fbpx

Кризисы детской жизни

Выбор редакции

Как пользоваться массажными накидками

Как используются массажные накидки? Массажеры позволяют улучшить кровоток и вернуть организм в тонус, поэтому и пользуются огромной популярностью среди покупателей. Каждая модель обладает определенным функционалом,...

Какие бывают игрушки для улицы и прогулок?

Детские игрушки для улицы являются неотъемлемой частью детства. У ребенка обычно есть безграничная энергия и желание проводить много времени на свежем воздухе. Игры на...

Почему даже самый простой набор игрушек важен для развития ребенка?

Как всем давно известно, важной частью развития ребенка является обучение через игру. Добавление некоторых обучающих игрушек в их ящик может помочь вашим детям получить...

Как выбирать парфюмерию: рекомендации от Optparfum

Парфюмерия играет решающую роль в формировании эффектного образа, поэтому неудачно выбранный аромат может испортить все старания, связанные с подбором гардероба, прически и аксессуаров. Очень...

Поведение детей иногда нас крайне удивляет не с лучшей стороны. Причин этому может быть множество. Среди них и не по-детски серьёзные кризисы жизни. Эти непростые возрастные ступени придётся пройти каждому ребёнку и, конечно, родителям вместе с ним. Подкреплённым информацией гораздо легче предусмотреть следующую ступеньку и «правильно подать руку помощи».


Кризисные периоды детства и их особенности

Возрастные периоды ребёнка определяются чередованием стабильных и критических периодов. Для критических периодов характерно стремительное развитие с высоким темпом изменений и глобальность перемен в содержании. Особенностями кризиса будут являться неотчетливые границы, трудновоспитуемость для большинства детей и негативный характер развития. Прогресс в развитии во время кризисов как бы приостанавливается. Какими бы ни были окружающие условия, всё равно развитие малыша не сможет обойтись без этих периодов. По определению Выготского Л.С., выделяются: кризис новорожденности, кризис 1года, кризис 3лет, 13лет и 17лет. Также можно встретить и определение 7-летнего возраста как кризисного. Хотя некоторыми специалистами он считается менее острым.

Итак, остановимся на кризисах более конкретно.


Кризис новорожденности.
Смена среды, физиологические изменения являются для новорожденного большим стрессом. Дети по-разному реагируют на это. Некоторые распрямляются, превозмогая все изменения после родовой деятельности. А другие возвращаются в позу эмбриона. Специалисты утверждают, что это будет являться решающим фактором в закладывании программы реагирования на всю дальнейшую жизнь. Для тех, кто проходит это не лучшим образом, нагрузка на физиологическое и психическое состояние только увеличивается. Повышается показатель гормонов стресса, а адаптивность снижается. Конечно, рефлексы помогают в этот период адаптации. Но беспомощность ребёнка в купе с невозможностью прямого общения не совсем удобны. Для развития мозговой деятельности после рождения важными станут не только благоприятная обстановка, но и присутствие новых впечатлений для анализаторов. Позже контакт с матерью установится при возможности фокусирования на её лице. А при появлении звуков и улыбки установится «комплекс оживления», определяемый потребностью в общении. Завершение кризиса определиться возвращением изначального веса и появлением условных рефлексов на раздражители. После ребёнок переходит в стадию младенчества. Кризис новорожденности меняет жизнь малыша к самостоятельности. Успешный выход из него станет задатком для физического, умственного и эмоционального здоровья.


Помощь.
Спокойствие в дородовый период, как утверждают исследователи, может предотвратить ослабление родовой деятельности, что станет большой помощью малышу при рождении. Если в середине беременности выстраиваются уже отношения мать-ребёнок (а не мать-плод, как в начале), то это также станет большой поддержкой малышу для позитивной активности. Считается, что единственным способом помочь новорожденному пережить этот период может стать приближенное воссоздание спокойной обстановки во время родов, к которой привык малыш в утробе (без громких голосов и звонких инструментов, с приложением к маме, с последующим помещением в теплую ванную, а потом уже с обрезанием пуповины). Также положительным фактором станет возможность естественных родов и подготовленность матери к этому процессу. Важным станет и первое прикладывание к груди матери, самостоятельное кушанье (положительно лишь грудное вскармливание). Наилучшей поддержкой малышу станет максимальное терпение мамы, чувство любви, понимание, мир в душе.


Кризис 1 года.
В 1 год ребёнок переходит от возраста младенчества в период раннего детства. Активность, выражающаяся в ползанье, ходьбе, становлении речи (часто понятной только самым близким), в познавательном процессе окружающей среды часто натыкается на запрет, слишком частое слово «нельзя». Негативность эмоциональной реакции на это трудно переоценить. В малыше бурлит протест. Сталкивается воля ребёнка и воля родителей. Истерик, капризов, упрямств не миновать.

Помощь. Для смягчения и эффективности периода родителям следует очень обдуманно и аккуратно подойти к системе запретов, отказов. А подкреплять всё это стоит терпением, выдержкой, последовательностью и крайне важным позволением определенной самостоятельности для малыша. Запреты должны вноситься на постоянный период (навсегда или до определенного возраста). Для того, чтобы количество запретов не приобретало неиссякаемые объемы, можно предусмотрительно убрать с поля зрения малыша заранее запрещенные вещи и ситуации. Запрет должен действовать на любой территории, в любой ситуации и поддерживаться всеми взрослыми. Чёткость, понятность и доступное количество запретов сможет обозначить ребёнку границы дозволенности и позволит ясно увидеть свою безопасность и определенность.

Кризис 3 лет. Очень сложный кризисный этап в 3 года (у некоторых и в 2,5года) является начальным периодом формирования личности. Изменения во всех сферах характеризуются усовершенствованием психофизиологических функций и появлением сложных новообразований личности. Выделение собственного «Я» имеет определение как феномен «Я сам!». Ребёнку важна возможность имитировать поведение взрослых, а его не полная способность к этому может решаться в игре. Именно поэтому игра становится основным видом деятельности. Благодаря ей, формируется символизация, воображение, ориентация на общий смысл, на особенности человеческих отношений. Малыш начинает осмысленно ориентироваться в своих переживаниях, и появляется способность их обобщения. Ребёнок через игру учиться выстраивать свои действия в определенный порядок, выбирать собственный путь поведения. Если же этот путь, порыв самостоятельности встречает постоянные препятствия и ограничения, не имеет поощрения, то кризис может проявиться очень ярко со вспышками гнева, упрямства, с большими негативными последствиями. Ребёнок может демонстрировать деспотизм, ревность к другим детям, обесценивать свои любимые игрушки и чувства к взрослому-любимчику, проявлять упрямство и своеволие, протестовать и защищать своё «Я».


Помощь.
Родителям следует запастись терпением, гибкостью, решительностью, следить за своим поведением (ведь малыш повторяет за вами). Важно наделить ребёнка правами, обязанностями и снабдить четким распорядком. Следует при этом не утомляться настойчиво, но доброжелательно повторять правила, пока у ребёнка это не станет «собственной инициативой». Если ребёнок занимается порученным делом, постарайтесь не вмешиваться без его просьбы. В разговоре следует проявлять заинтересованность в его мнении. Если возникают острые ситуации, истерики, специалисты советуют отвлечь малыша на что-то другое или перевести в игру. В этом возрасте часты проявления негативизма при кормлении. Рекомендуется, не заставлять малыша кушать, а обыграть это при помощи любимой игрушки: накорми любимую игрушку, ложечка для неё, а ложечка для себя за компанию. Не стоит беспокоиться, если нет ярких проявлений данного кризиса у малыша, но присутствуют формирование воли и самостоятельности.

В кризисный период ребенку нужна помощь, а не наказание.
Кризис 7 лет.
Малыш проходит период социализации. Возникает концепция «Я-ученик». В ребёнке пробуждается желание быть успешным как идентификация взрослости. Ребёнок не терпит отношения к себе как к малышу. Ведущей становится учебная деятельность. В ходе неё ребёнок сравнивает себя с другими, формируются мотивы, потребности, способности к анализу, мысленному планированию и рефлексии. Познавательная деятельность, игровая деятельность составляют мир малыша. Внимание в этот период будет больше непроизвольным, с ориентацией на яркость, интерес, необычность. Важна наглядность в обучении. А произвольное внимание будет проявляться крайне неустойчивым. Развивается способность к логическому смысловому запоминанию, основным будет наглядно-образное мышление с последующим развитием образного. Важным становится закладывание нравственности, стремления к признанию, одобрению, избеганию неудач. Ради всего этого ребёнок может хитрить и лгать, прибегать к контролю над своими эмоциями, пытаться анализировать человеческие отношения, оценивать взрослых, определяя авторитеты. Ребёнок уже в какой-то степени способен понять «несовершенство» мира. В этом возрасте дети могут кривляться (учась пользоваться своими эмоциями), пререкаться, упрямиться, застывать в выполнении, делать что-то на зло. Эмоциональная неустойчивость – явный показатель данного кризиса.


Помощь
. Важно продолжать линию четкости требований и правил, много общаться и объяснять, давать территорию самостоятельности, любить и уважать ребёнка. Стоит помочь разобраться ребёнку, что авторитетом может быть не сам человек, а его реальные отдельные качества, при этом, не ломая этот «идеальный» образ от ревности (так как чаще авторитетом становятся не родители, а, например, учитель). Иначе ребёнок может потерпеть разочарование в определенном им авторитете или «на зло» бороться за него. Несовершенство мира, отсутствие чудес – в этом понимании также стоит постараться поддержать ребёнка для мягкости осознания, показать в замену его возможности делать что-то «чудесное» и улучшающее его мир. Следует обращать внимание на то, что в этом возраст дети очень внушаемы и доверчивы.

Кризис 13 лет. Это уже подростковый кризис. Дисгармония личности идёт параллельно с перестройкой физиологических и психических процессов. Протест в поведении, революция интересов, рост самостоятельности, расширение сферы интересов и отношений, половая идентификация и созревание, ситуативная тревожность – вот с чем приходится сталкиваться подростку. Но к этому прибавляется и большой «плюс» в виде повышенной интеллектуальной активности. Самосознание и самовоспитание должны стать средствами для самореализации. Ребёнка затягивает желание ощущения взрослости, независимости, ориентирование на значимых взрослых и утверждения среди своего круга общения.

Помощь. Важно уважать подростка, быть достойным его подражания, общаться с ним. Следует помочь формированию полноценной личности, с правильной позицией и взаимоотношениями в коллективе. Стоит уберечься от импульсивной критики, а чаще проявлять подбадривание и оценивать успехи. Правила соответственно возрасту могут быть откорректированы, но всё же иметь чёткие границы в меняющемся мире подростка. Кроме обязанностей, должны расшириться и права. Стоит следовать строгой системе урезания прав при невыполнении обязанностей и лучше в некоторых случаях поводить это в переговорах, при общей договоренности заранее. Важно помочь ребёнку правильно проявлять свою жизненную активность, расширить круг самостоятельности с установлением акцентов на ответственность.

Кризис 17лет. Считается кризисом ранней юности. Процесс формирования выходит на завершающую стадию. Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Этот период ещё называют кризисом самосознания. Ещё нет достаточной стабильности, присутствует некоторая неуверенность в жизненных планах. Но начинают закрепляться взрослые мотивы. Этот возраст является зависанием между подростковым осознанием и взрослой направленностью личности. Этот возраст очень восприимчив для установления ценностных ориентаций и жизненного самоопределения.

Помощь. Необходимо сделать всё возможно, чтобы избежать собственных родительских навязываний в жизненной ориентации и самоопределении ребёнка, но важно оставаться заслуженным объектом уважения и достойным носителем морали. Следует помочь раскрыться индивидуальным особенностям ребёнка, чтобы он выбрал свой путь. Нужно показать, что проблемы хоть и существуют, но практически всегда имеют решения (с присущими им последствиями). Стоит серьезно воспринимать проблемы ребёнка, не унижать его, с пониманием относится к его промахам, подбадривать и общаться с уважением.
Кризисы – нелёгкие периоды для всей семьи, но больше они значимы для самого ребёнка, для его эффективного развития. Именно в это время особо важно проявить своё адекватное и достойное родительство.

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Рецепты

Пряничный домик

Если в доме есть малыши, то, безусловно, пряничный домик станет настоящим украшением праздничного стола, и море детского восторга вам будет обеспечено. А если детка уже достаточно большая, чтобы помогать, то и сам процесс готовки доставит вам и ребенку много радости.

Торт «Ангелинка»

Предлагаем Вам рецепт простого, но очень вкусного тортика «Ангелинка», начинку к которому, так же как и украшение, легко придумать самому.

Как правильно приготовить перловку

Всем известная перловая каша, принадлежит к тому виду круп, которые любят далеко не все. Мало кто знает, что это любимая каша Петра I, а мы ее встречаем в супах среди картошки, лука и моркови.

Попит или симпл димпл: в чем разница?

Современные производители детских игрушек регулярно радуют юных исследователей интересными новинками. К таким мы можем отнести попит и симпл димпл. Они способны поднять настроение как...

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Валентина Хомайко. Три дня декрета

Пятого декабря знаменитая телеведущая Канала 1+1 Валентина Хомайко родила четвертого ребенка. Первым о появлении малыша на свет рассказал муж Валентины Андрей Онистрат в своем Instagram. А немного позже и роженица поделилась видео с малышом подписав его очень трогательными словами.

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Правдивый ролик семейного празднования Рождества с Мэттом Деймоном

Saturday Night Live шоу для которого была снята рождественская короткометражка с участием Метта Деймона и Сесили Стронг. Дует играет молодых родителей с тремя детьми, которые подбивают итог тяжёлого рождественского дня.

Фотосессия беременной Светланы Лободы

Недавно на официальной странице певицы в Инстаграм были опубликованы фото Светланы в положении, что вызвало шквал эмоций и восторгов у поклонников. Певица снялась с обнаженным животиком для популярного глянцевого журнала, чем и обратила на себя еще более пристальное внимание.

Похожие статьи