Больше слов!

Больше слов!

Ваш карапуз уже порадовал первыми словечками? Значит, теперь самое время помогать малышу активно пополнять свой словарик

Родителям всегда хочется поскорее приблизить момент желанного диалога со своим маленьким человечком. Rажется: вот еще месяц-другой — и наше чадо заговорит, как это было с соседской Машенькой или с племянником Петрушей… Конечно, заговорит, причем если вы не поленитесь регулярно заниматься с карапузом, то процесс этот пойдет быстрее и качественнее. Но как штудировать родную речь с крошечным учеником, который и пяти секунд на месте не может усидеть? Что и как говорить крохе, чтобы пытливый разумок быстро схватывал новые словечки? И что в конце концов предпринять, если годовасик ограничивается лишь парочкой односложных междометий? Как «убить двух зайцев» — разговорить малыша, чтобы он сразу же залепетал и красиво, и правильно? Ответим на все вопросы одним оптимальным предложением — играть! А мы в свою очередь подготовили для вас специальные забавы, каждая из которых расчитана на карапузов, достигших определенного возраста.

Игры для годовичков

Как правило, к первому году малыши уже активно произносят первые связные слоги (лепечут) и даже вразумительные слова: «мама», «папа», «баба» и т. д. Не страшно, если у вашего крохи за первые 365 дней жизни в словесном арсенале накопились одни только «да-да-да», «та-та-та» и другие буквосочетания. Главное, чтобы отпрыск активно насыщал пассивный словарь и разминал пальчики. Иными словами, для развития словаря вашему ребенку сейчас полезно держать ушки востро и пальчики веером! Как это связано с речью? Напрямую! Ваш кроха активно заговорит, как только у него появится почва и желание обмениваться впечатлениями плюс накопится опыт произношения звуков. Первый пункт предполагает всевозможное общение и обогащение малышового кругозора. Для работы второго фактора необходимо «приручение» язычка и пальчиков, которые реально помогают крохе заговорить, ведь учеными доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Сразу отметим, что начинать пальчиковую зарядку желательно уже с полугодовалым малышом, но и сейчас отнюдь не поздно! Уже вижу удивление на лицах мамочек, ведь удержать ладошку малыша в своей руке можно не дольше пары секунд, а сам малыш еще не умеет сосредотачивать внимание и способен повторить за мамой одни только ладушки… Предлагаем легкую и эффективную игровую альтернативу:

  • давайте малышу катать шарики из пластилина или теста (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие);
  • предлагайте рвать на мелкие куски бумагу — малыши делают это с удовольствием по нескольку минут — или листать специальные детские книжки с плотными страничками;
  • разрешайте перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек);
  • складывайте деревянные пирамидки (пусть даже ваш карапуз пока только снимает колечки);
  • позволяйте играть во вкладыши (в полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой) или забавляться с кухонной посудой (кастрюльки, мисочки, чашечки разных размеров, из них можно составить пирамидку, или наоборот, сложить одну в другую). Скорее всего, малышу захочется не только перебирать посуду, но еще и погреметь ею. Не мешайте, а лучше вместе с ним терпеливо исследуйте, как звучат предметы разных размеров и из разных материалов;
  • покажите, как переливать водичку из одной емкости в другую (для такой игры подойдут небольшие небьющиеся чайники и леечки);
  • предложите малышу пересыпать разные сыпучие продукты из одной емкости в другую с помощью ложки или маленькой чашки. Для этих целей подойдет манная крупа, рис, гречка.

Хочу сразу оговориться: у деток-годовичков пока еще нет ощущения игрового момента, для них все существование (в том числе и еда, и смена подгузников, и купание, и прогулки) вопринимается как одно сплошное открытие, и если оно не содержит игры, малыш бурно реагирует капризами.

Одновременно упражняйте язычок малыша:

  • четко произносите звуки, когда детка смотрит вам, что называется, в рот (только не позволяйте крохе лезть вам пальчиками в рот, чтобы он случайно не подхватил кариес);
  • не исправляйте лепечущего карапуза, не требуйте от него четкого произношения, лучше некотрое время громко повторяйте его зычные «кракозябли»;
  • чаще «провоцируйте» малыша на диалог — неважно, что поначалу ребенок будет лепетать вам в ответ что-то непереводимое;
  • постарайтесь не выполнять желания крохи с полузвука — пусть он поднатужится и попробует назвать требуемый им предмет.

Нам уже полтора!

Начиная с полутора лет детям предлагаются более сложные игры, специально направленные на развитие тонких движений пальцев:

  • застегивание пуговиц (бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,— получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях);
  • завязывание и развязывание узелков;
  • игра со шнуровкой (шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать).

В комфортное для карапуза время — когда он сыт и не хочет спать — предложите ему целенаправленные игры для развития речи.

Чей голосок?

В этой игре детки учатся подражать голосам животных и развивают память. Для нее игры вам понадобятся игрушки или картинки — мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица. Сначала рассмотрим всех зверюшек, не всех сразу, конечно. Расскажем, кто как «разговаривает». Обязательно уточним, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. То есть, объясним малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются. — Мяу-мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют? — Му-у-у — кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) — Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш — тоненько. Как называют детеныша  лягушки? После этого тренинга положите перед малышом несколько игрушек или картинок со зверюшками. Кроха отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котенок (хрюкает, гавкает и.т.д.). Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животное. Получилось? Значит, поменяйтесь ролями с малышом — пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.

Хлоп-шлеп

Показывайте или называйте ребенку различные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т.д. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, одушевленный предмет (что-то живое) и шлепать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет (что-то неживое). Постепенно уменьшайте интервал между словами. Или же хлопаем в ладоши тогда, когда звучит название животного и шлепаем по коленкам, когда называют, например, посуду. Можно также хлопать в ладошки, когда называется что-то мягкое и шлепать по коленям, когда называют твердое. (Вата, шапка (и др. одежда), полотенце, листок, помидор… — мягкое).

Рыбки

Нижеследующие игры объединяют в себе пальчиковую зарядку и цитирование рифмованного стишка. Пять маленьких рыбок играли в реке (ладони чуть сомкнуты и округлены, выполняют волнообразные движения в воздухе), Лежало большое бревно на песке (руки прижаты друг к другу). И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (сомкнутые ладони выполняют «ныряющее» движение), Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко» (качаем сомкнутыми ладошками). Пчелки

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (изображают елку). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (это улей). «Улей» прижат к «елке». Домик маленький на елке (заглядываем в улей). Дом для пчел, а где же пчелки? Надо в домик постучать (сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по елке (стучим кулаками друг о друга, чередуя руки). Где же, где же эти пчелки? Стали пчелки вылетать (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими) Раз два, три, четыре, пять!

Маленьким «второгодникам»

Ближе к второму дню рождения из деток, как правило, уже просто сыплется словесный горох. Пока в «репертуаре» крохи одиночные слова, и маме с папой нужно помочь своему отпрыску научиться связывать их в словосочетания и предложения.

Зазвонил телефон!

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.

Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой (тетей или другими родными), как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу хотя бы словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы.

Что бывает…. Какое бывает…

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно. Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах. «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А сразу мягким и жестким? Или большим и маленьким?»

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? Что бывает синее?

Что сначала, что потом

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа: сначала чай наливают, потом пьют сначала человек ложится спать, потом встает сначала самолет взлетает, потом… сначала птичка откладывает яичко, потом… Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

Что где? Кто где?

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры. Что есть у нас на кухне (прихожей, ванной, столовой и т. д.)? Где у нас стоит телевизор? Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). Потом следует «отправиться» в путешествие. Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где бабочка? Где лисичка? Куда прыгает зайчик?

Исполнилось три?

Значит, ваш непоседа уже с удовольствием поиграет в забавы, в которых нужно немного анализировать и сравнивать.

Что будет, если…

Вы задаете вопрос — ребенок отвечает. «Что будет, если я встану ногами в лужу?» «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» Затем меняйтесь с малышом ролями.

Кто что делает

Правила аналогичны устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот. Начало может быть таким: «Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….» «Чайник — свистит, кипит,…» «Машина — едет, гудит, светит,…» «Снег — идет, тает,…» «Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…» Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен найти общее для них действие: И лягушка, и зайчик — прыгают. И птица, и муха — летают. И снег, и дождь — выпадают на землю. И снег, и лед — тают. Или много предметов на одно действие: «Светит солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …» «Едет машина, поезд, велосипед, …» «Тает мороженое, лед, …» Или предлагайте задания, имеющие только один ответ: «Кто чинит сапоги?» «Кто печет пироги?» «Кто хоботом пьет воду?» «Носит грибы на иголках?»

Что внутри?

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ — что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места:

дом — стол шкаф — штанишки холодильник — кефир тумбочка — книжка пузырек — лекарство кастрюля — суп дупло — белка улей — пчелы нора — лиса автобус — пассажиры корабль — матросы больница — врачи магазин – покупатели

Угадай, кто это?

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Серый, злой, зубастый, голодный (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц) Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик) Длинная, безногая, ядовитая (змея) Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса) Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем

Взрослый ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал.» Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Один — много…

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. «Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот…» Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей…»

Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания и выдавайте слова в более быстром темпе. Например, вариант для деток, уже хорошо знающих порядковый счет:

«Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

 Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на определенную тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, на кухне или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру.

Веселых игр и красивой речи!

Татьяна Кравченко, педагог-логопед По материалам журнала «Мой ребенок»

При перепечатке материалов ссылка на www.roditeli.ua обязательна!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь