания задания, правил, хода игры. |
Развитие музыкальных способностей | Развитие музыкального слуха, чувства ритма Развитие способности понимать, исполнять музыку | Музыкальный телефон; пианино, гитара, барабан, ксилофон и др. музыкальные инструменты; обучающие интерактивные книжки с мелодиями, нотами в виде цветных кружочков и клавишами соответственно им; движущиеся игрушки и статические с музыкальными клавишами; игрушки с музыкальным одобрением действий ребенка: нажатия кнопки, вставки формы в паз и т.п. |
Развитие воображения | Развитие творческого, воссоздающего воображения | Пальчиковые краски; наборы для аппликаций; пластилин; детский кукольный театр: пальчиковый кукольный театр, кукольный театр с героями-игрушками на руку; куклы и мягкие игрушки для ролевых игр; детские игровые домики; детский мольберт. |
Развитие логического мышления | Развитие аналитического восприятия Развитие умения анализировать, систематизировать информацию Развитие умения делать выводы Развитие умения высказывать свои суждения | Телефон с цифровыми кнопочками, записанными заданиями; игрушки с установление чего-то соответственно заданию: например, устанавливаем игрушку на сенсорную платформу в соответствии с нарисованной на ней картинкой; обучающие сенсорные доски с заданиями, кнопками ответов; детский компьютер; игры-приключения. |
Развитие навыка принятия решений | Развитие навыка критического мышления, интуиции Развитие умения правильно оценивать ситуацию, принимать решение | Игрушки-сортеры со специальными пазами и формами для них; обучающие сенсорные доски с заданиями, кнопками ответов; детский компьютер; детская железная дорога с ручными переключателями; игры-приключения. |
Развитие навыков чтения | Развитие устной речи Развитие зрительной памяти: на буквы, слоги, слова, их последовательность Развитие навыка осознанного чтения | Игрушки-формочки с сенсорными пазами для установления кубиков с буквами — выкладываются слова; также эти игрушки могут быть оснащены звуковым воспроизведением слова до и после его выкладывания; магнитные доски с буквами; движущиеся и статические игрушки с кнопками-буквами; детский компьютер; кубики с буквами. |
Развитие математических способностей | Развитие способности оперировать числами Развитие способности выполнять арифметические действия | Телефон с цифровыми кнопочками; игрушки с отверстиями для бросания предметов и звуковым сопровождением, подсчитывающим количество брошенных фигур; магнитные доски с цифрами; движущиеся и статические игрушки с кнопками-цифрами; детский компьютер; кубики с цифрами и математическими знаками. |
Развитие ребенка с помощью игрушек – лишь первый этап его познания себя, своих возможностей, окружающего мира и людей. Пусть оно будет увлекательным и стимулирующим.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»