Ревнуя, мы обижаемся на отказ от нашей исключительности и востребованности.
И. Геворгян
Дети не сразу могут испытывать всю гамму эмоций, чувств, приобретая их лишь постепенно. Но вот ревность – это то, что им доступно уже в достаточно раннем возрасте. Об этом детском чувстве родителям лучше задуматься и выработать удачную стратегию поведения.
Суть детской ревности
Ревность – не только раннее, но и древнее чувство. О нем говорится с давних времен в мифах, сказаниях, сказках, легендах, религиозной литературе, и его легко встретить в жизни каждого. Увидеть же его у своего малыша – ожидаемое, но странное ощущение. Ревность может возникать у деток к новому ребёнку в семье (даже к деткам-гостям, хоть и не на очень продолжительное время), к новому «другу» мамы/папы. Это может быть и пресловутая «братская вражда» с братьями или сестрами постарше. Ревность является эмоциональным стрессом для любого человека, которое приводит к чувству незащищенности, ощущению, что над его счастьем и благополучием нависла угроза. С другой стороны, это достаточно природное чувство.
В чем же суть детской ревности? Обратимся к мнениям профессионалов и приведём основные позиции психологии по поводу детской ревности:
- болезненным чувство ревность является не только для всех членов семьи, но и для самого ребёнка;
- некоторые дети более склонны к чувству ревности, чем другие (к примеру, первенцы гораздо более ревнивы, чем последующие дети, уже с рождения приученные «делиться» родителями с кем-то ещё; дети одного из родителей могут длительное время (или даже всегда) с ревностью относится к общим детям с новым «чужим» родителем и потребуют больших уверений в любви к ним и поддержки);
- ревность может возникать у детей на основе сравнений, кто получает больше материальных вещей, внимания (от родителей/ мама/папы) или на основе «бóльших причин для любви» у «соперника» (лучшие оценки брата/сестры, привилегированный «гостевой статус» других деток или взрослые чувства кого-то из родителей к «сопернику»);
- признаками ревности могут служить плохое поведение (отличное от предыдущего) с признаками агрессии (чаще по отношению к «сопернику»), капризности, с желанием вызвать пусть и отрицательное, но внимание;
- ревность может принимать и очень неожиданные для нас формы, по-взрослому корректные: дети могут стать чересчур заботливыми по отношению к объекту ревности (к примеру, по отношению к новому ребёнку), а могут и закрыться внутри себя, «перемалывая» это чувство;
- детская ревность, как правило, острее проявляется у деток до 5 лет, когда они наиболее зависимы от своих родителей и не имеют больших интересов вне круга семьи;
- у более старших детей, но очень чувствительных, эмоциональных или у ненашедших своего места в окружающем мире, даже с возрастом не снижается высокий уровень ревности;
- в раннем подростковом возрасте ревность чаще всего появляется из-за провокации родителей на основе их сравнений с другими детьми или со своими стандартами, когда малыши еще не способны понять намерений родителей в таких разговорах (кстати, чаще всего сравнительными способами пользуются те родители, которые сами прошли через эти же «терни» ревности);
- ревность имеет свои последствия для развития ребёнка: чем сильнее развивается ревность, тем меньше ждет ребенка (а потом и взрослого человека) успехов, в частности профессиональных, тем менее развивается в нем способность к самоуправлению; он становится более терпим к неодобрительным высказываниям со стороны окружающих в свой адрес; окружающим такие дети (в последствии взрослые) кажутся неполноценными и «болезненными»; ревность сильно влияет на формирование их негативных жизненных убеждений, верований, пониманий; ревнивцы чаще удовлетворяются гораздо меньшими жизненными запросами (им достаточно потешить своё эго); у них проявляется чрезмерное желание самоуважения, признаки частого самообмана, жестокости, гнева, склонность к сплетням, поверхностное отношение, неадекватная мотивация; в будущем чувствительные дети-ревнивцы могут превратиться в транжир;
- ревность может оказывать влияние и на физическое становление детского организма (такие дети, как правило, выглядят физически слабее (особенно лицо), часто имеют проблемы с пищеварительной, дыхательной системами);
- некоторые специалисты считают, что ревность имеет и положительную, воспитательную функцию, если научить детей бороться с нею, меняя это чувство на положительное и приобретая новые умения, навыки (к примеру, умение делиться, взаимодействовать, разрешать конфликты);
- избавление от ревности — крайне сложное дело, но для многих возможное.
Стратегия против ревности
Родители обязаны правильно выстроить своё поведение к ревности не только ради спокойного настоящего, но и ради счастливого будущего своего ребёнка. Ведь психологи утверждают, что, не справившись с этим чувством в начале жизни, дети рискуют пронести это чувство на всём жизненном пути. А это очень нелёгкая ноша.
Рекомендации для родителей:
- при появлении потенциальной угрозы для ревности важно внимательно наблюдать за поведением ребёнка;
- нельзя ругать, наказывать, стыдить детей за чувство ревности;
- стоит научить ребёнка эффективно справляться с эмоциями ревности, держать себя в руках в ситуациях, их провоцирующих;
- при негативных проявлениях детской ревности (агрессии, капризах и т.д.) важно сказать ребёнку, что вы понимаете его чувства, но не считаете правильным их выражение, ведь ими он ничего не добьется;
- детям необходимы достаточные визуальные проявления вашей любви;
- нужно постараться относиться индивидуально к ребёнку (к каждому ребёнку), что не равнозначно «равному» отношению к нему и его «сопернику»;
- важно избегать сравнений при любом разговоре и находить в каждом ребёнке (или ребёнке и взрослом) какие-то неповторимые способности (возможно, поспособствовать выбору разных интересов у деток, если ревность между ними);
- необходимо проводить время наедине с ребёнком (с каждым ребёнком) без других членов семьи (другого ребёнка), при этом стоит разговаривать и о его мире чувств;
- если один из детей обижает другого ребёнка, необходимо защитить обиженного, решительно сказать старшему, что вы понимаете его чувство ревности, но категорически не разрешаете выражать их в подобных действиях; важно заверить, что ваша любовь к нему была, есть и будет, а вашего внимания хватит на всех;
- во время склок ревности не стоит принимать заведомо чью-то сторону и проявлять к этому большее внимание, чем к хорошему поведению;
- для достаточно взрослого ребёнка после конфликтов ревности лучше сразу проводить разбор ситуации вместе со всеми участниками, сделав всё, чтобы каждый поделился своими чувствами и предложил решение, а после вместе выбрать допустимый компромиссный вариант её разрешения;
- необходимо установить четкие границы между ревнивцем и «соперником», с позицией уважения, с недопустимостью дразнить и обижать друг друга, с правилом частности владений каждого (ревнивец и «соперник» не должны вторгаться в личное пространство (личные вещи) без разрешения друг друга);
- при скрытом чувстве ревности, подавленности настроения следует постараться разговорить ребёнка, наедине с ним выдвинув предположения, что его мучает меньшее внимание или страх быть не таким любимым, спровоцировать на откровение и какое-то время лучше проводить больше времени с ним наедине.
Конечно, ревность ребёнка – это повод не только для мыслей, но и для действий. Если же родители справляются с этим и успешно обучают этому же своего ребёнка, то у малыша есть все шансы преодолеть это чувство и стать более уверенным, опытным и счастливым в любых отношениях.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»