fbpx

Эйдетика. Мир другими глазами

Выбор редакции

Эйдетика – одно из уникальных направлений учения в психологии, которое направлено на изучение эйдетизма. Эйдетизм представляет собой специфический вид памяти, основанный на зрительных образах, впечатлениях. Он расширяет возможности взрослых людей, а в большей степени, детей. Так что есть повод узнать об этом подробнее.


Раскрываем суть эйдетики, эйдетизма

Словом «eidos» в древнегреческом языке обозначали внешний вид, картину, образ, идею. Эйдетизм – феноменологическая форма памяти, которая позволяет удержать в памяти и воспроизвести ранее воспринятые зрительные объекты (встречается и воспроизведение звуков) в сверхточности, в объёме. Содержательная детальность воспроизведения, наглядность, эмоционально-чувственная насыщенность воспроизводимого образа практически не уступает воспринимаемому образу. Образ эйдетический является субъективным, ярким, визуальным. Человек, обладающий эйдетизмом (фотографической памятью), способен представлять отсутствующий объект, как будто воспринимая его без его присутствия, словно видя его с закрытыми глазами, или смотря на какую-то поверхность, подходящий фон для изображения.

Начало этому открытию положил Урбанчич, в начале XX века, лишь описав существование этих наглядных субъективных образов. Но самые значительные разработки были сделаны в школе Э.Йенша (Марбург). Именно эта школа дала начала развитию эйдетики.

Итак, эйдетизм даёт возможность воспользоваться физиологической основой эйдетических образов, а именно остаточным возбуждением анализаторов. Некоторые ученые говорят о латентной форме эйдетизма у всех, другие же считают это способностью избранных, исключением. Школа Йенша утверждает, что все люди в детском возрасте проходят особую, необходимую фазу памяти – эйдетизм. И данные исследований говорят о высоких процентах обладания эйдетизмом среди деток разных возрастов. Встречаются даже редкие примеры этой способности у страдающих аутизмом. Многие из тех, кто обладает высоким уровнем памяти, могут вызывать эйдетические образы.

Но вот «яркость», выраженность данного явления у всех на разном уровне. Степень эйдетизма ставят в зависимость от специфики внутренней секреции. А она зависима от индивидуальности, конституции, расы, возраста и даже от географических условий. Спорадическую (рассеянную) форму эйдетизма нести в себе могут многие. Это способность описания некоторого числа образов-воспоминаний в очень близких к действительности деталях. Но в данном случае такие эйдетические образы часто не срабатывают сознательно.

Эйдетизм даёт возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы.

Польза эйдетизма для человека заключается не только в лёгкости запоминания объектов, текстов, дат, номеров, цифр, иностранных слов, лиц, формул, плана дня и т.д. Но в целом он облегчает любое усвоение материала, что особо важно в процессах обучения и работы, сокращает время выполнения заданий, повышает эффективность и успеваемость.

Тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания. Принципы эйдетизма можно обнаружить и в методиках экстрасенсорных восприятий, в практиках ушу, цигун. Медитация и йога также имеют среди своих принципов эйдетические основы.


Развитие эйдетизма

Как уже было сказано выше, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Следовательно, развитие эйдетизма будет иметь наивысшие результаты, если начать заниматься эйдетикой в детстве.

Физиологической причиной этому является специфика восприятия информации детьми, по большей части, образами. Она основана на развитии правового полушария в течение первых лет (примерно, 5-7) в большей степени, нежели левого. А ведь именно правое полушарие «работает» над воображением, пространственной ориентацией. Упор же в традиционном развитии ребёнка в обучении делается больше на логическое мышление, за которое уже ответственно полушарие левое, которое формируется годам к 13. Развитие эйдетических способностей позволяет использовать больше возможностей нашего мозга в равной степени, поддерживает природные склонности.

Для развития эйдетизма в наше время уже существуют различные тренинги, курсы. На таких занятиях обучают запоминанию информацию с помощью эйдетических образов. Методика использования воображения подкрепляется положительными эмоциями, что непременно приводит к успешному усвоению информации. Именно такая память даёт в последующем возможность воспроизводить огромное количество информации, разной сложности и насыщенности содержания. И если это занятия с детьми, то, взрослея, они не утрачивают эти способности.

Для увлекательного и эффективного обучения используются игры, сотрудничество, соревнования, открытые обсуждения и др.

На подобных занятиях детей стимулируют красочно описывать объекты, давать весёлые определения, придумывать «портрет», «биографию», например, буквам, «оживлять» цифры. Используется и техника рисования. Для развития ассоциаций ребёнку может предлагаться объект, который есть возможность воспринимать по-разному. Здесь не будет верного ответа, и это позволит увидеть, определить для себя несколько предметов в нём, расширить своё воображение, развить гибкость мышления.

Ребёнку могут быть предложены и неоднозначные фрагменты объектов, которые необходимо дорисовать до понятного изображения.

Используются и особый подход для улучшения адаптации, переключения внимания с одной области знания на другую. Для этого ребёнку задают серию вопросов, которые относятся к разным сферам знаний. Ребёнок должен давать полные ответы вслух. Со временем темп должен наращиваться. Если «играть» в это регулярно, то данный механизм будет увеличивать количество связей между клетками головного мозга. В последующем скорость реакции на изменение обстоятельств будет только повышаться.

Деткам также может быть предложено придумать различные способы использования того или иного предмета, или представить изменение чего-то привычного для них в цвете или в форме.

Среди заданий по цифрам, ребёнка могут попросить представить и описать, на что эта цифра похожа, какого она цвета, как она пахнет, какой звук имеет и т.д. Могут предложить «дорисовать» её до любого изображения.

Всё это и многие другие задания приведут ребёнка к возможности использования эйдетических образов. Удивительно, когда ребёнку в течение девяти секунд показывают неизвестную картинку, а когда её уберут, на гладком сером экранчике ребёнок продолжает её всё так же чётко «видеть»! Он способен описать её в деталях, прочесть текст, озвучить цифры. И даже через полчаса он сможет сделать то же самое. Абсолютная ясность образов в более длительное время будет зависеть от уровня развития эйдетических способностей. Они же приведут к ясности покорения знаний многих сфер жизни.

Эйдетика позволяет расширить не только грани нашей памяти, но и наши возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты.

 

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Эйдетика – одно из уникальных направлений учения в психологии, которое направлено на изучение эйдетизма. Эйдетизм представляет собой специфический вид памяти, основанный на зрительных образах, впечатлениях. Он расширяет возможности взрослых людей, а в большей степени, детей. Так что есть повод узнать об этом подробнее. Раскрываем суть эйдетики, эйдетизма Словом «eidos» в древнегреческом языке обозначали внешний вид, картину, образ, идею. Эйдетизм – феноменологическая форма памяти, которая позволяет удержать в памяти и воспроизвести ранее воспринятые зрительные объекты (встречается и воспроизведение звуков) в сверхточности, в объёме. Содержательная детальность воспроизведения, наглядность, эмоционально-чувственная насыщенность воспроизводимого образа практически не уступает воспринимаемому образу. Образ эйдетический является субъективным, ярким, визуальным. Человек, обладающий эйдетизмом (фотографической памятью), способен представлять отсутствующий объект, как будто воспринимая его без его присутствия, словно видя его с закрытыми глазами, или смотря на какую-то поверхность, подходящий фон для изображения. Начало этому открытию положил Урбанчич, в начале XX века, лишь описав существование этих наглядных субъективных образов. Но самые значительные разработки были сделаны в школе Э.Йенша (Марбург). Именно эта школа дала начала развитию эйдетики. Итак, эйдетизм даёт возможность воспользоваться физиологической основой эйдетических образов, а именно остаточным возбуждением анализаторов. Некоторые ученые говорят о латентной форме эйдетизма у всех, другие же считают это способностью избранных, исключением. Школа Йенша утверждает, что все люди в детском возрасте проходят особую, необходимую фазу памяти – эйдетизм. И данные исследований говорят о высоких процентах обладания эйдетизмом среди деток разных возрастов. Встречаются даже редкие примеры этой способности у страдающих аутизмом. Многие из тех, кто обладает высоким уровнем памяти, могут вызывать эйдетические образы. Но вот «яркость», выраженность данного явления у всех на разном уровне. Степень эйдетизма ставят в зависимость от специфики внутренней секреции. А она зависима от индивидуальности, конституции, расы, возраста и даже от географических условий. Спорадическую (рассеянную) форму эйдетизма нести в себе могут многие. Это способность описания некоторого числа образов-воспоминаний в очень близких к действительности деталях. Но в данном случае такие эйдетические образы часто не срабатывают сознательно. Эйдетизм даёт возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы. Польза эйдетизма для человека заключается не только в лёгкости запоминания объектов, текстов, дат, номеров, цифр, иностранных слов, лиц, формул, плана дня и т.д. Но в целом он облегчает любое усвоение материала, что особо важно в процессах обучения и работы, сокращает время выполнения заданий, повышает эффективность и успеваемость. Тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания. Принципы эйдетизма можно обнаружить и в методиках экстрасенсорных восприятий, в практиках ушу, цигун. Медитация и йога также имеют среди своих принципов эйдетические основы. Развитие эйдетизма Как уже было сказано выше, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Следовательно, развитие эйдетизма будет иметь наивысшие результаты, если начать заниматься эйдетикой в детстве. Физиологической причиной этому является специфика восприятия информации детьми, по большей части, образами. Она основана на развитии правового полушария в течение первых лет (примерно, 5-7) в большей степени, нежели левого. А ведь именно правое полушарие «работает» над воображением, пространственной ориентацией. Упор же в традиционном развитии ребёнка в обучении делается больше на логическое мышление, за которое уже ответственно полушарие левое, которое формируется годам к 13. Развитие эйдетических способностей позволяет использовать больше возможностей нашего мозга в равной степени, поддерживает природные склонности. Для развития эйдетизма в наше время уже существуют различные тренинги, курсы. На таких занятиях обучают запоминанию информацию с помощью эйдетических образов. Методика использования воображения подкрепляется положительными эмоциями, что непременно приводит к успешному усвоению информации. Именно такая память даёт в последующем возможность воспроизводить огромное количество информации, разной сложности и насыщенности содержания. И если это занятия с детьми, то, взрослея, они не утрачивают эти способности. Для увлекательного и эффективного обучения используются игры, сотрудничество, соревнования, открытые обсуждения и др. На подобных занятиях детей стимулируют красочно описывать объекты, давать весёлые определения, придумывать «портрет», «биографию», например, буквам, «оживлять» цифры. Используется и техника рисования. Для развития ассоциаций ребёнку может предлагаться объект, который есть возможность воспринимать по-разному. Здесь не будет верного ответа, и это позволит увидеть, определить для себя несколько предметов в нём, расширить своё воображение, развить гибкость мышления. Ребёнку могут быть предложены и неоднозначные фрагменты объектов, которые необходимо дорисовать до понятного изображения. Используются и особый подход для улучшения адаптации, переключения внимания с одной области знания на другую. Для этого ребёнку задают серию вопросов, которые относятся к разным сферам знаний. Ребёнок должен давать полные ответы вслух. Со временем темп должен наращиваться. Если «играть» в это регулярно, то данный механизм будет увеличивать количество связей между клетками головного мозга. В последующем скорость реакции на изменение обстоятельств будет только повышаться. Деткам также может быть предложено придумать различные способы использования того или иного предмета, или представить изменение чего-то привычного для них в цвете или в форме. Среди заданий по цифрам, ребёнка могут попросить представить и описать, на что эта цифра похожа, какого она цвета, как она пахнет, какой звук имеет и т.д. Могут предложить «дорисовать» её до любого изображения. Всё это и многие другие задания приведут ребёнка к возможности использования эйдетических образов. Удивительно, когда ребёнку в течение девяти секунд показывают неизвестную картинку, а когда её уберут, на гладком сером экранчике ребёнок продолжает её всё так же чётко «видеть»! Он способен описать её в деталях, прочесть текст, озвучить цифры. И даже через полчаса он сможет сделать то же самое. Абсолютная ясность образов в более длительное время будет зависеть от уровня развития эйдетических способностей. Они же приведут к ясности покорения знаний многих сфер жизни. Эйдетика позволяет расширить не только грани нашей памяти, но и наши возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты.   Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"