Мальчики и девочки: на полюсах полов

Мальчики и девочки: на полюсах полов

Кто сказал, что мальчики – хулиганы и непоседы, а девочки – тихони и плаксы? На самом деле, в жизни все гораздо сложнее…

То, что мужчины и женщины – существа разные, сомнений не вызывает. Все мы привыкли считать, что настоящий мужчина должен быть активным, напористым, сильным, а настоящая женщина – мягкой, покорной, дружелюбной. Так мы воспитываем и своих детей. Но идет ли им на пользу такое «универсальное» воспитание? Действительно ли разделение полов задумано самой Природой?

Немного истории

Когда мы еще бегали в шкурах свежепойманных мамонтов и рисовали их же при слабом свете костра, вопрос о различиях полов как-то не особо поднимался. Люди тогда были гораздо ближе к животному миру, нежели к человеческому – как в песне поется, сплошная «биология». И разделение труда тогда было – будь здоров. Бивень притащить – это к папе, потому как сил у него побольше. Шкуру заштопать – к маме, у нее пальчики помельче да половчее. Что природа дала, тем и пользовались.

Вопросы различий стали актуальными лишь к 20 веку. И звучали они приблизительно следующим образом. Со стороны мужчин: «Обязательно ли мне по любому поводу лезть в драку и рисковать здоровьем?». Со стороны женщин: «Должна ли я сидеть дома и вышивать крестиком?». Если бы дети могли высказать свое мнение, им наверняка нашлось бы, что добавить. Почему мальчику нельзя плакать, ходить в розовых кружевах, играть с куклами? А девочке лазить по деревьям и носить камуфляжные штаны? Почему вышить крестиком салфетку похвально, если ты – барышня, и позорно – если юноша? Кто должен сражаться с гадами ползучими, а кто – падать в обморок при их появлении? Постепенно от таких частных вопросов общество перешло к более глобальным. И немного порассуждав на эту тему (являются ли различия между полами исключительно биологическими), психологи, социологи и антропологи пришли к выводу: что-то здесь нечисто…

Гендер или пол?

Поскольку на тот момент мы принялись отдаляться от природы с большим ускорением, списывать все на ее замысел стало уже как-то неудобно. И в самом деле, когда эволюция делала нас «сапиенсами», компьютеров, автомобилей и супермаркетов еще и в проекте не было. Поэтому предусмотреть, что лучшие программисты и водители – мужчины, а шопинг – исконно женская забава, было сложновато. Так, немного порассуждав, ученые решили разделить два понятия – «пол» и «гендер». Пол – это данная нам биологическая характеристика. То есть – особенности строения тела, степень волосатости, гормональный фон. А вот с гендером – поинтереснее. Это характеристика того, как в данной культуре должен вести себя человек того или иного пола, то есть установка общества по отношению к представителям разных полов. И сфера чувств, проявления умственных способностей, особенности взаимоотношений относятся не к полу, а к гендеру! Иными словами, что мы представляем, когда слышим слово «мужчина»? Человек, у которого растут волосы на теле и лице, имеется пенис. Это – пол. А вот то, что он смелый, сильный и решительный – это уже гендер. Природой задумано, что женщина рожает и кормит детей. А вот то, что она при этом беззащитная и в математике ничего не понимает – это, опять-таки, социальное ожидание. И не более…

Что интересно, гендер никак природой не закладывается, а создается исключительно в процессе социализации. То есть именно мама с папой, а потом детский сад и школа, учат детей быть мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. И воспитываем мы детей, конечно, по-разному. В результате и получаются две разных планеты, те самые пресловутые Марс и Венера.  Если рассуждать глобально, то такое различное воспитание развивает только какую-то определенную часть личности ребенка, а другие качества, которых «не должно» быть у мальчика или девочки, подавляет, как бы «подгоняя» конкретного ребенка под общий гендерный стереотип. Но ведь мы не знаем, с чем точно придется столкнуться нашему чаду в жизни! Хорошо, когда родители сами решают, чему научить своих маленьких Сонечку или Ванюшу. Однако в реальной жизни мы пребываем в плену стереотипов относительно того, какими должны быть мужчины и женщины – и ссылаемся при этом на замысел Природы. Давайте же поразмыслим над самыми распространенными гендерными мифами и развеем их!

Миф №1.Телячьи нежности Этот предрассудок касается того, как следует обращаться с малышами. Девочек полагается обнимать, прижимать к себе, целовать и усмирять, если слишком «разбушевались». Мальчиков – тормошить, подбрасывать и щекотать. И ни в коем случае не наоборот! Потому что девочка должна быть смирной и тихой, а мальчику дозволено (читай – от него этого ожидают) пошуметь и пошалить на всю катушку. Если допустить ошибку и перепутать инструкции – то есть понежить мальчика и пошалить с девочкой – последствия будут фатальными. Вместо принцессочки получим «Пеппи-Длинныйчулок» и «пацанку», вместо пирата – «рохлю» и «тюфяка». Правда? Ни капельки!

Все зависит от того, как именно и в каких количествах мы стимулируем активность детей и проявляем к ним ласку. Любой ребенок, независимо от пола, нуждается в нежности не только словесной, но и телесной. Ближе к годику малыши очень четко демонстрируют, что в данный момент не настроены на обнимания и поцелуи – важно отнестись с уважением к их праву выбора. И мальчик, и девочка имеют врожденную потребность узнавать возможности своего тела и свое место в мире. Лежа в кроватке в тугой пеленке этого сделать никак не получится – крохе жизненно необходимо размахивать ручками, разбрасывать игрушки, ползать по всему дому, бегать, прыгать, падать, кувыркаться… Только так малыш сможет сформировать самоконтроль, то есть регулировать свои действия, а также полюбить свое тело и научиться заботиться о своей безопасности. Миф №2. Женская логика и мужской ум То, что мужчины и женщины мыслят по-разному, споров не вызывает. В отличие от сомнительного утверждения, что женщине быть умной необязательно (и все равно не получится в такой мере, как мужчине). От чего зависит наш уровень интеллекта? Никак не от связанного с полом размера головного мозга, а от умения использовать его возможности. А вот развивают умственные способности, как правило, у мальчиков и девочек по-разному.

Во-первых, мальчикам предоставляется больше возможностей манипулировать разными предметами, чтобы изучить этот мир. Мальчишечьи игрушки предполагают более разнообразные действия, чем девчоночьи – их игры повторяют стереотипные действия взрослых. Маленькие мужчины изучают свойства предметов, преодолевают препятствия и соревнуются друг с другом. А вот маленькие женщины чаще взаимодействуют друг с другом или со взрослыми, им намного сложнее объяснить родителям, почему вдруг понадобилось разобрать куклу и распотрошить мишку – ведь нужно было укачивать и кормить их. Во-вторых, на вопросы маленьких „почемучек“ также даются разные ответы в зависимости от пола. Девочкам чаще отвечают в стиле: «Потому что так надо», мальчикам – «Давай разберемся». Девочкам принято предлагать готовый ответ и показывать, как нужно действовать «правильно», а мальчиков – стимулировать к самостоятельному и творческому поиску решения.

В-третьих, если ребенок столкнулся с затруднением (ну никак не хочет башня из кубиков складываться!), родители и тут ведут себя по-разному. Девочку жалеют  и делают за нее то, что она может выполнить самостоятельно. Мальчика подбадривают и дают возможность самому искать выход из ситуации, ссылаясь на железный аргумент: «Ты же мужчина!»

В-четвертых, к успехам малышей у взрослых тоже разное отношение. Если девочка добилась хороших результатов в интеллектуальной деятельности, это чаще приписывают ее старанию или везению; если мальчик – его скорее назовут способным и талантливым в этой сфере. Так дети усваивают, чего именно от них ждут взрослые, и ведут себя соответственно.

Что делать? Учитывать не половую принадлежность ребенка, а его индивидуальные способности. Предоставьте малышам возможность играть с самыми разными игрушками, а не только стереотипными «мальчику пистолет, девочке куклу». Демонстрируйте, что вы верите в таланты вашего ребенка и готовы поддержать его или ее в трудную минуту.

Миф №3. Плаксы и драчуны Эмоциональное развитие наших детей тоже происходит по-разному. И дело вовсе не в различиях гормонального фона мужчин и женщин (не настолько сильно влияют они на наше поведение). Опять-таки, общество демонстрирует ребенку, чего мы от него ждем. Вот несколько вопросов «на засыпку»:

  • Как реагируют родители, когда плачет мальчик и девочка?
  • При каких условиях мы разрешаем ребенку драться?
  • Как мы учим наших детей справляться с эмоциями?

Что получается в результате? Мальчиков мы приучаем к тому, что у мужчины допустимы только два состояния: «нормально» и «злюсь». Если плохо – нужно сцепить зубы и ни в коем случае не просить поддержки («Ты же мужик, не раскисай!»), а все разногласия решать либо путем рукоприкладства, либо удалиться и ждать, пока «само пройдет». Девочкам же помогаем освоить гораздо более широкий спектр эмоций, но ограничиваем в их проявлениях («Как не стыдно драться, ты же девочка!», «Приличные девушки не должны так громко смеяться»).

О том, чем чревато подавление своих чувств, мы писали уже не раз. Тут и психосоматические расстройства, и трудности в общении с близкими, и прочие «прелести». Поэтому помогите своим чадам познакомиться со всеми эмоциями и подружиться с ними. Покажите, что вы готовы любить ребенка в любом состоянии – и когда малышка злится и топает ногами, и когда мальчуган хнычет в мамин живот. Тогда им будет намного легче находить общий язык с другими людьми и самими собой.

Миф №4: Мы лучше! Пожалуй, самый вредный (и живучий) миф о том, что один из двух полов лучше другого. То ли прекраснее, то ли сильнее. То ли главнее, то ли умнее. И так далее… Мысль об этом внушается малышу с пеленок и оказывает очень сильное влияние и на самооценку, и на последующее отношение к противоположному полу. Если мы ограничиваем что-то интересное и нужное для крохи, ссылаясь на его пол, это может стать для него источником негативных переживаний в свой адрес. Например, «Девочка должна быть терпеливой – привыкай к скучной работе», или «Нечего хныкать, ты же мужчина!». А можно и наоборот, сформировать презрение к противоположному полу – «Трусишь, как девчонка!» или «Фу, какие мальчишки грязнули!». В общем, критические замечания в адрес то ли девочек, то ли мальчиков – в любом случае, камень в огород будущего благополучия ребенка. Поэтому гораздо полезнее аргументировать запреты и указания не половой принадлежностью ребенка, а обоснованными доводами. Да, это отнимает больше времени, зато впоследствии дочка или сын порадуют вас уверенностью в себе и уважительным отношением к противоположному полу.

А дальше что?

Как вы уже поняли, воспитывать мальчика только мужественным, а девочку только женственной – значит, развивать только одну сторону «медали». Мы не призываем поставить все с ног на голову и отныне учить мальчиков исключительно домоводству, а девочек – программированию. Давайте предоставим детям возможность развивать все свои таланты, все способности! Ведь в современном мире пригодятся все человеческие качества, а не только жестко определенные гендерные роли. Наша жизнь богата разнообразными ситуациями, к которым мы постоянно адаптируемся. Конечно, это труднее, чем бегать за мамонтом и штопать дырки в шкуре. Зато теперь у нас есть возможность проявлять себя во всей красе! Конечно, пройдет немало времени, прежде чем общество начнет спокойно воспринимать мужчин-парикмахеров и женщин-военнослужащих. Но именно в этом времени будут жить наши дети.  Какую же мысль стоит прививать и себе, и ребенку? Что и мужчины, и женщины – умные и добрые, смелые и заботливые, нежные и настойчивые. И мальчиком, и девочкой быть хорошо! Мы все разные, но одинаково классные!

Анна Рымаренко, психолог Центра «Азбука для родителей»

По материалам журнала «Мой ребенок»

При перепечатке активная ссылка на www.roditeli.ua обязательна!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь