fbpx

Детский страх

Выбор редакции

Страх – это эмоциональное состояние, которое вызвано отсутствием ответов…

И. Геворгян

Родители обычно стараются уберечь своего малыша от всех неприятностей. Но есть то, что трудно поддаётся нашему желанию защиты – это детский страх. Практически нет возможности «достать и выбросить» его самим или оградить от него мысли и чувства нашего ребёнка. Взрослые чувствуют свою беспомощность, а ребёнок ещё и постоянный либо ситуационный ужас, тревогу.


Детские страхи и их причины

Детский страх может быть разным по силе, источнику, причине. Видов этих страхов можно привести огромное множество. Об их силе мы судим по состоянию ребёнка и длительности периода освобождения от него. А вот для выяснения причин необходимо стать «внутри» страха. На это понадобится желание, выдержка и умение анализировать.

Детские страхи часто возникают не беспочвенно. Все причины специалисты сводят к основным:

  • постоянные предупреждения взрослых об опасности, перманентные запреты, эмоционально негативное сопровождение со стороны взрослых любых самостоятельных действий ребёнка;
  • собственная фантазия ребёнка, питающаяся яркой детской эмоциональностью, верой в сказку, в её негативные проявления (особенно часто проявляется в страхе темноты);
  • страх повторения уже пережитой ситуации испуга (к примеру, укуса собаки);
  • семейные конфликты, в которых ребёнок чувствует свою вину, и боится стать причиной новых;
  • конфликты с друзьями, с ближайшим детским окружением, неприятием ими ребёнка;
  • страх как побочное действие состояния невроза, особенно у деток с уязвимой нервной системой (диагностируется и назначается терапия специалистами).

Существующие страхи можно классифицировать на различных основаниях. Кто-то выделяет «ночные» и «дневные» страхи. Кому-то важнее источник зарождения страха, к примеру: страхи, созданные внешней окружающей средой; страхи, приобретенные от родителей; страхи, «взрощенные» на своём детском опыте. Выделяют и страхи по известным причинам для малыша и, наоборот, по факту абсолютной неосведомлённости от того, что его ожидает.

Приводят психологи и классификацию по возрасту, со степенью и причиной выражения: до 12 месяцев – причиной может стать боязнь отсутствия мамы, выражается в беспокойном поведении и громких звуках; в годика 2 или 3 к страхам малыша присоединяются боязнь темноты, одиночества, боли (к примеру, от медицинского вмешательства), наказания; «фантазийные» страхи приходят к годам 3-м либо 4-м; лет в 6 ребёнок начинает бояться смерти (родителей и своей) и всех возможных её причин (включая, природные явления: грозу, гром и т.п.); 7 лет характеризуется страхом визуальным (теней, приведений, высоты), боязни грабителей, новых ситуаций, общественного отторжения, опоздания на урок; 8 или 9 лет наполняются страхом быть раскритикованным, неудачных действий, невозможности понравиться; в 10 лет может возникнуть страх перед змеями, другими опасными животными, перед пожарами и криминальными представителями; подростковый возраст приносит страх быть не ярким (стать «серой массой») или, наоборот, не «как все из его компании», страх перед общением перед неприятием его противоположным полом, боязнь жестокого авторитета (родителя, старшего подростка, лидера компании).

Есть и следующее разделение: страхи «сверхценные» (самые частые; основаны на «убедительной» фантазии; становятся убеждением на долгое время или на всю жизнь; страх воды (без опыта), темноты и др.); страхи навязчивые (результат страшного опыта; боязнь повторений и страх перед подобными условиями; могут подключаться страхи закрытых пространств, высоты); страхи «бредовые» («беспричинная», «нелогичная» боязнь, которая может свидетельствовать о нарушениях психики или ложности суждений малыша).

Уже в этих всех видах страхов таится целое множество отдельных представителей. Остановимся на некоторых подробнее.

Достаточно распространён страх перед одиночеством дома, без родителей. Вызван он ощущением беззащитности, чувством «ненужности», недостаточной любви родителей (раз оставили и «забыли» про него), а подкрепляется еще и очень страшными для малыша фантазиями о появлении ужасных существ. Часто убедительность опасности для ребёнка возникает «благодаря» любимым детским страшилкам, в которых обычно всё случается с детьми, оставшимися дома в одиночестве. Боятся предметов и мест, откуда «могут» появиться существа (шкафы, трещины, ширмы, двери, ниши и т.д.). Необходимо всегда настраивать малыша, что дом – это защищенная крепость, а вы уходите, но очень любите его. Лучше обозначьте время вашего прихода. Хорошо и позванивать время от времени. Но полное освобождение может прийти лишь при взрослении, формировании механизма самосознания и различения реальности и фантазий.

Часть страхов мы создаём собственноручно. Это одни из самых «сложных» страхов. Во-первых, наш авторитет заставил ребёнку поверить нам. А во-вторых, придётся не только «излечивать» ребёнка, но и самим усердно поработать над собой. Многие слышали такие выражения из своих уст (или от своих родителей): «Аккуратно – упадёшь!», «Будь осторожным, а то куда-то вляпаешься». Что происходит после подобного ежедневно внушения? Родители заполняют жизнь деток опасениями, страхами, а дети становятся тревожными, эмоционально незрелыми, окутанными страшными «предчувствиями» неминуемой опасности. Создавая непрерывную ситуацию опасения, дети могут пробовать из неё вырваться, но обычно «покоряются» этому влиянию. Приводит это к тому, что дети бояться обычных действий, деятельности, с которой другие детки справляются очень просто. Поведение родителей часто оценивается ими самими как обычная родительская забота о ребёнке, его здоровье, счастье. Но вот специалисты определяют это гиперопекой, которая способна «уберечь» ребёнка только от уверенности, самоуважения, самостоятельности, чувства Детский страхсобственного достоинства, смелости. Так что ребёнку, и правда, стоит опасаться, но только нашего подобного поведения. Преодолением этого может стать лишь изменение родительского поведение в сторону стимулирования ребёнка к самостоятельным, действиям, одобрение его попыток и ненавязчивая поддержка со стороны.

Другим «плодом наших творений» является страх перед кем-то «сверхсильным». Родители часто «подкрепляют» свои запреты отрицательными сказочными персонажами или, что ещё хуже, реальными «строгими для малыша» людьми (кем-то из строгих родных, врачом, милиционером, чужим дяденькой, тётенькой и др.). Часто подобное запугивание грозит перейти во взрослую жизнь. Важно развеивать его убежденность в абсолютной силе этих «персонажей» и раскрыть в них не только «злые» стороны.

Страх смерти для ребёнка тоже очень тяжёл. Ребёнок осознаёт свою уязвимость, возможность исчезновения из его жизни самых близких людей. Почему и как следует говорить с ребёнком на эту тему, читайте в нашем материале «Говорим с ребёнком о смерти».

Страх темноты посещал практически каждого из нас в детском возрасте. Причиной ему были наши фантазии, а возможно и случаи «выскакивания» кого-то из других детей или взрослых из темноты с пугающей гримасой и выкриком «Ух!». Психологи в рекомендациях разделились. Некоторые считают, что не стоит мучить ребёнка, а лучше включать ему свет, при этом объясняя, что ничего не меняется, что со светом, что без него, и терпеливо ждать взросления малыша. А другие советуют «закаливать» ребёнка темнотой (начинать с секунд забегания в темную комнату, постепенно увеличивая время и похваливая за геройство), или даже сидеть с ним периодически в темноте с фонариком, демонстрируя, что все тени – это тени предметов, кроме которых в комнате ничего нет.

Ребёнок может бояться всего, чего угодно: оценки в школе, быть уличенным в проступке, пробудившихся необъяснимых эмоций, болезней, старушек с улицы и т.д.


Рекомендации действий для родителей

Детский страх – реально существующая действительность для самого малыша. К сожалению, не всегда ребёнок решается поделиться с нами этим. Психологи советуют ради своевременного выявления (а значит, и для повышения положительного результата) обращать внимание на потенциальные признаки страха у детей:

  • постоянные мысли и серьёзные опасения по воду своей безопасности;
  • сверхбеспокойство по поводу повседневных задач;
  • проявление повышенной осторожности;
  • панические атаки и истерики;
  • непроходящие тревожные состояния;
  • ночные кошмары;
  • боязнь общения с людьми, встреч с ними;
  • избегание общественных ситуаций;
  • слишком много волнений по поводу того, что ещё не произошло;
  • постоянные беспокойства или опасения о родных, друзьях, о любой деятельности и школе;
  • одержимость определёнными мыслями и действия по принуждению;
  • отсутствие уверенности в себе и низкая самооценка;
  • боязнь сделать ошибку;
  • частые жалобы на общее недомогание, на головную боль или боль в животе;
  • повышенное потоотделение, постоянная суетливость и неспособность расслабиться.

Появление у ребенка страхов прослеживается вместе с растущей познавательной активностью. И некоторые психологи даже останавливаются на мнении, что страх, в принципе, нормален, полезен и имеет право на существование. Но даже с таким подходом, он не должен реально мешать ребёнку жить счастливо.

Для того, чтобы не усугубить проблемы или избежать новых, психологи выводят общие рекомендации (хотя с каждым конкретным страхом нужно бороться прицельно, на основе его особенности):

  • так как для ребёнка любой страх реален, то о нём важно говорить, как о любой реальной опасности, выслушивая внимательно и с пониманием чувств малыша (это поможет ребёнку выплеснуть эмоции, то есть ослабить их, прояснит ситуацию для ваших действий; важно уверить его, что он не один);
  • необходимо составить для себя полную картину страха ребёнка (причины, функция, степень, развитие, период существования, проявления) и на этой основе выработать стратегию (подкрепившись специальными знаниями или даже помощью специалиста);
  • заверьте ребёнка в силе вашей любви и возможности защитить его от всего при необходимости;
  • важно обозначить для ребёнка его защитников и в предметах (игрушки, ночники, одеяло и т.д.);
  • не стоит говорить о любом страхе малыша, что «это глупо», «ты просто притворяешься, чтобы …» (что-то не сделать);
  • нельзя насмехаться над страхами малыша или наказывать его за них;
  • никогда не стоит пугать иррациональными, мистическими историями;
  • контролируйте и не позволяйте доступ ребёнка к видеоужастикам, книгам и журналами со страшным сюжетом;
  • не стоит выбивать страх из ребёнка, насильно помещая малыша в него (например, бросать в воду);
  • старайтесь реальностью развеять фантазии малыша (к примеру, расскажите, что под кровать не монстр, а ковёр или ещё что-то);
  • читайте и показывайте ему истории, в которых монстры и чудовища в конце оказываются только преувеличенной фантазией;
  • для «изливания» страха можно использовать рисунки (отображение страха в них) и провести «ритуал» его уничтожения и т.д.

 

Страхи проникают в жизнь и детей, и взрослых, но малыши воспринимают их более драматично, и психика у деток не совсем подготовлена к борьбе с ними. Поэтому без вашей помощи ему точно не обойтись. Помогите ребёнку своим спокойствием, внимательностью и стратегическим подходом в преодолении всех страхов, и у малыша будет меньше оснований бояться чего-то в будущей взрослой жизни.

 


Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Страх – это эмоциональное состояние, которое вызвано отсутствием ответов…

И. Геворгян

Родители обычно стараются уберечь своего малыша от всех неприятностей. Но есть то, что трудно поддаётся нашему желанию защиты – это детский страх. Практически нет возможности «достать и выбросить» его самим или оградить от него мысли и чувства нашего ребёнка. Взрослые чувствуют свою беспомощность, а ребёнок ещё и постоянный либо ситуационный ужас, тревогу. Детские страхи и их причины Детский страх может быть разным по силе, источнику, причине. Видов этих страхов можно привести огромное множество. Об их силе мы судим по состоянию ребёнка и длительности периода освобождения от него. А вот для выяснения причин необходимо стать «внутри» страха. На это понадобится желание, выдержка и умение анализировать. Детские страхи часто возникают не беспочвенно. Все причины специалисты сводят к основным:
  • постоянные предупреждения взрослых об опасности, перманентные запреты, эмоционально негативное сопровождение со стороны взрослых любых самостоятельных действий ребёнка;
  • собственная фантазия ребёнка, питающаяся яркой детской эмоциональностью, верой в сказку, в её негативные проявления (особенно часто проявляется в страхе темноты);
  • страх повторения уже пережитой ситуации испуга (к примеру, укуса собаки);
  • семейные конфликты, в которых ребёнок чувствует свою вину, и боится стать причиной новых;
  • конфликты с друзьями, с ближайшим детским окружением, неприятием ими ребёнка;
  • страх как побочное действие состояния невроза, особенно у деток с уязвимой нервной системой (диагностируется и назначается терапия специалистами).
Существующие страхи можно классифицировать на различных основаниях. Кто-то выделяет «ночные» и «дневные» страхи. Кому-то важнее источник зарождения страха, к примеру: страхи, созданные внешней окружающей средой; страхи, приобретенные от родителей; страхи, «взрощенные» на своём детском опыте. Выделяют и страхи по известным причинам для малыша и, наоборот, по факту абсолютной неосведомлённости от того, что его ожидает. Приводят психологи и классификацию по возрасту, со степенью и причиной выражения: до 12 месяцев – причиной может стать боязнь отсутствия мамы, выражается в беспокойном поведении и громких звуках; в годика 2 или 3 к страхам малыша присоединяются боязнь темноты, одиночества, боли (к примеру, от медицинского вмешательства), наказания; «фантазийные» страхи приходят к годам 3-м либо 4-м; лет в 6 ребёнок начинает бояться смерти (родителей и своей) и всех возможных её причин (включая, природные явления: грозу, гром и т.п.); 7 лет характеризуется страхом визуальным (теней, приведений, высоты), боязни грабителей, новых ситуаций, общественного отторжения, опоздания на урок; 8 или 9 лет наполняются страхом быть раскритикованным, неудачных действий, невозможности понравиться; в 10 лет может возникнуть страх перед змеями, другими опасными животными, перед пожарами и криминальными представителями; подростковый возраст приносит страх быть не ярким (стать «серой массой») или, наоборот, не «как все из его компании», страх перед общением перед неприятием его противоположным полом, боязнь жестокого авторитета (родителя, старшего подростка, лидера компании). Есть и следующее разделение: страхи «сверхценные» (самые частые; основаны на «убедительной» фантазии; становятся убеждением на долгое время или на всю жизнь; страх воды (без опыта), темноты и др.); страхи навязчивые (результат страшного опыта; боязнь повторений и страх перед подобными условиями; могут подключаться страхи закрытых пространств, высоты); страхи «бредовые» («беспричинная», «нелогичная» боязнь, которая может свидетельствовать о нарушениях психики или ложности суждений малыша). Уже в этих всех видах страхов таится целое множество отдельных представителей. Остановимся на некоторых подробнее. Достаточно распространён страх перед одиночеством дома, без родителей. Вызван он ощущением беззащитности, чувством «ненужности», недостаточной любви родителей (раз оставили и «забыли» про него), а подкрепляется еще и очень страшными для малыша фантазиями о появлении ужасных существ. Часто убедительность опасности для ребёнка возникает «благодаря» любимым детским страшилкам, в которых обычно всё случается с детьми, оставшимися дома в одиночестве. Боятся предметов и мест, откуда «могут» появиться существа (шкафы, трещины, ширмы, двери, ниши и т.д.). Необходимо всегда настраивать малыша, что дом – это защищенная крепость, а вы уходите, но очень любите его. Лучше обозначьте время вашего прихода. Хорошо и позванивать время от времени. Но полное освобождение может прийти лишь при взрослении, формировании механизма самосознания и различения реальности и фантазий. Часть страхов мы создаём собственноручно. Это одни из самых «сложных» страхов. Во-первых, наш авторитет заставил ребёнку поверить нам. А во-вторых, придётся не только «излечивать» ребёнка, но и самим усердно поработать над собой. Многие слышали такие выражения из своих уст (или от своих родителей): «Аккуратно – упадёшь!», «Будь осторожным, а то куда-то вляпаешься». Что происходит после подобного ежедневно внушения? Родители заполняют жизнь деток опасениями, страхами, а дети становятся тревожными, эмоционально незрелыми, окутанными страшными «предчувствиями» неминуемой опасности. Создавая непрерывную ситуацию опасения, дети могут пробовать из неё вырваться, но обычно «покоряются» этому влиянию. Приводит это к тому, что дети бояться обычных действий, деятельности, с которой другие детки справляются очень просто. Поведение родителей часто оценивается ими самими как обычная родительская забота о ребёнке, его здоровье, счастье. Но вот специалисты определяют это гиперопекой, которая способна «уберечь» ребёнка только от уверенности, самоуважения, самостоятельности, чувства Детский страхсобственного достоинства, смелости. Так что ребёнку, и правда, стоит опасаться, но только нашего подобного поведения. Преодолением этого может стать лишь изменение родительского поведение в сторону стимулирования ребёнка к самостоятельным, действиям, одобрение его попыток и ненавязчивая поддержка со стороны. Другим «плодом наших творений» является страх перед кем-то «сверхсильным». Родители часто «подкрепляют» свои запреты отрицательными сказочными персонажами или, что ещё хуже, реальными «строгими для малыша» людьми (кем-то из строгих родных, врачом, милиционером, чужим дяденькой, тётенькой и др.). Часто подобное запугивание грозит перейти во взрослую жизнь. Важно развеивать его убежденность в абсолютной силе этих «персонажей» и раскрыть в них не только «злые» стороны. Страх смерти для ребёнка тоже очень тяжёл. Ребёнок осознаёт свою уязвимость, возможность исчезновения из его жизни самых близких людей. Почему и как следует говорить с ребёнком на эту тему, читайте в нашем материале «Говорим с ребёнком о смерти». Страх темноты посещал практически каждого из нас в детском возрасте. Причиной ему были наши фантазии, а возможно и случаи «выскакивания» кого-то из других детей или взрослых из темноты с пугающей гримасой и выкриком «Ух!». Психологи в рекомендациях разделились. Некоторые считают, что не стоит мучить ребёнка, а лучше включать ему свет, при этом объясняя, что ничего не меняется, что со светом, что без него, и терпеливо ждать взросления малыша. А другие советуют «закаливать» ребёнка темнотой (начинать с секунд забегания в темную комнату, постепенно увеличивая время и похваливая за геройство), или даже сидеть с ним периодически в темноте с фонариком, демонстрируя, что все тени – это тени предметов, кроме которых в комнате ничего нет. Ребёнок может бояться всего, чего угодно: оценки в школе, быть уличенным в проступке, пробудившихся необъяснимых эмоций, болезней, старушек с улицы и т.д. Рекомендации действий для родителей Детский страх – реально существующая действительность для самого малыша. К сожалению, не всегда ребёнок решается поделиться с нами этим. Психологи советуют ради своевременного выявления (а значит, и для повышения положительного результата) обращать внимание на потенциальные признаки страха у детей:
  • постоянные мысли и серьёзные опасения по воду своей безопасности;
  • сверхбеспокойство по поводу повседневных задач;
  • проявление повышенной осторожности;
  • панические атаки и истерики;
  • непроходящие тревожные состояния;
  • ночные кошмары;
  • боязнь общения с людьми, встреч с ними;
  • избегание общественных ситуаций;
  • слишком много волнений по поводу того, что ещё не произошло;
  • постоянные беспокойства или опасения о родных, друзьях, о любой деятельности и школе;
  • одержимость определёнными мыслями и действия по принуждению;
  • отсутствие уверенности в себе и низкая самооценка;
  • боязнь сделать ошибку;
  • частые жалобы на общее недомогание, на головную боль или боль в животе;
  • повышенное потоотделение, постоянная суетливость и неспособность расслабиться.
Появление у ребенка страхов прослеживается вместе с растущей познавательной активностью. И некоторые психологи даже останавливаются на мнении, что страх, в принципе, нормален, полезен и имеет право на существование. Но даже с таким подходом, он не должен реально мешать ребёнку жить счастливо. Для того, чтобы не усугубить проблемы или избежать новых, психологи выводят общие рекомендации (хотя с каждым конкретным страхом нужно бороться прицельно, на основе его особенности):
  • так как для ребёнка любой страх реален, то о нём важно говорить, как о любой реальной опасности, выслушивая внимательно и с пониманием чувств малыша (это поможет ребёнку выплеснуть эмоции, то есть ослабить их, прояснит ситуацию для ваших действий; важно уверить его, что он не один);
  • необходимо составить для себя полную картину страха ребёнка (причины, функция, степень, развитие, период существования, проявления) и на этой основе выработать стратегию (подкрепившись специальными знаниями или даже помощью специалиста);
  • заверьте ребёнка в силе вашей любви и возможности защитить его от всего при необходимости;
  • важно обозначить для ребёнка его защитников и в предметах (игрушки, ночники, одеяло и т.д.);
  • не стоит говорить о любом страхе малыша, что «это глупо», «ты просто притворяешься, чтобы …» (что-то не сделать);
  • нельзя насмехаться над страхами малыша или наказывать его за них;
  • никогда не стоит пугать иррациональными, мистическими историями;
  • контролируйте и не позволяйте доступ ребёнка к видеоужастикам, книгам и журналами со страшным сюжетом;
  • не стоит выбивать страх из ребёнка, насильно помещая малыша в него (например, бросать в воду);
  • старайтесь реальностью развеять фантазии малыша (к примеру, расскажите, что под кровать не монстр, а ковёр или ещё что-то);
  • читайте и показывайте ему истории, в которых монстры и чудовища в конце оказываются только преувеличенной фантазией;
  • для «изливания» страха можно использовать рисунки (отображение страха в них) и провести «ритуал» его уничтожения и т.д.
  Страхи проникают в жизнь и детей, и взрослых, но малыши воспринимают их более драматично, и психика у деток не совсем подготовлена к борьбе с ними. Поэтому без вашей помощи ему точно не обойтись. Помогите ребёнку своим спокойствием, внимательностью и стратегическим подходом в преодолении всех страхов, и у малыша будет меньше оснований бояться чего-то в будущей взрослой жизни.   Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"