В раннее развитие ребенка обязательно должна быть включена математика. Изучая первые математические понятия, ребенку легче продвигаться от простого к сложному. И это не единственное правило постижения математики в раннем возрасте.
- Начальными математическими заданиями могут быть знакомство ребенка со свойствами предметов (размерами, формами, цветами), навыки их классификации, сравнения, счета (мало, много предметов), пространственные отношения (вправо, влево и т.д.).
- Формы предметов легко изучать, находя их на ощупь рукой в мешочке. Геометрические фигуры могут обрести эмоции (треугольник с улыбкой – веселый треугольник), и тогда запомнить их проще. Из геометрических фигур (карточек, кубиков) можно что-то складывать (домик, машинку и т.п.). Можно повесить над кроватью ребенка разные контрастные геометрические фигурки.
- Размер стоит вводить на одинаковых по цвету и форме предметах. Можно играть в семью квадратиков (большой квадрат – папа, поменьше – мама и т.п.). Можно вводить понятие размера с помощью больших и маленьких коробок. Объясните, что для маленького предмета подойдет маленькая коробочка, для большого – большая. Ребенку стоит показать, что размеры предмета изменчивы. Например, можно долить воды, досыпать муку и т.п. Но, переместив что-то в иное место, на размер мы не повлияем.
- Сравнение начинается с объяснения понятий «одинаковые»/ «разные». Потом предметы сравниваются по форме, цвету и размеру. Размер определяется как больше/ меньше – выставляйте фигурки по размеру. Следует понять, что ребенку будет удаваться сравнивать что-то одинаковое (объем воды в одинаковых емкостях). Сравнить больше/ меньше воды в разных по форме емкостях он не сможет правильно.
- Классифицировать предметы можно по форме, цвету, а потом и по размеру.
- Пространственные отношения (числовая последовательность) могут подаваться через значения «справа/слева и т.д.», «впереди/за/после и т.п.». Используйте эти понятия часто в бытовой жизни. Сначала ребенок усвоит это на предметах (на игрушках, например). Он не сможет сразу называть вам последовательность одного числа за другим (например, какое число после 6).
- Счет мы начинаем учить с ребенком с понятий «много/ мало». Элементарно, можно поискать в окружающем пространстве, чего много и чего мало. Потом можно обратить внимание ребенка, что есть число «два»: два глазика, два ушка и т.п. Затем можно сравнивать разные предметы по количеству: один носик, но два ушка. Вводите числа постепенно, акцентируя внимание на том, что одно больше предыдущего. Нужно не зубрить счет, а осознавать его как обозначение количества предметов. Играйте с ребенком в домино с точечками, сравнивая их количество. Считайте всё, что есть вокруг. Ищите одинаковое число предметов. Вводите понятие нуля шутливыми вопросами: «Сколько жирафов у тебя в кармане?».
- Приучайте ребенка решать задачи через игру. Положите 3 шарика перед ребенком, потом спрячьте их в мешочек. Достаньте один и спросите, сколько еще осталось там. Акцентируйте внимание ребенка, как это мы узнали: 3-1=2.
- В 1,5-3 года допустимо вводить логико-причинные связи, используя конструкции «поэтому», «потому что». В 4 года ребенок научится предсказывать результат действия.
- Для изучения математики в раннем возрасте используйте проверенные методики обучения. Например, методика Глена Домана может применяться с первых месяцев крохи. Показывайте карточки с красными кружочками, называйте их количество. Ребенок визуально заметит разницу. Понятие формы и размера можно вводить с помощью методики Монтессори (рамок и вкладышей). Ранняя математика, логика (начальные понятия) могут изучаться и при поддержке методики Сесиль Лупан.
- Следует смириться, что цифры ребенку до 4-х лет будут даваться с трудом. Для восприятия символов, знаков необходимо абстрактное мышление. Оно у ребенка до 4-х развито слабо.
Математика – очень увлекательный и полезный предмет. Привить интерес к ней – это главная задача, которую стоит выполнить родителям, и тогда математика в школе не вызовет проблем у ребенка. Занимательных вам уроков с крохой!