Маленький фантазер

Маленький фантазер
Взрослые к детским фантазиям обычно относятся очень скептически, с насмешкой или как к способу ребенка увильнуть от восприятия, выполнения чего-то реального. Интуитивно понять детей в их фантазиях могут творческие люди и открыватели. Но разобраться в сути этого явления под силу каждому. Фантазия Самое активное природное развитие фантазии приходится именно на детский сензитивный возраст 5-12 (в некоторых источниках до 15) лет. Данный период становится особо важным для стимуляции фантазийных способностей, иначе есть риск получить их снижение по окончанию этого временного отрезка. Зачем нужна фантазия? Не стоит ограничивать её важность лишь сферой творчества. Если вы хотите, чтобы ребенок стремился к новизне, тянулся к науке, а тем более смог создавать что-то новое, ранее никому не известное – фантазия здесь будет главным стимулом и средством. Кроме того, психологи говорят о необходимости фантазии даже в хозяйственной или производственной сферах. То, что мы называем фантазией, специалисты определяют более простым для понимания тезисом — «воображение». Воображение – это функция коры больших полушарий, и оно является высшей психической функцией. Эта функция является сугубо человеческой особенностью. Представители аналитической психологии делают акцент на существенное отличие фантазии от познавательного либо мыслительного процессов. Фантазия также определяется ими как совокупность идей, образов в психическом бессознательном. Так как продуцирует воображение мозг, и он имеет регулятивное влияние на все органы и системы, то неудивительно, что фантазия способна внедрится в деятельность физиологических процессов. Если что-то сильно «вообразить», то можно почувствовать его вкус, запах, услышать звук и т.п. И в это вполне знакомо тем взрослым, которые находят у себя проявления ряда симптомов, прочтя медицинский справочник либо услышав неосторожное слово врача. Что уже говорить о наших маленьких фантазерах, которые очень легко способны зайти с помощью воображения за пределы восприятия реальности. Воображение дает возможность представить результат до его осуществления в действительности. Оно позволяет сформировать образ того, чего никогда не существовало и не существует в данный момент при этих условиях, ситуациях, свойствах объекта. Это более понятно при решении задачи из любой сферы, ответ на которую невозможно найти, используя только заданные условия, обстоятельства. Тогда процесс мышления «обращается» к воображению. И уже с его помощью осуществляется процесс познания, а иногда и нахождения конкретно выраженного знания. Перед детьми подобных задач ставится огромное количество. Поэтому использование воображения у них очень активизировано. Ситуация воображения необходима каждому ребенку в раннем возрасте и как элемент игры, как способ общения и познания взрослого мира. Развитие фантазии у детей На начальном этапе вышеуказанного периода ребенок доверяет «реальности» своего Развитие фантазии у детейвоображения с любыми фантастическими образами и ситуациями. Далее (лет в десять) дети могут делиться абсолютно невероятными историями и страшилками. После они «подкрепляют» их участием своих близких. Если их начинают обвинять во вранье, они пытаются «подстраховаться» собственным «участием» в данной истории. Происходит это не только от недостатка необходимой информации, но даже от неспособности еще правильно оценить и связать всё корректно воедино то, что он видит, чувствует, к чему испытывает какие-то эмоции. Вместо этого, ребенок непроизвольно комбинирует «по-своему», и получаются уже другие фантастические результаты обычных событий, действий, свойств объектов. Среди фантастических историй, родителей часто волнуют и придуманные ребенком «друзья». Специалисты спокойно относятся к их возможности существования у детей до тех пор, пока, эти «друзья» не выполняют помощников отстранения от действительности. Тогда такой друг может свидетельствовать об определенных психологических проблемах малыша, которые, возможно, лучше решать с помощью детского психолога. Из общих же рекомендаций родителям советуют «подружиться» с другом ребенка, уважая его «присутствие» и учитывая его в играх. Отрицание же данных героев детского воображения – большая ошибка. Но и увлекаться этим «дружеским» общением не стоит, тем более подталкивать ребенка к нему. Лучше самому быть для ребенка волшебником и надежным другом. В начале развития воображения дети проходят пассивную стадию, воображая лишь образы по предлагаемым полным материалам (сказкам, нереальным рассказам друга). Но, подрастая, дети подключаются с большей активностью к фантазии и придают ей творческий элемент формирования этого образа при недостаточных условиях. Подростки уже с бóльшим опытом и критической оценкой жизненных событий переназначают фантазии другую функцию – функцию создания мечты, с положительным для них развитием событий. В процессе обучения воображение немаловажно для всех детей сензитивного возраста в ракурсе развития речевой деятельности, абстрактного и теоретического мышления. Фантазия постепенно начинает выполнять и творческие задачи, позволяя создавать что-то своё. Разделение на пассивную и активную формы фантазии в трактовке Юнга имела другое значение. Пассивные определялись как спонтанные проявления бессознательных комплексов. Активные трактовались как фантазии, вызываемые интуитивной установкой и характеризующие творчество. Поэтому на первую форму он рекомендовал обращать внимание для коррекции, а вторую (активные фантазии) призывал лишь понимать. На протяжении всего сензитивного периода необходимо подкреплять фантазию ребенка: разными жанрами книг, музыкой различных направлений, экспонатами живописи, а также его собственным участием в кружках или даже в создании чего-то дома (не только предметов, но даже собственных рассказов, сказок) и т.п. Серьезным подспорьем детского воображения станет ваш интерес к объектам воображения: уточнить идею, вести активный диалог по воображаемому предмету или его реальному продукту, предложить еще что-то добавить к нему (нового героя, дополнительное свойство) и т.д. В раскрытии мира фантазии будет иметь немалое значение и развивающее обучение в период наибольшей активности подвижности воображения. Для психического здоровья очень значим позитивный оттенок фантазий, а также её прогрессивное развитие. То есть, используя воображение, ребенок должен идти к самораскрытию, к собственному личностному росту и к раскрытию для себя окружающего мира. Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за такую информацию. Честно сказать, теперь понимаю, что очень заблуждалась раньше насчет фантазий деток. Рада, что узнала это хотя бы сейчас. 🙂

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь