Если фантики конфет
Гость под стол бросает,
Это значит, ЭТИКЕТ
Он не соблюдает.
Ю.Чичёв
Мораль, нравственность, правила поведения в обществе, к сожалению, не закладываются в ребёнке при рождении. Не особо способствует их обретению и окружающая среда. Если мы хотим, чтобы ребёнок обладал всем этим, необходимо пройти с ним все ступени познания этики и этикета. Раскроем основные моменты данного направления воспитания.
Этика
Ценности и добродетели – вначале незнакомые для ребёнка понятия. Но ради внутреннего совершенствования, проявления внутренней культуры они абсолютны необходимы. Основными методами воспитания будут диалог, игра (моделирование ситуаций), личный пример.
Основными аспектами этического воспитания должны стать:
- добродетели (справедливость, любовь к ближнему, преданность, доброта, сочувствие, скромность, вежливость, верность, обязательность, щедрость, милосердие и т.п.);
- ценности (счастье, радость, ценность жизни, ценность личности, ценность взаимоотношений, ценность свободы воли, ценность сознания, дружба, ценность труда, достоинство, ценность интеллекта, ценность самовыражения, ценность истины, ценность веры и т.д.);
- этика отношения к окружающим;
- этика отношений в коллективе;
- этика общения (правила хорошего тона, этика общения с противоположным полом, с людьми старшего и младшего возраста);
- внешняя и внутренняя этика;
- этика гражданина страны и т.д.
Не стоит оставлять освоение всех этих пунктов на самостоятельное изучение. Обучение вышеперечисленным нормам специалисты считают «защитным экраном» от не всегда положительного давления сверстников и от соблазнов потребительской культуры. При результативном привитии ценностей, добродетелей, этических навыков ребёнок будет способен на собственные независимые моральные решения, меньше подчиняясь «моде» друзей и всей окружающей среды.
Этическое воспитание — однозначно беспрерывный процесс. Психологи советуют не делать из него «уроков наставлений», которые только вселят в ребёнка негатив и недоверие к этим «советам».
Как же должно проходить воспитание? Единая программа для всех детей по данному направлению существует только в школе. А вот родителям советуют подбирать индивидуальную тактику, придерживаясь следующих моментов:
- не ждать с началом этического воспитания до момента поступления ребёнка в школу, начала подросткового возраста, а практически сразу закладывать в характер малыша вежливость, сострадание
сочувствие… (к примеру, с двух лет можно учить говорить «спасибо», «пожалуйста», «можно…?»; с 3-х лет поговорить с ребёнком о сочувствии к тому, кого обижают, о помощи другим);
- важно вслух формулировать свои ценности и моральные решения в присутствии детей (без этого самим детям будет сложно понять этические нормы в ваших поступках);
- хвалить своего ребёнка за принятие верных нравственных решений и быть уважительным в своей критике при их моральных ошибках (если это серьёзные промахи можно вместе решить, что станет «наказанием»);
- вести себя ласково и достойно с детьми (они гораздо легче приучаться делать жизнеутверждающий и морально обоснованный выбор, откроют в себе самые важные ценности; по данным исследований, дети, воспитанные в любви, чаще заступаются за других и помогают при необходимости);
- анализировать общение и развлечение своих детей (важно не позволить быть рядом с ребёнком насилию и другим подобным аморальным формам);
- подавать достойный пример своим нравственным поведением;
- играть в игры (с этическими ситуациями; сначала дайте возможно отреагировать ребёнку по своему выбору, а после обсудите и рассмотрите верный вариант) и читая книги, обсудите нравственность отдельных моментов (можно подключить и специальные книги с рассказами, стихами об этике);
- стимулировать участие ребёнка в школьных программах добровольной помощи или помощи более слабым ученикам;
- ежедневные ситуации тоже могут стать предметом обсуждения их нравственности (в форме диалога);
- не давать материальных вознаграждений ребёнку за «хорошее» поведение;
- если вы верующие, важно обратить внимание на привитие ценности веры с походами в церковь, со знанием библейских норм, а также научить толерантности к другим религиям.
Этикет
Правила и нормы поведения, конечно, во многом зависят от ситуаций. Так выделяют следующие виды этикета:
- столовый;
- речевой;
- религиозный;
- «выходного дня» (при посещении театра и др. культурных мест);
- повседневный;
- праздничный;
- служебный (или, например, школьный);
- профессиональный (специализированный);
- дипломатический;
- свадебный;
- траурный и др.
Конечно, все эти виды этикета ребёнку сразу невозможно освоить. Начинать, следует с того вида, который соответствует ситуации его участия и в той степени, в которой он уже способен воспринять. Опять же, не стоит ждать его взросления, и важно демонстрировать свой личный верный пример. Обсуждение, проигрывание ситуаций, книги также применимы в обучении этикета.
Речевой, столовый этикет – одни из первых, с которыми познакомиться малыш. В речевом этикете будет важен выбор вежливых слов в определенных ситуациях, демонстрирующих вежливость и доброту. Часто познание речевого этикета подкрепляется книгами со стихами, рассказами. Например, таких авторов, как Б.Заходер, В.Левин или Л. Керолла («Алиса в стране чудес»).
Столовый этикет начнется с момента, когда ребёнку захочется поиграть с едой. Потом можно учить пользоваться ложкой, постарше – вилкой, в начальной школе – ножом. Нужно привлекать ребёнка к сервировке стола, к уборке после еды. Важно привить ребёнку и основные манеры за столом:
- не набивать рот, полным еды;
- пользоваться столовыми приборами, а не руками во время еды (кроме исключительных видов пищи);
- пережевывать еду закрытым ртом и не разговаривать с едой во рту;
- кушать медленно, тщательно пережёвывая;
- важно ознакомить с правилами употребления отдельных продуктов, блюд (к примеру, от хлеба нужно отломить кусочек, а не кусать целый);
- не разрешайте ребёнку выковыривать еду из зубов за столом;
- важно пользоваться салфеткой во время еды;
- подскажите ребёнку секрет: если не знает, как есть то или иное блюдо, то стоит подождать и посмотреть, как это сделают остальные;
- научить говорить спасибо за подачу еды, не давать резких комментариев (если не понравилось блюдо), благодарить после окончания приёма пищи и сделать комплимент блюду (дома, в гостях, в общественном месте) и т.д.
А вот повседневный этикет будет включать целый комплекс норм поведения. Например, одной из них вы можете с лёгкостью учить своим примером: не допускать выражения недовольства поведением ребёнка в присутствии посторонних.
Праздничный этикет будет иметь особое значение в дни рождения малыша. Этикет «выходного дня» осваиваться будет постепенно, и в нём поведение взрослых будет иметь особо большое значение. С течением хода жизни, ребёнку удастся освоить и остальные виды правил поведения.
Хорошие манеры, верные нормы поведения помогут лучшей социализации ребёнка. А важные нравственные основы обеспечат ему устойчивую, жизнеутверждающую духовную основу счастливого жизненного пути.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»