Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми Вы будете с ребенком регулярно заниматься:
1. "Дудочка": с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
2."Окошко": широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
3. "Маляр": губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
4."Чистим, зубки": улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
5."Чашечка": улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
6."Заборчик": улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
7."Поймаем мышку": губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
8."Лошадка": вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
9."Орешки": рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
10."Вкусное варенье": улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
11."Шарик": надуть щёки, сдуть щёки.
12."Барабанщик": улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
Елизавета Унгур, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".