Нарушение произношения звуков может коснуться любого ребенка. Коррекция на предварительном этапе использует артикуляторные, т.е. логопедические упражнения. Проводится специальная гимнастика для языка, губ, щек и челюстей.
При выполнении упражнений важны:
- чистота выполнения упражнений;
- плавность всех движений ребенка;
- точность координации движений губ и языка у ребенка;
- нормальный тонус мышц: без лишнего напряжения, но и без вялости;
- объем движений;
- умение удерживать движение хотя бы какое-то время;
- способность ребенка переходить от одного к другому упражнению.
Предлагаем артикуляторные упражнения, которые были рекомендованы М. Е. Хватцевым. Эти упражнения можно использовать на любых этапах коррекции нарушения звукопроизношения.
Артикуляторная гимнастика для щек и губ
- Одновременно надуваем обе щеки.
- Попеременно надуваем щеки.
- Втягиваем обе щеки в ротовую полость.
- Смыкаем губы, вытягиваем вперед хоботком (трубочкой). После возвращаем в обычное положение.
- Делаем оскал: губы растягиваем в стороны, плотно их прижимаем к деснам, обнажаем оба ряда зубов.
- Чередуем улыбка — трубочка (оскал — хоботок).
- Втягиваем губы в ротовую полость, при этом челюсти раскрыты.
- Поднимаем только верхнюю губу, обнажаем только верхние зубы.
- Оттягиваем вниз нижнюю губу, обнажаем только нижние зубы.
- Поочередно подниманием и опусканием верхнюю и нижнюю губу.
- Имитируем обычное полоскание зубов
- Заводим нижнюю губу под верхние зубы.
- Заводим верхнюю губу под нижние зубы.
- Чередуем два предыдущих упражнения.
- Создаем вибрацию губ — имитируем фырканье лошади.
- При выдохе удерживаем губами карандаш или стеклянные трубочки.
Логопедическая гимнастика для челюстей
- Опускаем и поднимаем нижней челюсти.
- Делаем движение нижней челюсти вправо.
- Делаем движение нижней челюсти влево.
- Выполняем попеременное движение нижней челюсти вправо/ влево.
Артикуляторная гимнастика для языка
- Высовываем широкий языка «лопатой», своими боковыми краями язык касаемся уголков рта. Если широкий язык удержать не получается, то хлопаем по спинке языка шпателем или как бы «пожевываем» язык (помощью при этом может стать произношение «бя-бя-бя, мя-мя-мя»), сильно дуем на высунутый язык, улыбаемся или протяжно произносим звук и.
- Высовываем язык жалом. Если это движение вдруг не получается, то просовываем кончик языка между вытянутыми и сжатыми губами, тянем язык за отодвигаемым карандашом или пальцем, двигаем кончиком языка право/ влево.
- Поочередно высовываем язык сначала лопатой, потом жалом.
- Высовываем язык, делаем язык сначала лопатой, потом жалом.
- Сильно высовываем язык изо рта. Потом более глубоко втягиваем язык в глубь ротовой таким образом, чтобы кончик языка был потом незаметным.
- Делаем маятник: совершаем движения высунутым языком вправо/ влево.
- Поднимаем и опускаем спинку языка при достаточно широко открытом рте.
- Присасываем к нёбу спинку языка.
- Облизываем по кругу губы кончиком языка.
- Чистим зубы: облизываем зубы под верхней и нижней губами.
- Поднимаем и опускаем широкий кончик языка на верхнюю, потом и на нижнюю губу, затем на верхние/ нижние зубы.
- Поднимаем и опускаем широкий кончик языка внутри ротовой полости: сначала к верхней десне, затем к нижней десне.
- Загибаем узкий кончик языка вверх, затем вниз: к носу, потом к подбородку, затем — на верхнюю/ нижнюю губу, потом на верхние/ нижние зубы.
- Поочередно загибаем узкий кончик языка внутри ротовой полости, затем к альвеолам верхних, потом нижних зубов.
- Делаем «желобок» или «лодочку» снаружи рта: боковые края языка поднимаем, кончик языка оставляем лежать на нижней губе, посредине языка должна образоваться впадина. Помогаем этому движению надавливанием на среднюю часть языка зондом или шпателем.
- Делаем такой же «желобок» внутри ротовой полости.
- Делаем «желобок», осторожно загнув кончик языка вверх.
- Делаем язык ковшиком (чашечкой) вне ротовой полости (боковые края языка, кончик языка поднимаем вверх, при этом средняя часть спинки языка должна быть опущена).
- Делаем «ковшик» внутри ротовой полости.
- Задуваем на «ковшик» внутри ротовой полости.
- Закусываем боковые края языка коренными зубками.
Логопедические упражнения должны выполняться регулярно.
По материалам книги:
Лалаевой Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах»
Читайте также: