fbpx

Дети-затворники

Выбор редакции

Он неохотно идет на контакт, не отвечает на расспросы… Похоже, он прекрасно себя чувствует в одиночестве и ему никто не нужен. Внимание – родительская ошибка! Погруженный в себя ребенок как никто другой нуждается в нашем внимании и заботе

Родители новорожденного Юваля были уверены, что им достался «счастливый билет»: с первого дня малыш не доставлял никаких хлопот. Погруженный в сладкий сон или малышовые раздумья, Юваль не требовал к своей персоне почти никакого внимания. На вопросы родственников новоиспеченные родители радостно отвечали: «Тьфу-тьфу-тьфу, прямо чудо, какой легкий ребенок!» Повод для беспокойства появился спустя несколько недель, когда родители впервые попробовали поиграть и поговорить с малышом. Юваль неохотно оторвался от созерцания подвешенных над ним игрушек, чтобы взглянуть на маму, но через перу секунд вновь погрузился в раздумья… Медицинский осмотр не дал никаких результатов: ребенок абсолютно здоров, таково было заключение врачей. Утешения подруг («Скажи спасибо, что у тебя такой спокойный сын») не радовали. Юваль подрастал, и вместе с ним росло родительское беспокойство. Ребенок явно предпочитал уже знакомые предметы чему-то новому, не проявлял свойственного младенцам любопытства, не пытался дотянуться до новой игрушки, изучить ее, попробовать на зуб… Чем дальше, тем очевиднее становилась разница между Ювалем и его сверстниками. Его как будто вовсе не интересовал окружающий мир и с каждым днем малыш все больше «уходил в себя».

«Дети-затворники» – так называет американский психиатр Стенли Гриншпан малышей, похожих на Юваля. Впрочем, не стоит впадать в панику: «дети-затворники» – не диагноз наподобие аутизма. Это всего лишь еще один тип детского темперамента. Каждый ребенок появляется на свет со своим собственным темпераментом, характером, моделями проявления эмоций и поведения. Замкнутый, необщительный и «погруженный в себя» ребенок –несомненный вызов нашим родительским способностям. Можно успокоить чрезмерно возбудимого малыша, расшевелить маленького сангвиника, но как быть с ребенком, который не желает идти на контакт и явно тяготится нашим обществом? Стенли Гришпан утверждает, что даже самые, казалось бы, биологически неизменимые свойства детской психики поддаются родительской любви и долготерпению: «При правильном подходе можно повлиять даже на функции нервной системы ребенка, особенно на первых годах жизни». Значит, ребенок — затворник, ребенок-загадка может стать общительным и доброжелательным малышом, поверив в тепло окружающего мира.

Как распознать маленького затворника?

В младенческом возрасте это непросто. Первые недели жизни большинство младенцев проводят между сном и едой. Примерно к месяцу появляются первые намеки на интерес к происходящей вокруг жизни, хотя еще рано говорить о характере малыша, ведь темпы развития каждого ребенка индивидуальны. Но уже в возрасте нескольких месяцев можно распознать зачатки темперамента маленького человека. На этом этапе становится заметным отсутствие особого любопытства к окружающим людям и предметам. Подросший ребенок не наблюдает за поведением родителей, сдержанно реагирует на внешние раздражители, не инициирует контакт («Мама, смотри что я нашел!»). Поведение замкнутых детей в большинстве случаев остается ровным, внешне спокойным, без резких перепадов от страха и слез к веселью и баловству.

В детсадовском возрасте «непохожесть» ребенка-затворника особенно очевидна. Сюжеты его игр не отличаются изобретательностью, диалоги сдержанны и предельно вежливы, часто повторяются похожие сценарии игр. Можно отметить низкую эмоциональность игровых сюжетов – например, вместо сражающихся героев появляется персонаж, который обедает, смотрит телевизор, идет спать и т.д. Замкнутые дети часто оказываются интеллектуально развитыми, легко и быстро начинают говорить, но явно предпочитают свой внутренний мир реальности.

В школе ребенок-затворник обычно остается в одиночестве, или довольствуется компанией одного-двух друзей. Обычно это компьютерный гений или «спец» в какой-то другой области, но почти всегда среди одноклассников он остается белой вороной, аутсайдером, не вливается в коллектив.

Что происходит «внутри ракушки»?

Дети воспринимают мир гораздо острее, чем взрослые. Сенсорные способности малышей более развиты, органы чувств предельно точны и тонки. Звуки, запахи, настроение, прикосновения – все это оставляет глубокий след где-то в глубинах детского сознания и часто всплывает на поверхность спустя многие годы.

В отличие от сверхвозбудимого ребенка, для которого «уход в себя» был бы благом, успокоением, ребенку затворнику нужны очень сильные внешние раздражители, чтобы вывести его из равновесия. Уже в раннем детстве можно заметить, что только необыкновенный по силе или оттенку звук способен привлечь его внимание, не каждое прикосновение затронет его, и даже реакция на визуальные раздражители часто оказывается замедленной. Кроме того, замкнутые дети часто оказываются гипотониками, что еще более затрудняет их путь к «нормальному», бурлящему и активному детскому миру вокруг. Иногда родители замечают, что ребенок как будто не понимает сказанного, не реагирует на прямое обращение. Чтобы понять, откуда берется такая реакция, представим себе жаркий летний полдень, сытую усталость, когда не то что пошевелиться, глаза открыть невозможно. Вы испытываете глубокую апатию ко всему происходящему вокруг. Так или примерно так воспринимают мир дети-затворники. Неопытному наблюдателю может показаться, что внутренний мир такого ребенка настолько богат и красочен, что у малыша просто не возникает потребности во внешних раздражителях. На самом деле его мир довольно ограничен, и потому замкнутые дети часто находят отдушину в какой-нибудь одной области, где становятся полновластными хозяевами, «спецами», оставаясь по-прежнему равнодушными к остальному миру. Интересно отметить, что чем больше усилий прикладывают родители и педагоги к тому, чтобы вернуть затворника в реальный мир, вытащить его из ракушки и заинтересовать, тем охотнее он идет на контакт и со временем учится наслаждаться и радоваться окружающим чудесам.

Что же делать?

Задача родителей – стать своеобразным мостиком между ребенком и окружающим миром, поделиться своей любознательностью, весельем, а главное – терпением. Не отчаивайтесь, если строя смешные рожицы полугодовалому малышу, придется долго ждать смеха в ответ — в конце концов ваши усилия будут вознаграждены. Стоит запастись терпением и любовью, чтобы «разбудить» такого малыша и помочь ему познакомиться с интереснейшим миром вокруг. Психологи рекомендуют превратить каждую совместную игру с ребенком в необыкновенное приключение, веселое и познавательное.

Обстановка в комнате или на площадке должна быть интересной и разнообразной, но не чрезмерно утомительной. Важно терпеливо продолжать игровой познавательный процесс, чтобы не позволить малышу снова «убежать в себя».

Чтобы «разбудить» маленького соню и вдохновить его на подвиги, не бойтесь громко кричать, много смеяться, быстро бегать и размахивать руками. Поощряйте каждое проявления веселья, любое баловство, сами принимайте участие во всех шалостях.

Важно тонко чувствовать настроение ребенка и не пытаться покорить вершину с наскока. К каждому достижению продвигаемся постепенно, маленькими шажками… Представьте, что вы нежно и терпеливо будите ребенка, который хочет спать – вначале он хнычет и сопротивляется, потом постепенно открывает глаза и вот он уже готов к новым подвигам, весел и полон сил!

Стоит обратить внимание на особенности характера и пристрастия вашего ребенка. Если малыш склонен к рисованию или лепке, вряд ли удастся воодушевить его игрой в футбол или легкой атлетикой. Если ваш ребенок часами смотрит телевизор, можно присоединиться к нему, расспросить о героях и сюжете, постепенно завязать разговор.

Замкнутым детям нелегко дается игровой контакт даже с родителями, у них отсутствуют элементарные навыки сотрудничества или соперничества, умение проигрывать и побеждать. Поэтому привыкание к совместной игре должно достигаться постепенно. Возможно, вначале родителям стоит просто понаблюдать за ребенком со стороны, изучить его язык жестов, его привычки и любимые игры. Если вначале малыш отказывается от взрослого вмешательства – не отчаивайтесь, будьте рядом, пока он не примет вас в игру. Чтобы дать ребенку почувствовать вкус соперничества, позвольте ему выигрывать, придумайте облегчающие правила для игр, помогите ему поверить в собственные силы.

Не старайтесь сделать все вместо ребенка, поощряйте любое проявление инициативы, не забывая при этом, что ваш малыш изначально настроен на пассивное участие в событиях. Придите к компромиссу: например, малыш пригласит друга, а мама устроит им увлекательный праздник, или малыш наберет телефонный номер, а мама сама пригласит друга в гости. Можно также использовать любимые занятия в качестве поощрительного приза – например, час компьютерной игры после занятия спортом и т.д.

Не пугайтесь, если ваш малыш иногда встречает попытки к сближению с раздражением и даже злостью. Напротив, похвалите себя, ведь проявление бурных эмоций для замкнутого ребенка – явное достижение. Злость и агрессия помогают ребенку установить четкие границы между самим собой и внешним миром, помогают ему выразить свои чувства. Реагировать на такие вспышки нужно терпеливо, с любовью и лаской.

Ребенок-затворник стремится всеми силами сохранить покой своего внутреннего мира, обойтись без бурь. Поэтому он скорее всего не заметит обидчика, проигнорирует насмешки или даже прямые выпады со стороны сверстников. Именно поэтому очень важно говорить с ребенком о том, что он чувствует, провоцировать его на откровение и поощрять любое проявление чувств. Важно, чтобы ребенок понял, что с родителями можно обсуждать многое, что его страх, зависть или даже ненависть легитимны и поняты.
Низкий мышечный тонус замкнутых детей требует к себе особого внимания. Важно поддерживать любое проявление физической активности малыша – будь то занятия в спорткружке или просто игра на площадке, детские горки, качели, мяч и т.д.

Чего делать не нужно

Не оставляйте его в покое. Легко поверить в то, что ребенок абсолютно самодостаточен и счастлив в своем маленьком мире. Он не мешает родителям, братьям и друзьям, и потому не представляет собой проблемы. Не поддавайтесь соблазну оставить все как есть. Если позволить малышу погружаться в себя, без внимания и поддержки – он утонет.
Будьте последовательны – не бросайтесь из крайности в крайность. Многие родители подолгу забывают о существовании ребенка, а потом стараются наверстать упущенное чрезмерно активными играми, слишком сильными звуками и искусственным весельем. Такие резкие перепады настроения губительны для любого ребенка, тем более для апатичного «затворника».

Не сдавайтесь. Когда нас не принимают, мы отдаляемся. Эта естественная реакция абсолютно неприемлема при общении с замкнутым ребенком. В отчаянии родители могут переключиться на другие занятия, оставив маленького упрямца наедине с собой. Важно помнить, что ребенку трудно преодолеть когнитивный порог, трудно открыться и познакомиться с миром. Но несмотря на внешнее неприятие, мы нужны ему на этом пути.

Источник: Журнал МАМАинфо

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Он неохотно идет на контакт, не отвечает на расспросы… Похоже, он прекрасно себя чувствует в одиночестве и ему никто не нужен. Внимание – родительская ошибка! Погруженный в себя ребенок как никто другой нуждается в нашем внимании и заботе

Родители новорожденного Юваля были уверены, что им достался "счастливый билет": с первого дня малыш не доставлял никаких хлопот. Погруженный в сладкий сон или малышовые раздумья, Юваль не требовал к своей персоне почти никакого внимания. На вопросы родственников новоиспеченные родители радостно отвечали: "Тьфу-тьфу-тьфу, прямо чудо, какой легкий ребенок!" Повод для беспокойства появился спустя несколько недель, когда родители впервые попробовали поиграть и поговорить с малышом. Юваль неохотно оторвался от созерцания подвешенных над ним игрушек, чтобы взглянуть на маму, но через перу секунд вновь погрузился в раздумья... Медицинский осмотр не дал никаких результатов: ребенок абсолютно здоров, таково было заключение врачей. Утешения подруг ("Скажи спасибо, что у тебя такой спокойный сын") не радовали. Юваль подрастал, и вместе с ним росло родительское беспокойство. Ребенок явно предпочитал уже знакомые предметы чему-то новому, не проявлял свойственного младенцам любопытства, не пытался дотянуться до новой игрушки, изучить ее, попробовать на зуб... Чем дальше, тем очевиднее становилась разница между Ювалем и его сверстниками. Его как будто вовсе не интересовал окружающий мир и с каждым днем малыш все больше "уходил в себя".

"Дети-затворники" – так называет американский психиатр Стенли Гриншпан малышей, похожих на Юваля. Впрочем, не стоит впадать в панику: "дети-затворники" – не диагноз наподобие аутизма. Это всего лишь еще один тип детского темперамента. Каждый ребенок появляется на свет со своим собственным темпераментом, характером, моделями проявления эмоций и поведения. Замкнутый, необщительный и "погруженный в себя" ребенок –несомненный вызов нашим родительским способностям. Можно успокоить чрезмерно возбудимого малыша, расшевелить маленького сангвиника, но как быть с ребенком, который не желает идти на контакт и явно тяготится нашим обществом? Стенли Гришпан утверждает, что даже самые, казалось бы, биологически неизменимые свойства детской психики поддаются родительской любви и долготерпению: "При правильном подходе можно повлиять даже на функции нервной системы ребенка, особенно на первых годах жизни". Значит, ребенок - затворник, ребенок-загадка может стать общительным и доброжелательным малышом, поверив в тепло окружающего мира.

Как распознать маленького затворника?

В младенческом возрасте это непросто. Первые недели жизни большинство младенцев проводят между сном и едой. Примерно к месяцу появляются первые намеки на интерес к происходящей вокруг жизни, хотя еще рано говорить о характере малыша, ведь темпы развития каждого ребенка индивидуальны. Но уже в возрасте нескольких месяцев можно распознать зачатки темперамента маленького человека. На этом этапе становится заметным отсутствие особого любопытства к окружающим людям и предметам. Подросший ребенок не наблюдает за поведением родителей, сдержанно реагирует на внешние раздражители, не инициирует контакт ("Мама, смотри что я нашел!"). Поведение замкнутых детей в большинстве случаев остается ровным, внешне спокойным, без резких перепадов от страха и слез к веселью и баловству.

В детсадовском возрасте "непохожесть" ребенка-затворника особенно очевидна. Сюжеты его игр не отличаются изобретательностью, диалоги сдержанны и предельно вежливы, часто повторяются похожие сценарии игр. Можно отметить низкую эмоциональность игровых сюжетов – например, вместо сражающихся героев появляется персонаж, который обедает, смотрит телевизор, идет спать и т.д. Замкнутые дети часто оказываются интеллектуально развитыми, легко и быстро начинают говорить, но явно предпочитают свой внутренний мир реальности.

В школе ребенок-затворник обычно остается в одиночестве, или довольствуется компанией одного-двух друзей. Обычно это компьютерный гений или "спец" в какой-то другой области, но почти всегда среди одноклассников он остается белой вороной, аутсайдером, не вливается в коллектив.

Что происходит "внутри ракушки"?

Дети воспринимают мир гораздо острее, чем взрослые. Сенсорные способности малышей более развиты, органы чувств предельно точны и тонки. Звуки, запахи, настроение, прикосновения – все это оставляет глубокий след где-то в глубинах детского сознания и часто всплывает на поверхность спустя многие годы.

В отличие от сверхвозбудимого ребенка, для которого "уход в себя" был бы благом, успокоением, ребенку затворнику нужны очень сильные внешние раздражители, чтобы вывести его из равновесия. Уже в раннем детстве можно заметить, что только необыкновенный по силе или оттенку звук способен привлечь его внимание, не каждое прикосновение затронет его, и даже реакция на визуальные раздражители часто оказывается замедленной. Кроме того, замкнутые дети часто оказываются гипотониками, что еще более затрудняет их путь к "нормальному", бурлящему и активному детскому миру вокруг. Иногда родители замечают, что ребенок как будто не понимает сказанного, не реагирует на прямое обращение. Чтобы понять, откуда берется такая реакция, представим себе жаркий летний полдень, сытую усталость, когда не то что пошевелиться, глаза открыть невозможно. Вы испытываете глубокую апатию ко всему происходящему вокруг. Так или примерно так воспринимают мир дети-затворники. Неопытному наблюдателю может показаться, что внутренний мир такого ребенка настолько богат и красочен, что у малыша просто не возникает потребности во внешних раздражителях. На самом деле его мир довольно ограничен, и потому замкнутые дети часто находят отдушину в какой-нибудь одной области, где становятся полновластными хозяевами, "спецами", оставаясь по-прежнему равнодушными к остальному миру. Интересно отметить, что чем больше усилий прикладывают родители и педагоги к тому, чтобы вернуть затворника в реальный мир, вытащить его из ракушки и заинтересовать, тем охотнее он идет на контакт и со временем учится наслаждаться и радоваться окружающим чудесам.

Что же делать?

Задача родителей – стать своеобразным мостиком между ребенком и окружающим миром, поделиться своей любознательностью, весельем, а главное – терпением. Не отчаивайтесь, если строя смешные рожицы полугодовалому малышу, придется долго ждать смеха в ответ - в конце концов ваши усилия будут вознаграждены. Стоит запастись терпением и любовью, чтобы "разбудить" такого малыша и помочь ему познакомиться с интереснейшим миром вокруг. Психологи рекомендуют превратить каждую совместную игру с ребенком в необыкновенное приключение, веселое и познавательное.

Обстановка в комнате или на площадке должна быть интересной и разнообразной, но не чрезмерно утомительной. Важно терпеливо продолжать игровой познавательный процесс, чтобы не позволить малышу снова "убежать в себя".

Чтобы "разбудить" маленького соню и вдохновить его на подвиги, не бойтесь громко кричать, много смеяться, быстро бегать и размахивать руками. Поощряйте каждое проявления веселья, любое баловство, сами принимайте участие во всех шалостях.

Важно тонко чувствовать настроение ребенка и не пытаться покорить вершину с наскока. К каждому достижению продвигаемся постепенно, маленькими шажками... Представьте, что вы нежно и терпеливо будите ребенка, который хочет спать – вначале он хнычет и сопротивляется, потом постепенно открывает глаза и вот он уже готов к новым подвигам, весел и полон сил!

Стоит обратить внимание на особенности характера и пристрастия вашего ребенка. Если малыш склонен к рисованию или лепке, вряд ли удастся воодушевить его игрой в футбол или легкой атлетикой. Если ваш ребенок часами смотрит телевизор, можно присоединиться к нему, расспросить о героях и сюжете, постепенно завязать разговор.

Замкнутым детям нелегко дается игровой контакт даже с родителями, у них отсутствуют элементарные навыки сотрудничества или соперничества, умение проигрывать и побеждать. Поэтому привыкание к совместной игре должно достигаться постепенно. Возможно, вначале родителям стоит просто понаблюдать за ребенком со стороны, изучить его язык жестов, его привычки и любимые игры. Если вначале малыш отказывается от взрослого вмешательства – не отчаивайтесь, будьте рядом, пока он не примет вас в игру. Чтобы дать ребенку почувствовать вкус соперничества, позвольте ему выигрывать, придумайте облегчающие правила для игр, помогите ему поверить в собственные силы.

Не старайтесь сделать все вместо ребенка, поощряйте любое проявление инициативы, не забывая при этом, что ваш малыш изначально настроен на пассивное участие в событиях. Придите к компромиссу: например, малыш пригласит друга, а мама устроит им увлекательный праздник, или малыш наберет телефонный номер, а мама сама пригласит друга в гости. Можно также использовать любимые занятия в качестве поощрительного приза – например, час компьютерной игры после занятия спортом и т.д.

Не пугайтесь, если ваш малыш иногда встречает попытки к сближению с раздражением и даже злостью. Напротив, похвалите себя, ведь проявление бурных эмоций для замкнутого ребенка – явное достижение. Злость и агрессия помогают ребенку установить четкие границы между самим собой и внешним миром, помогают ему выразить свои чувства. Реагировать на такие вспышки нужно терпеливо, с любовью и лаской.

Ребенок-затворник стремится всеми силами сохранить покой своего внутреннего мира, обойтись без бурь. Поэтому он скорее всего не заметит обидчика, проигнорирует насмешки или даже прямые выпады со стороны сверстников. Именно поэтому очень важно говорить с ребенком о том, что он чувствует, провоцировать его на откровение и поощрять любое проявление чувств. Важно, чтобы ребенок понял, что с родителями можно обсуждать многое, что его страх, зависть или даже ненависть легитимны и поняты. Низкий мышечный тонус замкнутых детей требует к себе особого внимания. Важно поддерживать любое проявление физической активности малыша – будь то занятия в спорткружке или просто игра на площадке, детские горки, качели, мяч и т.д.

Чего делать не нужно

Не оставляйте его в покое. Легко поверить в то, что ребенок абсолютно самодостаточен и счастлив в своем маленьком мире. Он не мешает родителям, братьям и друзьям, и потому не представляет собой проблемы. Не поддавайтесь соблазну оставить все как есть. Если позволить малышу погружаться в себя, без внимания и поддержки – он утонет. Будьте последовательны – не бросайтесь из крайности в крайность. Многие родители подолгу забывают о существовании ребенка, а потом стараются наверстать упущенное чрезмерно активными играми, слишком сильными звуками и искусственным весельем. Такие резкие перепады настроения губительны для любого ребенка, тем более для апатичного "затворника".

Не сдавайтесь. Когда нас не принимают, мы отдаляемся. Эта естественная реакция абсолютно неприемлема при общении с замкнутым ребенком. В отчаянии родители могут переключиться на другие занятия, оставив маленького упрямца наедине с собой. Важно помнить, что ребенку трудно преодолеть когнитивный порог, трудно открыться и познакомиться с миром. Но несмотря на внешнее неприятие, мы нужны ему на этом пути.

Источник: Журнал МАМАинфо