Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование термина «гендер», который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Гендерная идентичность формируется в возрасте 3-7 лет. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации, или личных желаний ребенка. Посему даже внешний вид ребенка должен давать понять окружающим пол ребенка, чтоб мальчик ни в коем случае не услышал от кого-либо, что он «прелестная девочка», тогда ему будет трудно понять, кто же он.
Хотели девочку, а родился мальчик... Или наоборот. Часто подсознательное (или вполне сознательное) желание родителей иметь ребенка другого пола приводит к тому, что к «незадачливому» чаду еще с пеленок предъявляются своеобразные требования. От девочки ждут смелости, напористости, лидерских качеств: «Вася тебя толкнул? Дай сдачи», «Боишься ехать с горки? Позор!». Мальчика же призывают к «по-девичьи» спокойному поведению, аккуратности: «Отойди от дерева, курточку запачкаешь», «Что ты носишься как угорелый, посиди лучше, книжку почитай». Все это может привести к нарушениям поло-ролевой идентификации.
Противоположная крайность - когда родители загоняют ребенка в жесткие гендерные рамки. «Ты что, ненормальный, разглядывать девчачьи игрушки?» - заводится отец, увидев, что сын в магазине засмотрелся на яркую куклу. «И не думай волосы обрезать! Будешь ходить как пацан, а потом, глядишь, и пиво пить в подворотне», - внушает мама дочке.
Для того, чтобы уравновесить подобные крайности, важно создать гендерно-сбалансированную среду (подразумевается воздействие, которое помогает ребенку дифференцировать себя от противоположного пола, не ущемляя в проявлении чувств и интересов, учить взаимодействовать с гендерными противоположностями).
Для создания гендерно-сбалансированного воспитательного пространства следует:
– дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);
– организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
– снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;
– создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;
– создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);
– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.
Елизавета Унгур, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".