Нарушение произношения звука р — одно из самых часто встречающихся. Звук р ребенок может картавить, произносить через нос или без участия голоса, использовать боковое, губно-губное или одноударное произношение. Чаще всего звук р дети заменяют звуками: л, л´, д, в, г, j. Эти нарушения произношения р связаны с недостаточным уровнем подвижности кончика языка. Артикуляционная гимнастика для звука р является эффективным решением.
Итак, данная артикуляционная гимнастика для звука р включает особые упражнения на развитие подвижности кончика языка:
- поднимаем кончик языка на верхнюю губу, опускаем на нижнюю губу;
- поднимаем кончик языка на верхние зубы, опускаем на нижние зубы;
- поднимаем кончик языка к верхним альвеолам, опускаем к нижним альвеолам;
- «пересчитываем» кончиком языка верхние, нижние зубы;
- пощелкиваем язычком;
- «присасываем» язык к нёбу;
- «присасываем» язычок к нёбу, опускаем нижнюю челюсть;
- кончиком языка быстро двигаем между верхней и нижней губой — это упражнение называется «болтушка»;
- делаем «пулемет»: часто произносим звуки д и т;
- сдуваем кусочки тонкой бумаги, ваты с кончика язычка, который просунут между губами;
- делаем вибрацию губ и кончика языка, который просунут между губами;
- в момент произнесения звука ж или д чистым пальцем либо соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка делаем учащенные движения слева направо и справа налево — должна появиться механическая вибрация; это упражнение называется «балалайка».
Постановка звука р включает три основных способа:
- делаем «балалайку» и при механической вибрации включаем голос;
- быстро произносим звуки д, ж, т и с помощью соски или пальца в момент произнесения звука производим вибрацию кончика языка;
- «присасываем» кончик языка к твердому нёбу, вдыхаем через нос и с силой выдыхаем через рот;
- с механической помощью произносим звук р в слогах, например: дро, дра, дру;
- используем слова, в которых звук р стоит после предшествующего ему звука: трава, дрова и т.п.
Постановка звука р — это длительный процесс. Регулярная артикуляционная гимнастика и позитивное настроение во время занятий непременно помогут вашему ребенку освоить звук р.
По материалам книги для логопеда:
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах»
Если у вас возникли вопросы, можете бесплатно он-лайн:
Читайте также:
спасибки. очень актуальная информация 🙂
Спасибо 🙂 Рада, что пригодится 🙂 Всем деткам желаю поскорее одолеть звук Р 🙂