Будущие компетенции – готовим ребенка к современному миру





-
Будущие компетенции – готовим ребенка к современному миру

Сегодняшний мир движется на огромных скоростях. Развиваются науки, технологии, ускоряется темп жизни, меняются способы взаимодействия и механизмы реализации задуманного. Для того чтобы успевать и «быть на волне» человеку необходимо точно так же постоянно развиваться и совершенствоваться.

 

Нам сложно предугадать, каким мир будет через  пять,  десять или пятнадцать лет. Учёные и аналитики делают прогнозы, выдвигают гипотезы и строят догадки.  Современным родителям  также сложно представить в каком мире будут жить их дети, когда повзрослеют. Ведь даже на своём собственном примере они замечают, что их собственное детство «без гаджетов» очень отличается от цифрового «digital»  мира их сыновей и дочерей.

 

Мы не можем подготовить их к тому, чего не знаем сами. Но можем научить тому, что будет актуально и восстребовано.

 

Давно ведутся разговоры на тему, что будет необходимо человеку будущего. Какими знаниями, умениями и навыками ему необходимо  будет обладать, чтобы качественно реализовывать и воплощать свои идеи и мечты? Чему ему нужно учиться сегодня, чтобы через несколько лет это всё так же было актуально и доступно к использованию?

 

Одна из идей, которая попробовала ответить на этот вопрос, объединила в себе несколько компетенций. По мнению исследователей именно их наличие будет помогать людям для продвижения в личных, социальных и профессиональных сферах развития.

 

Эту группу качеств, умений и навыков можно озаглавить как «4С»:

  • Communication (коммуникация)
  • Collaboration (коллаборация или сотрудничество/взаимодействие)
  • Creativity (креативность)
  • Critical thinking (критическое мышление)

 

Каждая из перечисленных характеристик достаточно объёмная. Каждый вкладывает в эти понятия своё видение. Но это то, чему уже сегодня можно учить детей, чтобы они были подготовлены для будущего.

 

Коммуникация. Умение человека общаться: умение доносить информацию и  свои мысли/ идеи до слушателя, умение аргументировать свои высказывания, вести диалог, участвовать в переговорах, решать конфликтные ситуации, умение отстаивать и защищать свою точку зрения. А также умение слушать и слышать оппонента, быть тактичным, вежливым и просто итересным собеседником.

 

Как и с помощью чего можно развивать? Банально просто. С ребёнком необходимо общаться и побуждать его к тому же. Не заменять реальное общение гаджетами и не сводить его к формальному: «Что ел?» и «Как дела?». А расспрашивать, ставить вопросы, читать книги, выслушивать его мысли и идеи. Учить самостоятельно задавать вопросы, подталкивать к рассуждениям и к рассказыванию.

 

Вот несколько игр, которые поспособствуют развитию этого навыка:

  1. «Угадай что это?». Сначала взрослый загадывает предмет, который, например, находится в комнате. Потом описывает его, а ребёнок долже по характеристикам угадать, какой именно это предмет. Потом можно поминняться ролями. Усложнённый вариант: ведущий может не описывать предмет, а только отвечать на вопросы, которые задаёт собеседник. Это задание более сложное, но постепенно оно будет учить ребёнка сопоставлять главное и второстепенное ы виделять существенные признаки.
  2. «Чем похожи и чем отличаются?» Чтобы научить аргументировать  и доказывать свои мысли можно предложить ребёнку поразмышлять. Чем похожи кошка и собака? А чем они отличаются? А суп и компот? А птица и самолёт?

 

Коллаборация/сотрудничество/взаимодействие. Умение человека работать в команде на общий результат. С одной стороны – умение подчинить свои личные желания и амбиции коллективной цели, а с другой – привнеся своё личное видение, свой опыт и знания – помочь коллективной работе по поиску решения вопроса. Быть толерантным, терпимым, уметь чувствовать другого человека. Сюда можно отнести и развитие эмоционального интеллекта, который помогает лучше понимать себя и других людей, а также мотивы поведения, чувства  и связанные с этим переживания.

 

Как и с помощью чего можно развивать? Любая совместная деятельность, где важно участие каждого члена коллектива. Школьній концерт или утренник,  домашняя уборка, совместное приготовление пищи, командная/настольная игра и т.п.

 

  1. Создание совместного коллажа или общего рисунка.
  2. «Строим башню». Каждый игрок получает несколько кубиков или деталей для постройки сооружения. Поочерёдно ставя по одной детали вся команда строит одну общую башню/замок/дом. Чем выше и прочнее она получится – тем слаженее и продуктивнее работали участники.

 

Креативность. Умение посмотреть на обычные процессы с нестандартной стороны. Возможность генерировать новые идеи, представления и выходить за рамки обычного. Умение создавать или трансформировать продукты, услуги, технологии, направления развития. Умение предлагать необычные решения и не бояться показаться при этом странным или непонятым.

 

Как и с помощью чего можно развивать? Наблюдать за окружающим миром, подмечать тонкости и необычности. Придумывать на что похожи облака, откуда прилетела эта птичка, почему небо синее и т.п. А ещё заниматься творчеством и созданием чего-либо нового: рисование, лепка, вырезание, постройки из конструктора, песка, коробок,...

 

  1. «Что было бы, если...?» И тут фантазия безгранична: если все взрослые улетят на другую планету, если у меня будет волшебная палочка, если мы сможем читать мысли друг друга.
  2. «Для чего этот предмет?» загадывая обычный предмет постараться найти как можно больше ему всевозможных применений, пусть даже и фантастических.Например, ручкой можно писать, копать, подкалывать волосы, использовать как указку, как копьъ и т.д.

Критическое мышление. Умение оценивать ситуацию с точки зрения здравого смысла. Умение отсеивать и отфильтровывать заведомо ложную информацию. Умение анализировать и отслеживать данные, которые хотят привести человека к неверным выводам или рассуждениям (к тем, которые кому-то выгодны). Умение сопоставлять, сравнивать, размышлять,  делать выводы исходя из прошлого опыта. При необходимости перерабатывать огромные объёмы информации – умение выделять приоритетное и второстепенное.

 

Как и с помощью чего можно развивать? Обращать внимание ребёнка на различные факты, сопоставлять ложь и правдивость, поддавать сомнению информацию и искать доказательства.

  1. «Где ошибся художник?» На картинках искать несоответствия или отличия.
  2. «Бывает ли такое?» Задавать вопросы, которые заставят ребёнка задуматься. Может ли идти снег летом? Могут ли птицы плавать? Может ли быть дедушка младше внука?

Конечно, список данных компетенций не исчерпывающий. Но если уделять внимание развитию хотя бы этих, помимо стандартного обучения, умения и навыки ребёнка однозначно обогатятся.

Комментарии

Еще нет комментариев.

Добавить комментарий

 
Имя:
 
E-mail:
 
Защитный код:
 

Всего символов: 4000.











интернет магазин игрушек

Новости портала

20.04.2019

The Velvet Sun запрошують на концерт

The Velvet Sun запрошують на концерт разом з поетом Павлом Коробчуком 25 квітня в Жовтневому палаці виконають спільну музично-літературну програму. подробнее 19.04.2019

Під Києвом 20-21 квітня змагатимуться кінні каскадери

Під Києвом 20-21 квітня змагатимуться кінні каскадери 20 і 21 квітня «Парк Київська Русь» запрошує на фестиваль кінно-трюкового мистецтва «Кентаври». подробнее
Погода