fbpx
ДомойДети и все о детяхВоспитание и развитиеЧто такое гендерное воспитание?

Что такое гендерное воспитание?

Выбор редакции

  Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование термина «гендер», который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

 

Гендерная идентичность формируется в возрасте 3-7 лет. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации, или личных желаний ребенка. Посему даже внешний вид ребенка должен давать понять окружающим пол ребенка, чтоб мальчик ни в коем случае не услышал от кого-либо, что он «прелестная девочка», тогда ему будет трудно понять, кто же он.

 

Хотели девочку, а родился мальчик... Или наоборот. Часто подсознательное (или вполне сознательное) желание родителей иметь ребенка другого пола приводит к тому, что к «незадачливому» чаду еще с пеленок предъявляются своеобразные требования. От девочки ждут смелости, напористости, лидерских качеств: «Вася тебя толкнул? Дай сдачи», «Боишься ехать с горки? Позор!». Мальчика же призывают к «по-девичьи» спокойному поведению, аккуратности: «Отойди от дерева, курточку запачкаешь», «Что ты носишься как угорелый, посиди лучше, книжку почитай». Все это может привести к нарушениям поло-ролевой идентификации.

Противоположная крайность - когда родители загоняют ребенка в жесткие гендерные рамки. «Ты что, ненормальный, разглядывать девчачьи игрушки?» - заводится отец, увидев, что сын в магазине засмотрелся на яркую куклу. «И не думай волосы обрезать! Будешь ходить как пацан, а потом, глядишь, и пиво пить в подворотне», - внушает мама дочке.

Для  того, чтобы уравновесить подобные крайности, важно создать гендерно-сбалансированную среду (подразумевается воздействие, которое помогает ребенку дифференцировать себя от противоположного пола, не ущемляя в проявлении чувств и интересов, учить взаимодействовать с гендерными противоположностями).

Для создания гендерно-сбалансированного воспитательного пространства следует:

    дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);

    организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

    снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

    создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

    создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

 

Елизавета Унгур, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

  Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование термина «гендер», который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

 

Гендерная идентичность формируется в возрасте 3-7 лет. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации, или личных желаний ребенка. Посему даже внешний вид ребенка должен давать понять окружающим пол ребенка, чтоб мальчик ни в коем случае не услышал от кого-либо, что он «прелестная девочка», тогда ему будет трудно понять, кто же он.

 

Хотели девочку, а родился мальчик... Или наоборот. Часто подсознательное (или вполне сознательное) желание родителей иметь ребенка другого пола приводит к тому, что к «незадачливому» чаду еще с пеленок предъявляются своеобразные требования. От девочки ждут смелости, напористости, лидерских качеств: «Вася тебя толкнул? Дай сдачи», «Боишься ехать с горки? Позор!». Мальчика же призывают к «по-девичьи» спокойному поведению, аккуратности: «Отойди от дерева, курточку запачкаешь», «Что ты носишься как угорелый, посиди лучше, книжку почитай». Все это может привести к нарушениям поло-ролевой идентификации.

Противоположная крайность - когда родители загоняют ребенка в жесткие гендерные рамки. «Ты что, ненормальный, разглядывать девчачьи игрушки?» - заводится отец, увидев, что сын в магазине засмотрелся на яркую куклу. «И не думай волосы обрезать! Будешь ходить как пацан, а потом, глядишь, и пиво пить в подворотне», - внушает мама дочке.

Для  того, чтобы уравновесить подобные крайности, важно создать гендерно-сбалансированную среду (подразумевается воздействие, которое помогает ребенку дифференцировать себя от противоположного пола, не ущемляя в проявлении чувств и интересов, учить взаимодействовать с гендерными противоположностями).

Для создания гендерно-сбалансированного воспитательного пространства следует:

    дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);

    организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

    снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

    создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

    создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

 

Елизавета Унгур, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".